Философско-правовые идеи в Древнем мире.

Философско-правовая мысль Средневековья.

Возникновение и развитие философско-правовых взглядов в Античный период.

Контрольные вопросы.

1. Что является объектом и предметом философии права?

2. Что изучает философия права?

3. Чем отличается предмет философии права от предмета общей теории права?

4. Перечислите основные философские концепции права.

5. Какое место занимает философия права в системе философских наук?

6. Какое место занимает философия права в системе юридических наук?

7. Как бы вы сформулировали основной вопрос философии права?

8. Назовите основные функции философии права как научной дисциплины.

9. Почему необходимо изучать философию права будущему юристу?

Рекомендуемая литература.

1. Алексеев С.С. Философия права. - М.: 1997 – С. 10-46.

2. Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. Основы философии права – М.: 2001. С. 5-15.

3. Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). – М.: 2000. – С. 6-15.

4. Керимов А.Д. Основы философии права. - М.: 1992. С.3-15

5. Моисеев С.В. Философия права. Курс лекций – Новосибирск: 2004. С.5-11.

6. Нерсесянц В.С. Философия права. – М.: 1997 С. 8-16.

7. Тихонравов Ю.В. Основы философии права. - М.: 1997. С. 11-46.

8. Философия права: Учебник. Под редакцией О.Г. Данильяна. - М.: 2005 С. 9-19.

Лекция 2. Философско-правовые взгляды Древнего мира
и Средневековья

Вопросы: 1. Философско-правовые идеи в Древнем Мире.

Философия права, как и любая другая наука, имеет свое прошлое, свою историю. Поэтому, ретроспективно оценивая развитие философско-правовой мысли, важно учитывать различные концептуальные установки, определявшие подходы к осмыслению логики изменения философии права в истории человечества.

Первые философско-правовые представления основывались на мифах о «золотом веке», когда боги жили среди людей, создали для них правила общежития и сами вершили суд. Каждая из цивилизаций, существовавших в Древнем мире, создавала собственные версии мифов: в Древнем Вавилоне порядок между людьми поддерживал бог Шамаш, в Египте - богиня Ма-ат, в Греции - богиня Фемида. Однако все они подразумевали непосредственное вмешательство богов как реальных лиц в жизнь людей.

По мере развития человечества, с образованием первых государств происходит постепенный отход от мифологии, на смену которой приходит идеациональная (божественная) версия. Здесь боги уже наделены сверхъестественной силой, а их роль исчерпывается установлением порядков, обычаев, традиций, законов.

Из четырех основных очагов древневосточных цивилизаций (Египет, Междуречье, Индия и Китай) для истории развития философско-правовой мысли особый интерес представляют два последних.