Судебная процедура. Судебное заседание.

Институты и органы ЕС.

1. Европарламент

2. Европейский совет

3. Совет Евросоюза

4. Европейская комиссия

5. Судебные структуры

6. Европейская Счётная палата.

7. Европейский центробанк

8. Консультативные и вспомогательные органы евросоюза

Европейский парламент был создан в 1957 году. Первоначально члены назначались парламентами гос-в участниками европейских сообществ. С1979 года избирается населением. Выборы проводятся каждые 5 лет

Депутаты Европарламента делятся на партийные фракции, представляющие международные партийные объединения. Явдляется одним из 7 институтов Евросоюза в нём неспоредственно представлено население Евросоюза. Компетенция ЕС неоднократно расширялась, особенно в результате Маастрихтского договораи ниццкого догвора, соответственно, 1992 и 2001 годов. Тем не менее по мнению например Барановского, компетенция Европарламента уже, чем компетенция национальных парламентов. Основные принципы работы Европарламента закреплены в Регламенте Европарламента. Можно выделить 3 основные сферы компетенции Европарламента:

1. Утверждение бюджета

2. Контроль за д-ю институтов и органов ЕС

3. Участие в правотворческой деятельности.

Статус европарламента соотвествует принципу, применяемому к органам, участвющим в принятии законов принципа сдержек и противовесов. При этом над собственно законодательными преобладают политические функции. Мнение Кашина с.ю.

европарламент состоит из депутатов избираемых сроком на 5лет

по учредительному договору Евросоюза, деятельность членов европарламента несовместима с деятельностью в качестве государственного лица в механизме участников Евросоюза.

При голосовании в Европарламент существуют проблемы в избирательных системах государств- членов. например, во всех государств , кроме великобритании действует пропорциональная система, в Великобритании- мажоритарная. В государствах, сипользующих пропорциональную систему сущестует внутреннее деление на округаизбир. В 6 странах единый избират округ : дания греция франция нидералнды португалия люксембург.

Ещё больше проблем избирательных округов в Бельгии, поскольку проблемной остаётся ситуация с национальными правоотношениями фламандцев и валлонов. Эта проблема вытекает из разной языковой принадлежности жителей валлонского (франкоговорящего) и фламандского регионов. Ещё одной проблемой является возраст, с которого предоставлется активное избирательное право.

В большинстве гос-в ЕС с 18.

Европейская комиссия –институт Евросоюза, выполняющий исполнительно-распорядительные функции. Постоянно действующий орган, собирающийся еженедельно. Возглавляемый Председателем, который объяединяет все государства. Входящие в евросоюз. Начиная с ниццкого договора в работу комиссии были внесены существенные изменения, связанные с её статусом (например, участие в законодательном процессе, порядка формирования и силой принимаемых решений. Во главе комиссии Председатель, который выдвигается евросоветом. Выдвинтый кандидат представляется на утверждение Европарламенту. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство списочного состава парламента срок полномочий – 5 лет.

Члены комиссии именуются комиссарами и также назначаются на 5 лет. Лиссабонский договор предусматривает возможность повторного назначения, но на практике за последние 15 лет повторно назначались не более одной четверти членов. особый статус имеет Высокий Представитель по внешним связям Евросоюза, который являтся вице-председателем европейской комиссии. Существуют и иные заместители председателя. Которых назначает непосредственно председатель. Структура Комиссии формируется председателем на его усмотрение и может включать :

1. Комиссариаты по следующим вопросам:

А) отношения с Европарламентом

Б) отношения в сфере транспорта и энергетики

В) внешние сношения

Г) экономика и финансы

Д) образование и культура

Е) окружающая среда

Ж) юстиция и внутренние дела.

