Нематериальные блага как объекты гражданского права.

План

Личных неимущественных отношений.

 

2. Защита чести, достоинства и деловой репутации. Моральный вред и его компенсация.

1. Особую группу объектов гражданских прав образуют нематериальные блага, под которыми понимаются не имеющие экономического содержания и неотделимые от личности их носителей блага и свободы, признанные и охраняемые действующим законодательством. В числе этих прав и благ - право на имя (ст. 19 ГК), право на защиту чести и достоинства гражданина, деловой репутации гражданина и юридического лица (ст. 152 ГК), право на телесную неприкосновенность, охрану жизни и здоровья, неприкосновенность личного облика и личного изображения (ст. 150 ГК). Важными являются также права на неприкосновенность жилища, личной документации, тайну личной жизни, включая адвокатскую, медицинскую тайну, тайну нотариальных и следственных действий, банковскую тайну, тайну переписки, телефонных и т.п. переговоров.

 

Обычно гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не определяется законом или национальным обычаем. Однако это не препятствует использованию вымышленного имени, т.е. псевдонима (п. 1 ст. 19 ГК).

Перемена гражданином имени в установленном порядке с регистрацией изменений в актовых книгах органов записи актов гражданского состояния и с внесением изменений в ранее оформленные на его имя документы не прекращает и не изменяет его права и обязанности, приобретенные под прежним именем. Однако гражданин обязан принять необходимые меры для уведомления своих должников и кредиторов о перемене своего имени. В противном случае он несет риск негативных последствий, вызванных неосведомленностью указанных лиц (пп. 2, 3 ст. 19 ГК).

Весьма важным в рыночных условиях является запрет приобретения прав и обязанностей под именем другого лица (п. 4 ст. 19 ГК). Если неправомерным использованием его имени (например, в коммерческо-рекламных целях) гражданину причиняется вред, то этот вред подлежит возмещению по общим нормам ГК об обязательствах вследствие причинения вреда (ст. 1064-1083, 1099-1101 ГК).

2. Честь - это общественная оценка качеств гражданина. Достоинство - самооценка своих качеств самим гражданином. Деловая репутация представляет собой совокупность как субъективной, так и социальной оценок гражданина или юридического лица, но только в аспекте его деловых качеств - навыков, умений, предпринимательских и т.п. способностей.

В силу п. 1 ст. 150 ГК гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. По требованию заинтересованных лиц допускается защита его чести и достоинства и после его смерти. Правила о защите деловой репутации гражданина соответственно применяются и к защите деловой репутации юридического лица (п. 7 ст. 150 ГК).

В практическом плане защита чести, достоинства и деловой репутации должна строиться по логически обоснованной модели, начиная с установления факта и субъекта распространения определенных сведений и их порочащего характера и заканчивая опровержением презумпции несоответствия порочащих сведений действительности, опровержением самих сведений и наказанием их распространителей. Тем самым могут быть предотвращены бесполезные затраты времени, сил и средств на доказывание как компрометирующего характера сведений, так и соответствия их действительности. Итак, прежде всего, необходимо установить сам факт и субъекта распространения сведений, касающихся потерпевшего, т.е. истца или умершего гражданина. Как правило, это достигается путем представления в суд документированных сведений, распространенных в средствах массовой информации (СМИ), официальных документах, служебных характеристиках или доступных неопределенному кругу лиц отчетах. То есть, надо приложить к исковому заявлению оригинал или копию газетной (журнальной) публикации, аудио- и(или) видеозапись информации, оригинал или копию официального документа (приказа, инструкции и т.п., служебной характеристики, отчета и т.д.).

Если факт (и субъект) распространения сведений (СМИ, администрация предприятия и т.п.) не вызывает сомнений, необходимо обосновать, что эти сведения порочат, т.е. умаляют, принижают честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, либо деловую репутацию юридического лица. Основанием для защиты может быть, в частности, искажение либо использование имени гражданина способами или в форме, которые затрагивают его честь, достоинство или деловую репутацию (абз. 2 п. 5 ст. 19 ГК), например, путем оскорбительного графического, звукового или иного подобного сопоставления имени истца с именем другого известного всем отрицательного лица с подмоченной репутацией. Доказывание порочащего характера распространенных сведений требует учета всей совокупности позитивных и негативных характеристик чести, достоинства или деловой репутации, применяемых в обществе на момент распространенных иска о защите.

Статья 152 ГК фактически устанавливает презумпцию (предположение) несоответствия действительности распространенных сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию истца или умершего гражданина. Опровергнуть эту презумпцию обязан распространитель сведений. Он освобождается от ответственности, лишь если докажет, что порочащие сведения на самом деле соответствуют действительности. Если распространитель (ответчик) этого не сделает, к нему могут быть применены санкции ст. 152 ГК об опровержении порочащих сведений.

По общему правилу порядок опровержения порочащих сведений устанавливается судом. Однако если эти сведения распространены в СМИ, они должны быть опровергнуты в тех же СМИ.

Все более ощутимым средством воздействия на СМИ, распространяющие необоснованные порочащие сведения, становится возмещение убытков и морального вреда, причиненных их распространением (п. 5 ст. 152 ГК).

Под моральным вредомпонимаются физические или нравственные страдания лица, по отношению к которому были распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию. Согласно ч. 1 ст. 151 и п. 1 ст. 1101 ГК компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Однако практически она может выражаться и в приобретении для потерпевшего на определенную судом сумму какого-либо оборудования, например, телевизора, радиоприемника либо в установке телефона для того, чтобы потерпевший мог общаться с внешним миром, если вследствие причиненного ему морального вреда распространением порочащих его сведений он вынужден меньше выходить из дома, а у него нет средств, чтобы как-то скрасить свое пребывание дома.

Однако и в подобных случаях вопрос упирается в определение размера денежной суммы, которую требуется уплатить потерпевшему в качестве компенсации за моральный вред. В конечном счете сумму морального вреда определяет суд.

Необходимо обратить внимание еще на одно важное обстоятельство. Речь идет о случаях, когда невозможно установить лицо, распространившее сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию. То есть имеют место слухи, но нет конкретного лица, впервые распространившего эти слухи. Поскольку на практике такие ситуации бывают нередко, и они вызывают страдания и переживания тех, в отношении кого такие слухи распространяются, п. 6 ст. 152 ГК допускает право гражданина или юридического лица обратиться в суд с заявлением о признании распространенных сведений несоответствующими действительности. В подобных случаях суд, вынося решение и выдавая его копию истцу, не указывает лицо, которое должно опровергнуть эти сведения, а лишь констатирует факт несоответствия слухов действительности.

В некоторых случаях это позволяет лицам, чьи честь, достоинство или деловая репутация скомпрометированы данными слухами, хоть как-то уменьшить свои моральные страдания, показав решение суда.

 

 

Тема 7. Понятие и виды обязательств.