Стадии и элементы механизма правового регулирования
Механизм правового воздействия.
1. Понятие механизма правового воздействия и правового регулирования
2. Стадии и этапы правового регулирования
3. Норма права в механизме правового воздействия
Проблема начала разрабатываться в середине 70-х годов. Витченко.
В 60-е годы Александров ввело понятие механизма правового регулирования. «Механизм правового регулирования в социалистическом государстве» 66 г. Алексеев.
Здесь необходимо было увидеть творческую и организующую роль права.
Правовое воздействие – совокупность собственно правовых средств (правовое регулирование) и несобственно правовые средства (не имеют собственно регулятивных функций, но оказывают влияние на сознание и поведение людей)
Объектом правового регулирования – сознание и поведение людей.
Механизм правового воздействия включает:
1. Механизм правового регулирования (МПР) – нормы права, правоотношения, акты реализации права. Это основные элементы. Факультативные элементы – акты применения права.
2. Механизмы не собственно правового воздействия. Идея о будущем праве (законотворчество). Правотворчество оказывает влияние на поведение людей. Правовое сознание присутствует в правовом воздействии. Правовая культура оказывает влияние на правоприменение.
Правовое регулирование может иметь стимулирующий характер (нормы поощрения)
Это соотношение целого и части.
Каждой стадии правового регулирования соответствует элемент механизма.
Стадии:
1. Регламентация общественных отношений. Издание нормы права и её общим воздействием на общественные отношения. (в МПР это норма права)
2. Стадия возникновения субъективных прав и субъективных юридических обязанностей (правоотношение в МПР)
3. Реализация субъективных прав и субъективных юридических обязанностей. Состоит в конкретном фактическом поведении участников правоотношений. Формы: исполнение, соблюдение, исполнение (в МПР акты непосредственной реализации права)
4. Факультативная стадия – применение права (в МПР это акты применения права)
Норма права – исходная база для правового регулирования. Это модель поведения.
Правового отношения – обеспечение жизни права, содержание поведения. Всегда персонифицировано (главный здесь - управомоченный)
Акты реализации прав и обязанностей – фактическое поведение человека.
Акты применения права обеспечивают возникновение правоотношений, проводят в жизнь права.
Простое правовое регулирование – процесс, в котором используется один НПА. Индивидуализацию прав и обязанностей производят сами субъекты.
Сложное правовое регулирование – процесс, в котором используется два и более акта государственно-властного характера. Один – нормативный акт, второй – акт применения права.
Цель правового регулирования – упорядочение общественных отношений в целях правомерного поведения граждан.
Методы и способы процесса реализации права:
1. Метод правового регулирования – совокупность способов правового воздействия на общественные отношения.
- авторитарный метод (императивный) субординации, подчинения. Предусматривает централизованное регулирование на властно-императивных началах (в уголовном, административном праве)
- автономный метод (метод координации, равноправия). Предусматривает децентрализованное регулирование. Участники отношений выступают как равноправные субъекты. (Характерно для частного права)
2. Способы правового регулирования – приемы регулирования общественных отношений. Они зависят от особенностей диспозиции:
- запрещение – возложение обязанности воздержаться от совершения действий (пассивное поведение)
- дозволение – предоставление права субъектам на активные действия (управомочивающие нормы)
- обязывание – возложение обязанности по активному поведению
- рекомендование – совет
- поощрение
3. Тип правового регулирования – общая направленность воздействия норм права на общественные отношения
- общедозволительный тип правового регулирования (дозволено все, кроме…) Субъекты могут совершать любые действия, которые не запрещены
- разрешительный тип правового регулирования (запрещено все, кроме…) Субъекты могут совершать лишь те действия, которые прямо разрешены законом.
4.
Конечная цель правового регулирования – удовлетворение потребностей.
Иеринг «Право и интерес»