Сущность государства

Связанность с правом.

Оно обладает монопольным правом издавать закреплённые в юридических источниках и распространяющиеся на всех правовые нормы. Такой возможностью не обладает больше ни одна другая властная организация. Право является основным средством выражения властных велений. В то же время само государство в своей организации и деятельности руководствуется правовыми нормами, в соответствии с которыми строится вся система государственных органов и органов местного самоуправления.

5. Государственная казна включает в себя налоги, займы, пошлины, платежи, кредиты и т.д. То есть, это то, что позволяет содержать государственный аппарат, финансировать культуру, здравоохранение, образование, выплачивать пенсии, пособия и пр. Это необходимый признак государства, без которого оно не смогло бы выполнять свои функции и вообще существовать.

6. Государственная символика. К символике государства обычно относят его название, государственный флаг, герб и гимн. Как правило, по поводу государственной символики принимаются специальные законы, содержащие точное описание всех составляющих символов.

 

 

Понятие государства включает в себя характеристику его сущности, т.е. главного, определяющего, устойчивого, закономерного в данном явлении.

Марксизм научно обосновал, что политическая власть является одновременно и важнейшим признаком государства, и основным содержанием его сущности. Государство по своей сущности есть организация политической власти общества.

Вместе с тем, марксистский подход к сущности государства исключительно с классовых позиций (классовый подход) следует признать односторонним. Данный подход основан на марксистском понимании государства как организации политической власти экономически господствующего класса, орудия его диктатуры, аппарат насилия, подавления, принуждения.

Другой подход к сущности государства заложен в различных учениях о государстве от Аристотеля до Каутского, их современных последователей и исходит из общесоциальной сущности государства – назначения служить всему обществу. Эти учения сходятся в понимании государства как института социального компромисса и достижения общего блага. Действительно, любое общество состоит из различных социальных групп и слоев населения, интересы которых зачастую расходятся или являются диаметрально противоположными. Государство же обязано всеми имеющимися у него средствами устранять конфликты, примирять интересы, достигать компромисса. Однако трактовка сущности государства исключительно с позиции его общесоциального назначения также представляется односторонней.

В настоящее время в юридической литературе утвердилась точка зрения о двойственной природе сущности государства – в ней присутствуют и начала классовости (стремления правящей элиты выражать волю тех социальных сил, интересы которых они представляют), и общесоциальные начала (примирение несовпадающих интересов различных социальных групп, достижение общественного компромисса).

Понятно, что сочетание классового и общесоциального в сущности разных государств различно. В демократических государствах преобладают общесоциальные начала, в тоталитарных основное содержание деятельности государства – выражение воли и интересов лиц, стоящих у власти, хотя и общесоциальные начала в некоторой степени будут иметь место.