Философия права в России в XIX-XX веках.
Лекция 5. Философско-правовая мысль в России
Контрольные вопросы.
1. Чем объяснить феномен возрождения идей естественного права современной философско-правовой мысли?
2. Назовите основные философские парадигмы, в рамках которых шло развитие философии права в XX веке.
3. В чем смысл философско-правовых идей неокантианства?
4. Раскройте основные философско-правовые идеи позитивизма.
5. Дайте характеристику экзистенциальному праву.
6. Каково значение теории психоанализа для развития философии права XX века?
Рекомендованная литература.
· Вебер М. Избранное. Образ общества. - М.: 1994.
· Марсель Г. Быть и иметь. - М.: 1994.
· Поппер К. Открытое общество и его враги// Соч.: В 2-х т. - М.: 1992.
· Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. - М.: 1995.
· Туманов В.А. Буржуазная правовая идеология. - М.: 1971.
· Фромм Э. Миссия Зигмунда Фрейда. - М.: 1996.
· Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. - М.: 1996.
· Фуко М. Слова и вещи. - СПб.: 1994.
· Четвернин В.А. Современные концепции естественного права. - М.: 1988.
· Чистое учение о праве Ганса Кельзена. - М.: ИНИОН АН СССР, 1987-1988. Вып. 1.
Вопросы: 1. Зарождение философско-правовых взглядов в России в XI-XVIII века.
1. Зарождение философско-правовых взглядов в России в XI-XVIII века.
Возникновение философской, в том числе философско-правовой мысли в России исторически относится к периоду формирования Киевской Руси. Первые письменные упоминания с философско-правовой проблематикой датируются XI веком.
Так, уже в «Изборник» 1076 г. включены тексты нравственно-правового характера. К ним можно отнести, в частности, «Слово некоего отца к сыну своему» и трактат Нила Синайского (Философа) «О возрождении».
Первое сочинение, непосредственно обращенное к теме философии права – «Слово о Законе и Благодати», было написано между 1037 и 1050г., во время княжения Ярослава Мудрого. Основная мысль этого произведения - это идея равноценности и равноправия народов, сформулированная митрополитом Илларионом.
В целом литературные памятники XI-XVII столетия можно охарактеризовать скорее как этические либо правовые, нежели как философско-правовые. Здесь следует вспомнить «Получения» Владимира Мономаха, «Моление» Данила Заточника, «Слова» Серапиона Владимирского, «Стоглав», «Домострой» и др.
Русские теоретики философии права XVIII века. К числу наиболее выдающихся профессоров права следует отнести Якова Козельского, Семена Десницкого, Ивана Третьякова и др.Находящиеся во многом под влиянием идей европейских просветителей отечественные мыслители рассматривают проблемы: происхождение права и власти; предмет философии права; разграничения «естественного права» и «позитивного закона».
Так, в труде одного из первых просветителей Якова Павловича Козельского (1728-1795) «Философические предложения» философия делится на теоретическую (логика и метафизика) и практическую, или нравоучительную (юриспруденция и политика). Юриспруденцией он называл знание всех возможных «прав и правостей». А под правом понимал справедливость, т.е. такое деяние, которое не приносит ни пользы, ни вреда другим людям.
Другой видный просветитель XVIII века Семен Ефимович Десницкий (ок.1740-1789), магистр искусств и доктор права. Значительное место в творчестве Десницкого занимают вопросы происхождения права и власти, предмета философии права, правовых основ супружества и др.
Так, в сочинении «Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции» он утверждал, что право возникает из частной собственности: когда земли было в изобилии, ее захват не имел смысла. Поэтому в первобытном (натуральном, по его терминологии) обществе отношения между людьми определялись обычаями. Когда же появились владельцы собственности, возникла потребность в правовом регулировании отношений как средстве защиты от «наглости», посягательства на собственность.
Что касается подготовки юристов, то основными дисциплинами, которые им необходимо изучать, Десницкий считал следующее:
· Нравоучительная философия как учение о добродетелях- истине, премудрости, великодушии и воздержании. Основным вопросом нравоучительной философии Десницкий полагал соотношение справедливости и полезности;
· Натуральная юриспруденция как учение о правах человека в зависимости от его состояния и звания;
· Римское право.
Иван Андреевич Третьяков (1735-1776), читавший в Московском университете курс римского права, также внес большой вклад в развитие русской философско-правовой мысли. В частности, он показал зависимость между состоянием правопорядка и крепостью власти: когда власть не защищает граждан от несправедливости, усиливается «отвращение от трудолюбия», тунеядство, праздность, преступность. Поэтому, если власть хочет быть прочной, она должна защищать граждан от угроз, как внутренних, так и внешних.