Гражданская правосубъектность государственных и муниципальных образований

Тема 6. Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования как субъекты гражданских правоотношений.

Практические занятия – 2 часа

1. Понятие и особенности гражданской правосубъектности государства и муниципальных образований.

2. Органы, реализующие гражданскую правосубъектность государства и муниципальных образований.

3. Содержание гражданской правосубъектности государства и муниципальных образований.

4. Особенности имущественной ответственности государства и муниципальных образований.

 

Литература:

Гражданское право. В 2-х т.: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. – 2-е изд. Том I. – М., 1998. С. 280 – 293.

Гражданское право. Ч. 1: Учеб. / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева.М., 1996. С. 152 – 172.

Брагинский М.И. Участие Советского государства в гражданских правоотношениях. – М., 1981.

Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. – М., 1950 (гл. XIV).

Виткявичюс П.П. Гражданская правосубъектность Советского государства. – Вильнюс, 1978.

Звеков В. Участие Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством // Хозяйство и право. – 1998. – № 5.

Мейер Д.И. Русское гражданское право. 4.1 (по изд. 1902 года). – М., 1997 (§ 19).

Советское гражданское право. Субъекты гражданского права / Под ред. С.Н. Братуся. – М., 1984 (гл.13).

Хлестова И.О. Вопросы иммунитета государства в законодательстве и договорной практике Российской Федерации. – В кн.: Проблемы международного частного права / Под ред. Н.И. Марышевой.- М., 2000.

Шенгелия Р. В. Гражданская правосубъектность Советского государства в кредитных отношениях. – Тбилиси, 1984.

 

Нормативные акты и судебная практика:

Конституция РФ, ст.11, 12,114, 132.

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ.

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Глава 3.

Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Главы 3, 5.

Федеральный закон от 25 сентября 1997 года № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».

Закон РФ от 13 ноября 1992 года № 3877-I «О государственном внутреннем долге Российской Федерации»

Федеральный закон от 1 июня 1995 года № 86-ФЗ «О государственных долговых товарных обязательствах»

Указ Президента РФ от 15 октября 1999 года № 1370 «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации».

Кроме граждан и юридических лиц, участниками гражданско-правовых отношений в соответствии со ст. 124 ГК РФ являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Для решения стоящих перед ними публичных, общенациональных или иных общественных (региональных, местных) задач они нуждаются в участии в имущественных отношениях.

К числу публично-правовых образований, участвующих в гражданских правоотношениях, относятся, во-первых,государство,во-вторых,муниципальныеобразования. Государство характеризуетсямножественностью субъектов. К их числу относятся как Российская Федерация (федеральное государство) в целом, так и ее отдельные субъекты — республики, края, области, города федерального подчинения, автономная область, автономные округа (ч. 1 ст. 65 Конституции РФ), являющиеся государственными образованиями.Что касается городских и сельских поселений и других муниципальных образований, то в них осуществляются функцииместногосамоуправления (ст. 131 Конституции РФ), в связи с чем они не могут считаться государственными образованиями.

Государство и другие публично-правовые образования в гражданско-правовых отношениях выступаютна равных началах с иными их участниками — гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК). Это означает, что они не вправе использовать здесь никакие свои властные полномочия по отношению к другим участникам (контрагентам).

Действующее российское законодательство считает государственные и муниципальные образования самостоятельными,особыми субъектами права, существующими наряду с юридическими и физическими лицами. Однако к этим особым субъектам применяются нормы о юридических лицах, если иное прямо не вытекает из закона или из особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК). В качестве субъектов гражданского права государство и иные публично-правовые образования обладаютгражданской правоспособностью и дееспособностью.

Государство и другие публично-правовые образования приобретают для себя гражданские права и создают гражданские обязанности, т.е. реализуют свою дееспособность, черезсвои органы(органы государственной власти или органы местного самоуправления), действующиев рамках их компетенции, установленной актами о статусе этих органов (п. 1 и 2 ст. 125 ГК). Но в результате их действий участниками гражданских правоотношений становятся именно публично-правовые образования в целом, а не органы их исполнительной или законодательной власти, либо органы местного самоуправления. В то же время органы государства и местного самоуправления могут участвовать в гражданских правоотношениях самостоятельно, в качестве финансируемых собственником государственных или муниципальных учреждений — юридических лиц с ограниченным вещным правом оперативного управления на закрепленное за ними имущество и под субсидиарную ответственность создавшего их публичного собственника[4].