Договор морской перевозки.

Договор железнодорожной перевозки грузов.

Договоры перевозки грузов.

Особые юридические признаки:

1. В качестве перевозчика выступают лишь государственные юридические лица. Железные дороги являются государственными унитарными предприятиями.

 

2. Договор оформляется транспортной накладной, которая является обязательной письменной формой этого договора и квитанцией о приеме груза, которая сопровождает груз на всем пути и выдается грузополучателю при получении груза.

 

3. Договор железнодорожной перевозки грузов – реальный договор: он возникает лишь после предъявления груза и подачи вагонов на основании определенных организационных предпосылок. Это долгосрочные договоры об организации перевозок грузов, где указываются сроки предоставления транспортных средств, предъявления грузов, их объем (ст. 798 ГК, ст. 17 ТУЖД) и заявок (заказов) на перевозки грузов, которые представляются грузоотправителями не менее чем за 10 дней. Начальник станции отправления за 3 дня уточняет количество вагонов, контейнеров по дням, видам грузов.

 

4. Оплата по железнодорожным перевозкам грузов производится по тарифам, которые устанавливаются государством в соответствии с законом о естественных монополиях и лишь цена за дополнительные услуги может регулироваться договором.

 

5. Определение сроков доставки груза: дата приемки и доставки груза, указывается в квитанции, которая выдается грузоотправителю, исчисление срока доставки начинается с 24 часов дня приема груза для перевозки. Груз считается доставленным в срок, если он до истечения установленного срока был выгружен железной дорогой либо был подан для выгрузки, а также, если груз прибыл вовремя, но был занят фронт разгрузки.

 

Прибывшие грузы хранятся на железнодорожной станции назначения бесплатно в течение 24 часов, за хранение сверх указанного срока берется сбор по тарифу.

 

Виды: внутренние (между портами России) и заграничные, внутренние подразделяются на договоры малого каботажа (между портами России одного моря) и договоры большого каботажа (между портами России разных морей).

 

Кроме того, договоры перевозки различаются на чартерные и коносаментные. По договору чартера предоставляется все судно или его конкретная часть на один или несколько рейсов определенному лицу. Коносаментный договор – это договор без предоставления конкретной части или всего судна, он является реальным договором и применяется при перевозках небольших по объему партий грузов. Коносаментом в морской перевозке называется также документ, которым оформляется морская перевозка грузов. Коносамент – документ являющийся ценной бумагой.

 

Особенности ответственности и возмещения убытков по договорам морской перевозки.

 

- Не считается нарушением и не влечет применение гражданско-правовых санкций отклонение в пути в целью спасения (жизней, судов, грузов), а равно иное разумное отклонение.

- При морских перевозках действуют специальные способы распределения риска убытков, которые называется “авария”.

“Авария” в морском праве – это убытки, возникшие в результате наступления тех или иных опасных обстоятельств в процессе перевозки. Различаются “общая авария” и “частная авария”.

“Общая авария” – это убытки, которые причиняются намеренными и разумными действиями в интересах всех участников перевозки (“в интересах судна, груза и фрахта”). Условиями применения принципа общей аварии является наличие чрезвычайных обстоятельств, создающих угрозу опасности всем участникам перевозки.

К общей аварии, например, относится: уничтожение части груза или судового имущества и расходы с целью снятия судна с мели, расходы в связи с вынужденным заходом судна в место убежища из-за шторма и др. Сущность общей аварии – распределение убытков между всеми участниками перевозки пропорционально стоимости судна, груза, платы за перевозку. Расчет распределения убытков называется “диспаша”, он составляется работниками Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

“Частная авария” – это возложение убытков при опасности угрожавшей одному из участников перевозки только на него. Условия применения “частной аварии”: опасность не была общей; причиной опасности не являлись чрезвычайные обстоятельства. Пример “частной аварии”: испортившееся мясо выбросили за борт – понесенные убытки падают только на владельца груза.

Особенностью ответственности по договорам перевозки являются различные правила ответственности по внутренним и заграничным перевозкам.

При внутренних перевозках (между портами Российской Федерации) – перевозчик отвечает на общих основаниях: как за коммерческие ошибки, так и за навигационные.

При заграничных перевозках – морской перевозчик отвечает по нормам международного права только за коммерческие ошибки, а за навигационные не отвечает.

 

Договор воздушной перевозки грузов.

Виды:

По объекту – перевозка груза, багажа.

 

По территории – внутренние и международные (если хотя бы один из пунктов посадки находится на территории другого государства).

 

По способу – обычные и чартерные.

 

Субъекты перевозки: авиационное предприятие, эксплуатант, перевозчик.

 

Авиационное предприятие – юридическое лицо любой формы собственности, которое может осуществлять воздушные перевозки или выполнять авиационные работы, имеющее лицензию.

 

Эксплуатант – юридическое лицо или физическое лицо, являющееся собственником воздушного судна или имеющее иной законный титул на воздушное судно и имеющее особый сертификат для совершения полетов.

 

Перевозчик – это эксплуатант, имеющий лицензию на осуществление воздушных перевозок грузов, пассажиров, багажа, почты и осуществляющий перевозки по договорам.

 

Оформление договоров воздушной перевозки: перевозка багажа – квитанцией, перевозка груза – накладной.