Философия права в России в XIX-XX веках.

Лекция 5. Философско-правовая мысль в России

Контрольные вопросы.

1. Чем объяснить феномен возрождения идей естественного права современной философско-правовой мысли?

2. Назовите основные философские парадигмы, в рамках которых шло развитие философии права в XX веке.

3. В чем смысл философско-правовых идей неокантианства?

4. Раскройте основные философско-правовые идеи позитивизма.

5. Дайте характеристику экзистенциальному праву.

6. Каково значение теории психоанализа для развития философии права XX века?

Рекомендованная литература.

· Вебер М. Избранное. Образ общества. - М.: 1994.

· Марсель Г. Быть и иметь. - М.: 1994.

· Поппер К. Открытое общество и его враги// Соч.: В 2-х т. - М.: 1992.

· Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. - М.: 1995.

· Туманов В.А. Буржуазная правовая идеология. - М.: 1971.

· Фромм Э. Миссия Зигмунда Фрейда. - М.: 1996.

· Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. - М.: 1996.

· Фуко М. Слова и вещи. - СПб.: 1994.

· Четвернин В.А. Современные концепции естественного права. - М.: 1988.

· Чистое учение о праве Ганса Кельзена. - М.: ИНИОН АН СССР, 1987-1988. Вып. 1.

Вопросы: 1. Зарождение философско-правовых взглядов в России в XI-XVIII века.

1. Зарождение философско-правовых взглядов в России в XI-XVIII века.

Возникновение философской, в том числе философско-правовой мысли в России исторически относится к периоду формирования Киевской Руси. Первые письменные упоминания с философско-правовой проблематикой датируются XI веком.

Так, уже в «Изборник» 1076 г. включены тексты нравственно-правового характера. К ним можно отнести, в частности, «Слово некоего отца к сыну своему» и трактат Нила Синайского (Философа) «О возрождении».

Первое сочинение, непосредственно обращенное к теме философии права – «Слово о Законе и Благодати», было написано между 1037 и 1050г., во время княжения Ярослава Мудрого. Основная мысль этого произведения - это идея равноценности и равноправия народов, сформулированная митрополитом Илларионом.

В целом литературные памятники XI-XVII столетия можно охарактеризовать скорее как этические либо правовые, нежели как философско-правовые. Здесь следует вспомнить «Получения» Владимира Мономаха, «Моление» Данила Заточника, «Слова» Серапиона Владимирского, «Стоглав», «Домострой» и др.

Русские теоретики философии права XVIII века. К числу наиболее выдающихся профессоров права следует отнести Якова Козельского, Семена Десницкого, Ивана Третьякова и др.Находящиеся во многом под влиянием идей европейских просветителей отечественные мыслители рассматривают проблемы: происхождение права и власти; предмет философии права; разграничения «естественного права» и «позитивного закона».

Так, в труде одного из первых просветителей Якова Павловича Козельского (1728-1795) «Философические предложения» философия делится на теоретическую (логика и метафизика) и практическую, или нравоучительную (юриспруденция и политика). Юриспруденцией он называл знание всех возможных «прав и правостей». А под правом понимал справедливость, т.е. такое деяние, которое не приносит ни пользы, ни вреда другим людям.

Другой видный просветитель XVIII века Семен Ефимович Десницкий (ок.1740-1789), магистр искусств и доктор права. Значительное место в творчестве Десницкого занимают вопросы происхождения права и власти, предмета философии права, правовых основ супружества и др.

Так, в сочинении «Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции» он утверждал, что право возникает из частной собственности: когда земли было в изобилии, ее захват не имел смысла. Поэтому в первобытном (натуральном, по его терминологии) обществе отношения между людьми определялись обычаями. Когда же появились владельцы собственности, возникла потребность в правовом регулировании отношений как средстве защиты от «наглости», посягательства на собственность.

Что касается подготовки юристов, то основными дисциплинами, которые им необходимо изучать, Десницкий считал следующее:

· Нравоучительная философия как учение о добродетелях- истине, премудрости, великодушии и воздержании. Основным вопросом нравоучительной философии Десницкий полагал соотношение справедливости и полезности;

· Натуральная юриспруденция как учение о правах человека в зависимости от его состояния и звания;

· Римское право.

Иван Андреевич Третьяков (1735-1776), читавший в Московском университете курс римского права, также внес большой вклад в развитие русской философско-правовой мысли. В частности, он показал зависимость между состоянием правопорядка и крепостью власти: когда власть не защищает граждан от несправедливости, усиливается «отвращение от трудолюбия», тунеядство, праздность, преступность. Поэтому, если власть хочет быть прочной, она должна защищать граждан от угроз, как внутренних, так и внешних.