В ведении каждого члена Комиссии находятся соответствующие их профилю Генеральный директораты и службы. 38 тысяч человек занято в этих подразделениях. Каждый комиссариат имеет свой внутренний аппарат(кабинет комиссара во главе с директором,.специализированные службы, группы для обсуждения и подготовки решений Комиссии. На практике сложилась система неформальных встреч в рамках комиссариатов, а также встреч с членами других институтов для выработки проектов решений. Чаще всего такая практика используется при подготовке законопроектов, вносимый Комиссией в Европарламент и Совет. Эти законопроекты публикуются в специальном бюллетене Комиссии. Заседания Комиссии проводятся еженедельно по средам, являются закрытыми. Все постановления принимаются большинством голосов. Вопросы организации и работы Комиссии содержатся в Регламенте Комиссии, а также Кодексе надлежащего осуществления административных функций персоналом комисиии.

Значительную роль в процедурных вопросах играет Генеральный Секретарь Комиссии, котрый присутствует на её заседаниях, и осуществляет надзор за подготовкой и порядком голосования на заседании. Часть решений, принятых на заседаниях Комисии публикуется в Официальном вестнике Евросоюза. Часть решений только нотифицируется. Исполнение решений Комиссии является задачей государств-членов, но на практике государства не всегда в надлежащем порядке их исполняют. В этом случае комиссии могут предъявлять иски в отношении неисполнителей в Европейский суд. Среди функций Комиссии можно выдедить:

1. Обеспечение осуществления учредительных договоров .

2. Осуществление права законодательной инициативы.

3. Участие в принятии решений другими институтами (Советом и Парламентом)

4. Обеспечение исполнения решений, принятых Советом, а также осуществление координационной и управление. На практике полномочия комиссии значительно шире, притчём расширительное толкование полномочий было подтверждено Европейским судом, в частности Комиссия призвана отслеживать общую ситуацию в Евросоюзе. Комиссия обязана изучать и систематизировать все сведения, относящиеся к исполнению интеграционного правопорядка. Комиссия ежегодно предоставляет доклад о положении дел в Евросоюзе. На практике Комисси не только констатирует положение дел, нарушения правопорядка, но и принимает меры к устранению нарушений и иных проблем. В последнее время Комиссия наделена правом проведения следственных действий в вопросах конкуренции, финансов,бюджетного процесса и д.р.. лиссабонский договор разделяет полномочия Комисссии на несколько частей:

Ø её участие в законотворческом процессе, именно участие в реализации решений, имеющих обязательный характер. Особая роль Комиссии принадлежит в принятии законодательной инициативы вопросах Пространства Свободы, безопасности и законности.

Ø управленческий уровень- принятие регламентов , директив и решений . лиссабонский договор регламентирует также процедуру создания Комитетов управления и Комитетов по регламентации. Особая роль в управленческой сфере принадлежит Комиссии в области материальных и финансовых ресурсов Евросоюза, а именно участие её в разоработке и принятии бюджета. Ежегодный бюджет ЕС -130-150 млрд евро.

Ø полномочия в сфере внешних сношений. В данной сфере Еврокомиссия осуществляла значительные функции, начиная с 60-ых гг.

Ø В настоящее время для централизации и эффективности внешней функции Комиссии учреждён пост Высокого Представителя по внешним связям и специализированный пппарат Внешних сношений Комиссии

Ø 4 принятие специальных консультивтивных докуметов

A. Разрабюотка и публикация ткн Зелёных книг, в которых содерждится анализ текущей ситуации в конретных сферах общественной жизни и возможных мер, требующих принятия на уровне Евросоюза

B.Разработка и публикация ткн. Белых книг, где детально харпактеризуются не только проблемы, но и проекты нормативных актов, и иных мер, которые Комиссия планирует принять сама или внести на рассмотрение других институтов и государств- членов.

C.Принятие специальных сообщений т.е аналитических справок по отдельным вопросам.

Лиссабонский договор подчеркнул также ответственность Комиссии перед парламентом, вплоть до вынесения ей вотума недоверия.

 

Судебные структуры Евросоюза.

В настоящее время функционируют:

Европейский суд как институт Союза.

