Свобода как ценность.
Лекция 10 Право как свобода и ответственность.
Контрольные вопросы
1. Назовите сущностные характеристики общего блага.
2. Назовите правовые характеристики общего блага.
3. Что означает термин «ценность»?
4. Какова природа ценностей в праве?
5. Какое место занимают ценности в структуре человеческой деятельности?
6. Какие ценности являются правовыми и почему?
7. Назовите высшие ценности человека и дайте их краткую характеристику.
8. Как соотносятся понятия: общее благо, ценности и право?
Рекомендуемая литература
1. Алексеев С.С. Философия права. – М.: 1999. – С. 77-99.
2. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М.: 1988.
3. Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. - М.: 1990.
4. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. - М.: 1986.
5. Кузнецов А.С. Человек: потребности и ценности. – Свердловск: 1992.
6. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: 1990.
Вопросы:1. Свобода как ценность.
2. Свобода и ответственность.
Свобода является центральной проблемой философии права. Идея свободы многозначна. На обыденном уровне свобода чаще всего понимается как ничем не органическое волеизъявление – «что хочу, то и делаю». На теоретическом уровне свобода понимается как согласованность действий с необходимостью, как способ существования человека.
Широко известно определение свободы, данное Б. Спинозой, позже развитое Г. Гегелем и Ф. Энгельсом: «Свобода есть познанная необходимость». В этом определении отмечены два важных момента: 1) познание необходимости и действие в соответствии с нею; 2) познание закономерностей повседневного и системного миров человека для согласования своих действий с объективными законами природы и общества.
Важным в развитии понятия свободы является то, что различают «юридическую» свободу и «фактическую свободу».
Правовая свобода есть разрешение совершать определенные действия, не заботясь о том, соответствует ли это разрешение действовать реальной возможности, то есть юридическое определение остается формальным, абстрагируясь от реальных условий ее осуществления.
Фактическая свобода сводится к возможности делать и выбирать то, что хочешь. Поэтому проблема выбора – важный аспект свободы вообще и юридической свободы в частности. Проблема выбора занимает важное место в философско-правовой мысли, ибо его наличие или отсутствие свидетельствует о наличии или отсутствии свободы. Эту проблему исследовали С. Кьеркегор, Н. Бердяев, Э. Фромм.[45]
Так Серен Аабье Кьеркегор в своих сочинениях «Страх и трепет», «Или-или» показал, что вся человеческая жизнь сопряжена с процессом выбора – быть священником или актером, жениться или не жениться, быть аскетом или наслаждаться жизнью? Человек не свободен в выборе объективных условий своей жизнедеятельности, но он обладает свободой в выборе целей. Он также более или менее свободен в выборе средств и способов, необходимых для достижения поставленной цели. Т.е. когда есть выбор, то человек в нем относительно свободен. И чем больше он имеет выбора, тем больше он имеет свободы. Однако у человека нет свободы выбора, когда он оказывается в пространстве действия юридического закона. Платить подоходный налог государству или не платить? – такой выбор с точки зрения автономии личной свободы есть. Но его нет в пространстве закона: человек должен платить подоходный налог согласно закону о налогообложении. Никакого другого бытия и выражения свободы, кроме правовой, когда речь идет о человеческой жизнедеятельности, до сих пор не изобретено.
Таким образом, свобода и право неразрывно связаны: выбор человека в самые ответственные моменты – это всегда правовой процесс. Право защищает свободу выбора, связанную с благом каждого человека, и ограничивает произвол, направленный на ущемление свободы других.
В развитии понятия свобода также выделяют два типа свободы: «свободу от» (негативную свободу) и «свободу для» (позитивную свободу). Еще И. Кант разделил человеческую свободу на: позитивную – свободу добра и негативную – свободу произвола.
Позитивную свободу Кант считал этически ценной, так как она опирается на нравственный категорический императив. Негативная свобода аморальна, опасна для человека и общества, а потому во имя свободы позитивной ограничивается юридическими законами, подавляется правовыми нормами.
Оценка негативной свободы может быть различна с точки зрения этики и юриспруденции. Если в этике произвол однозначно осуждается, то с точки зрения юридической как действие, не согласующееся с принятыми нормами, он может быть оправдан. Например, когда человек защищает свою жизнь средствами, которые в обычных условиях противозаконны (необходимая самооборона).
