Нормативная система первобытного общества

 

Любая социальная общность требует урегулированности и порядка, без которых она не сможет не только развиваться, но и существовать. Упорядоченность общественных отношений достигается с помощью власти и социальных норм – единых для всех членов общества правил поведения.

Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали способы добывания огня. В первобытном обществе нормы носили нерасчлененный характер мифологического и традиционно-бытового регулятора, прав и обязанностей, морали. Такие нормы называют мононормами. Впервые это понятие ввел советский этнограф А.И. Першиц: «Мононорма (от греч. monos – один, единый и лат. norma – правило) – обязательное правило поведения, в котором еще не дифференцировались различные нормы социальной регуляции: права, нравственности, этикета и т.п.». Первобытный человек не различал прав и обязанностей, не выделял различные виды норм. Вместе с тем, с позиции современных представлений можно выделить среди социальных норм первобытного общества такие их разновидности как обычаи, табу, нормы морали, религиозные нормы, мифы.

Обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Их особенность – никто не придумывает специально; возникают как результат наиболее целесообразного варианта поведения, которому бессознательно следовали все члены рода, а многократная повторяемость делала такое поведение привычкой.

Нормы первобытной морали – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле. Возникли позже обычаев, когда у людей появилась способность оценивать свои собственные поступки и поступки других людей с точки зрения добра и зла.

Религиозные нормы – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных воззрений (неспособность объяснить явления природы).

Табу– религиозный запрет, налагаемый на предмет, слово, действия, нарушение которого влекло жестокую кару со стороны богов.

Мифы – рассказы о богах, героях, природных явлениях и т.п., отражавшие представления людей о мире, природе, человеческом бытие. В них закреплялись способы изготовления орудий, сведения о маршрутах кочевий, местах для стоянок, о нормах брачно-семейных отношений и т.д.

Таким образом, нормативная система первобытного общества выступала в виде непререкаемых, абсолютно обязательных правил поведения, которые соблюдались в силу привычки, объективной целесообразности, опирались на авторитет и не обеспечивались специальным аппаратом принуждения, носили характер мононорм, преобладающее значение имели запреты.

В период перехода от присваивающей к производящей экономике произошли изменения и в нормативной системе первобытного общества. Так, мононормы постепенно перерастают в нормы морали и права, религиозные нормы. Появляются первые письменные источники – агрокалендари, которые регулировали производственную деятельность общины.