Право и правопорядок.

Правопорядок является непременным атрибутом государства.

Проблема порядка всегда стояла в центре внимания философско-правовой мысли. Хаос, порядок и беспорядок рассматривались как отношения, связи. Порядок предполагает наличие устойчивых и необходимых связей, образующих устойчивые системы. Беспорядок – это нарушение, изменение отдельных связей системы. А хаос – полное исчезновение устойчивых и необходимых связей, разрушение системы, её дезорганизация.

Государство призвано для того, чтобы создать условия для устойчивости социальной системы, ликвидации беспорядка, формирования лучшего порядка.

Еще И.А. Ильин отмечал «…порядок жизни, признанный лучшим, признается лучшим не только для кого-нибудь отдельного, единичного человека, но и для всех людей, обладающих особыми предупредительными свойствами, например для ученых, для рабочих, для правительственных чиновников и т.д.»[40]

Порядок является человеку как объективно существующее, устойчивое, повторяющееся отношение. В обществе порядок поддерживается при помощи норм, обычаев, традиций.

Норма-правило, обеспечивающее определённый стандарт поведения, имеющий статус ценности в данном сообществе.

Норма поддерживается определенными санкциями – поощрениями или наказаниями. В зависимости от сферы функционирования выделяют социальные, моральные и правовые нормы.

Социальные нормы правила мирного сожительства и сотрудничества, общественный порядок. Моральные нормы – регулируют поведение людей с позиций «добра» и «зла».

Правовые нормы регулируют поведение людей с позиций «законного» и «незаконного», это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством и обеспеченные его принудительной силой.

Существуют также нормы этикета, т.е конкретные правила поведения в определенной ситуации: за столом, в театре, в гостях и т.п.

Все многообразие норм служит основной порядка и правопорядка в обществе, пронизывает все общественные отношения.

На определенном этапе развития человеческого общества социальные, моральные и правовые нормы проявили себя в обычаях. Так, например, в Европе обычай был основным источником права вплоть до XVI века.

Обычай –это, с одной стороны, общественные отношения, подразумевающие соблюдение правил, а с другой – исторически сложившаяся, закрепленная в общественном сознании и распространенная в обществе форма действий людей, повторяющаяся в сходных обстоятельствах. В обычае должное и сущее совпадают; а социальные, моральные и правовые нормы функционируют в единстве.

Обычай регулируют повседневную реальность общества, т.е производственные отношения, взаимоотношения между людьми, правила духовной жизни.

Со времен появляется и такая норма обычая, как справедливость, понимаемая как равноправие, восстановление нарушенного равновесия (например, «око» за «око») или равенство в распределений.

На определенной ступени развития общества появляется правовой обычай.

Правовой обычай –исторически сложившиеся в определенном обществе (или местности) правило поведения, которое взято под охрану государством и обеспеченно силой его принуждения.

Обычаи, закрепленные законами государства в качестве правовых норм, становятся обычным правом. Его примерами служат «Законны двенадцати таблиц», «Русская правда», «Салическая правда».

Важное значение в поддержании социального порядка принадлежит традиции, ибо общество формируется не только живущими сейчас людьми, но и наследием предыдущих поколений.

Традиция - это сохранение определенных материальных и духовных ценностей, а также передача многих жизненно важных норм, упорядочивающих общественную жизнь.

Сами традиции носят противоречивый характер. Они могут играть как прогрессивную роль, так и регрессивную, т.е быть тормозом прогрессивного развития, вести к беспорядку.

Общественные отношения регулируются, правом и важным моментом, характеризующим, эту регуляцию является правопорядок.

Правопорядок - основная на праве такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном поведении их участников.

Состояние правопорядка, т.е доминирующий способ его бытия, зависит от характера динамического равновесия между взаимодействующими социальными субъектами. Собственно, существование правопорядка и вызвано необходимостью поддержания определенного равновесия между ними, а именно:

· Воспрепятствование стихийно возникающих отклонениям от правовых норм в поведении социальных субъектов;

· Своевременного исправления самих правовых норм;

· Предвидения и оптимального разрешения социальных конфликтов (классовых, этнических, межгосударственных, семейных, возрастных и др.)

· Правопорядок – этот организация общественной жизни, направленная на гармонизацию, согласованность общественных отношений. Правопорядок – это властные отношения, социальное действие права, где государство стремится обеспечить свои интересы.

· Общество стремится поддерживать социальный порядок и правопорядок как его элемент. Неукоснительное следование закону в повседневной реальности – один из путей достижения порядка в обществе.

О правовом сознании, правовом менталитете невозможно адекватно судить, не выяснив, что такое правовая культура.