Рассматривая, понятие свобода необходимо выделять «внутреннюю» и «внешнюю» свободу.
Внутренняя свобода – это реально явленная свобода в смысле освобождения человека внутри себя от оков собственных предубеждений, представлений и образов.
«Свобода есть внутренняя творческая энергия человека. Через свободу человек может творить совершенно новые формы жизни, новую жизнь общества и мира»[46].
Внешняя свобода предполагает поиск органичных средств, способов и форм ограничений. Таковыми могут выступать не только юридические законы запретительного характера, но и сам факт сосуществования множества индивидов с их общественными правами и свободами.
По мнению Гегеля, ни один человек не обладает идеей о собственной свободе, если он не обладает идеей о свободе других[47].
Для того чтобы оценить, измерить свободу философия права использует понятие «степень свободы» и «мера свободы».
Степень свободы – это существующее в обществе «свободы» - политические, экономические, социальные, культурные и др. В юриспруденции «степень свободы» называется поколением прав. Право здесь выражает конкретно-историческую степень свободы. Сегодня различают следующие поколения прав:
Первое поколение прав – право на жизнь и сохранение имущества. Оно определяется самой природой человека и выступает, как его свойство человека защищать свою жизнь и средства её обеспечения.
Второе поколение прав – социально-экономические права – означает развитие свободы человека в системе социально-экономических и правовых отношений под углом зрения социальной и экономической справедливости.
Третье поколение прав – право на мир, здоровую окружающую среду, образование и др.
Четвертое поколение прав касается переходного состояния между жизнью и смертью как финальными ценностями человечества – аборты, эвтаназия и др.[48]
Свобода как сущностная, содержательная характеристика человеческого бытия, развивается в следующих формах:
· Политическая свобода – как равенство социальных субъектов в их отношениях с властью
· Экономическая свобода – как равенство субъектов в экономической деятельности
· Идеологическая свобода – как свобода слова, печати, вероисповедания.
· Правовая свобода – как равенство всех перед законом.
Со степенью свободы тесно связана мера свободы, которая выражает единство качества и количества. Для права важно, чтобы человек отчетливо представлял ту меру свободы, которая не несет в себе заряд разрушения, зла и несправедливости. В свою очередь гражданское общество и государство используют правовые средства как страховые средства, обозначающие границы и пределы, за которые внешняя свобода социальных субъектов не должна распространяться.
Меру свободы можно определить, зная, где кончается свобода и начинается преступление. В работе «Открытое общество и его враги» известный философ К.Поппер приводит анекдот о хулигане, утверждавшем, что, будучи свободным гражданином, он вправе двигать своим кулаком в любом направлении, на что судья мудро заметил: «Свобода движений вашего кулака ограничена положением носа вашего соседа».
Свобода невозможна, если её не гарантирует государство. Мера свободы проявляется лишь в действующем праве, определяющем положение и роль личности в обществе. В этом смысле меру свободы человека как данной конкретной определенности представляет юридический закон.
Свобода личности детерминируется обществом, его развитостью, законодательством, культурой. Ещё Демокрит констатировал, что свобода одного человека связанна со свободой общества[49].
Кант, много внимания уделивший изучению взаимоотношений человека и общества говорил следующее: « Государственный строй, основанный на наибольшей человеческой свободе, занятую оставить согласно законам, благодаря которым свобода каждого совместима со свободой всех остальных…есть та идея, которую необходимо брать за основу при составлении не только конституции государства, но и всякого отдельного закона»[50]. Это и составляет номинальную, ограниченную обусловленную свободу человека, живущего в обществе. Признавая себя его законным гражданином, человек вынужден считаться с существованием, потребностями, волей и намерениями других людей и это обуславливает взятием им на себя обязательств не наносить ущерб этим людям способом, не предусмотренным общепринятыми правилами, нормами, законами. Определяя право, Кант писал: «Это совокупность условий, при которых произвол одного совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы»[51].
Таким образом, одним из важнейшим условий общественного устройства является условие поддержания гармонии номинальных, ограниченных и обусловленных свобод всех отдельных граждан, социальных институтов представленных в человеческом обществе.