Учрежден в 1952 году в Люксембурге. Суду принадлежит исключительная роль в становлении и развитии интеграционных образований. Формировании и эволюции европейского права. В соотвествиии с Лиссабонским договором Европейский суд приобрёл статус высшего судебного органа Евросоюза. По смыслу устава европейского суда и протоколов к лиссабонскому договору судебная защита прав и интересов субъектов Евросоюза осуществляется совместно судами, действующими на уровне Евросоюза, и национальными судебными учреждениями государств- членов. европейский суд занимает особое место в системе институтов Евросоюза, он строго характеризуется как институт политического характера.

Суд общей юрисдикции (Суд первой инстанции)

Трибунал по делам гражданской службы. В целом суды Евросоюза призваны обеспечить единообразное толкование и применение права Евросоюза, осуществлять функции арбитра в разрешении споров, между государствами- членами, институтами и иными субъектами права Евросоюза. В составе суда – представители всех государств- членов, а также генеральные адвокаты. Для избрания судей и генеральных адвокатов лиссабонский договор предлагает создавать специальный экспертный комитет. данный орган избирает членов суда в соотвествии с составом суда в количестве 27-ми человек, а также назначение 11-ти генеральных адвокатов. Полномочия членов суда предусмотрены регламентом , утверждаемых Советом Евросоюза.

Состав суда наполовину обновляется каждые три года. В структуре европейского суда выделяют председателя, двух заместителей председателя, большую палату из11-ти судей, а также специальные палаты по 3 или 5 судей в каждой для рассмотрения конкретного дела. Кроме этого существует пост Грефье (постоянный секретарь), который назначается на 6 лет. Также в составе суда лингвистическая служба и специальные уполномоченные судьи . на которых возложены полномочия по детальному изучению матриалов конкретного дела- судьи- докладчики. Правила судопроизводства устанавливаются уставами и регламентами судов.

Судебная процедура состоит из 2-х стадий:

Письменной

Устной

Письменная стадия включает в себя обмен документами и заявлениями между спорящими сторонами. На этой стадии суд может запрашивать дополнительную документацию и заключения экспертов. Дело ведёт специально назначемый судья –докладчик или его заместитель.

Устная форма процесса.

Суд Евросоюза использует в своей работе несколько форм заседания.

Письменную

Предшествует устной и считается упрощённой.

Устную.

Принцип «одно государство- один судья». Устные слушания состоят в проведении открытых заседаний, на которыен приглашаются представители сторон , необходимые специалисты,экперты, переводчики и и т.д. решение принимается большинством госов, голос председателя-решающий.

Решение, принятое судом общей .рисдикции может быть обжаловано суде евросоюза.

Национальные суды евросоюза и европейские суды иерархически не соподчинены. Европейские судебные учреждения не могут рассматривать жалобы, которые уже являются предметом рассмотрения национальных судов.

С 2003 года суд общей юрисдикции наделён правом разрешать дела, переданные преюдициальным порядком.

Большое место в практике европейских судебных учреждений занимают консультативные функции, например Европейский суд может выносить консультативные заключения позапросам институтов Евросоза. Регламенты судебных учреждений Евросоюза предусматривают возможность пересмотра решений по вновбь открывшимся обстоятельствам. Это специальные факты , которые не были известны на момент рассмотрения дела, но в случае если бы они были известны суду, могли бы естественным образом повлиять на исход рассмотрения. В настоящее время на практике судебные учреждения евросоюза применяют ускоренный порядок рассмотрения дел, при помощи специальных палат и камер, образованных из трёх членов суда , котрые вправе выносить решение от имени всего суда.

Суд по делам гражданской службы использует аналогичные процедуры при изучении матер алов дела может делать запросы в институты Евросоюза, котопые связаны с обстоятельствами рассматриваемого спора.

Институт может быть ответчиком по делу, рассматриваемому судом по делам гражданской службы. Лиссабонский договор ориентирует судебные структуры Евросоюза на тесное сотрудничество и сокращение сроков рассмотрения дел, вместе с тем Л.Д. изъял из юрисдиекци и судебных учреждений дела, связанные с внешней политикой евросооюза, а кроме этого указываеот на особую роль институтов в разрешении споров между собой, например Совета.

Ежегодно ЕВР СУД выносит решение и рассматривает около 600 делам , суд общей юрисдикции-650, судпо делам гражданской службы -150-200.