Справедливость как правовое равенство.

Построение общества на справедливых началах предполагает равенство. Именно поэтому право воспринимается человеком как справедливость через равенство. В истории общества понятие справедливость и равенство зачастую отождествляли.

Так, французский философ Пьер Жозеф Прудон считал справедливость основным понятием нравственности. События Великой французской революции подтолкнули его придать справедливости значения равноправия. Уже в раннем сочинении «Что такое собственность» Прудон отождествлял справедливость и равноправие, ссылаясь на определение древних мыслителей: justum aequale est, injustum inaequale – «справедливо то, что равно, несправедливо неравное»

Образ права как справедливости через равенство нашел свое отражение в изображении Фемиды: повязка на глазах богини правосудия – символ беспристрастия, а весы – символ объективного суждения о справедливости.

В основу правового, справедливого равноправия положен принцип естественного права: то, что признается справедливым для себя, должно признаваться справедливым по отношению к другому лицу.

Правовая справедливость выступает как фиксированный законом регулятор экономической, политической, религиозной, нравственной, социальной и других форм справедливости. Она выступает как средство обеспечения равных прав, исключает привилегии и неравенство людей перед законом.

В самом общем виде равенство – это философская категория, отражающая отношения между явлениями, объектами и субъектами, которое подразумевает их одинаковость, взаимное соответствие в данных условиях.

В обществе понятие равенство менялось от равного дележа материальных благ (уравниловка) до равенства в правах и обязанностях. Самое важное в равенстве это то, что должно быть справедливым: то, что есть право для одного, должно быть правом и для другого, и то, что есть обязанность для одного, должно быть обязанностью для другого. Не должно быть такого положения, о которых говорили древние, «что дозволенно Юпитеру, то не дозволено быку..»

Проблемы, которые стояли перед обществом, и связанные с понятием «равенство как справедливость» занимали умы мыслителей ещё в древности. Как, например, отразить в законе «равенство» между услугой и наградой, преступлением и наказанием? И здесь на первую роль выдвигается шаблонизация меры, установление нормы в поиске «равенства как справедливости».

Известный философ Питирим Сорокин, исследуя проблему «равной меры» подчеркнул важность шаблонизации меры в человеческом обществе. В каждой постоянной социальной группе, - пишет он, - с течением времени устанавливается определенный курс преступлений и услуг т.е устанавливается вполне определенное наказание за определенное преступление и определенная награда за определенную услугу. За каждый акт, например, за повреждение носа, ушей, зубов, глаза, ноги, руки, пальца, - на все устанавливается определенная цена – карательный прейскурант. Уголовно-правовые кодексы, в частности, и представляют не что иное, как подобный карательный прейскурант. В них одна часть статьи указывает определенный акт, а другая часть – карательное «вознаграждение» и за него…»[53].

С обыденной точки зрения справедливость тоже всегда требует поиска «равенства», эквивалента, выступает как этическое представление о соразмерности проступка и возмездия, услуги и награды. И уже в силу этого нуждается в правовой защите. Более того, в жизни достичь справедливого равенства, добиться торжества справедливости можно лишь через право.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. В чем заключается онтологическое и аксиологическое содержание понятия «равенство»?

2. Сравните содержание понятий «равенство» и «уравниловка».

3. Перечислите основные признаки (черты) справедливости.

4. Что служит критерием справедливости?

5. Что такое правовое равенство?

6. Дайте характеристику справедливости как равенству?

Рекомендуемая литература:

Аристотель. Соч. в 4-х томах. М., 1984. Т. 4. Предметный указатель.

Данильян О.Г Философия права М., 2005. С. 268-272

Гегель Г. Философия права. М., 1990.

Кант И. Критика практического разума.//СПб., 1995.

Кропоткин. П. А. Этика. М., 1991.

Мальцев Г.В Социальная справедливость и право. М., 1977

Платон. Диалоги. М., 1989.

Прудон П. Ж. Что такое собственность. М., 1919.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.