Стадии и элементы механизма правового регулирования

Механизм правового воздействия.

1. Понятие механизма правового воздействия и правового регулирования

2. Стадии и этапы правового регулирования

3. Норма права в механизме правового воздействия

Проблема начала разрабатываться в середине 70-х годов. Витченко.

В 60-е годы Александров ввело понятие механизма правового регулирования. «Механизм правового регулирования в социалистическом государстве» 66 г. Алексеев.

Здесь необходимо было увидеть творческую и организующую роль права.

Правовое воздействие – совокупность собственно правовых средств (правовое регулирование) и несобственно правовые средства (не имеют собственно регулятивных функций, но оказывают влияние на сознание и поведение людей)

Объектом правового регулирования – сознание и поведение людей.

Механизм правового воздействия включает:

1. Механизм правового регулирования (МПР) – нормы права, правоотношения, акты реализации права. Это основные элементы. Факультативные элементы – акты применения права.

2. Механизмы не собственно правового воздействия. Идея о будущем праве (законотворчество). Правотворчество оказывает влияние на поведение людей. Правовое сознание присутствует в правовом воздействии. Правовая культура оказывает влияние на правоприменение.

Правовое регулирование может иметь стимулирующий характер (нормы поощрения)

Это соотношение целого и части.

Каждой стадии правового регулирования соответствует элемент механизма.

Стадии:

1. Регламентация общественных отношений. Издание нормы права и её общим воздействием на общественные отношения. (в МПР это норма права)

2. Стадия возникновения субъективных прав и субъективных юридических обязанностей (правоотношение в МПР)

3. Реализация субъективных прав и субъективных юридических обязанностей. Состоит в конкретном фактическом поведении участников правоотношений. Формы: исполнение, соблюдение, исполнение (в МПР акты непосредственной реализации права)

4. Факультативная стадия – применение права (в МПР это акты применения права)

Норма права – исходная база для правового регулирования. Это модель поведения.

Правового отношения – обеспечение жизни права, содержание поведения. Всегда персонифицировано (главный здесь - управомоченный)

Акты реализации прав и обязанностей – фактическое поведение человека.

Акты применения права обеспечивают возникновение правоотношений, проводят в жизнь права.

Простое правовое регулирование – процесс, в котором используется один НПА. Индивидуализацию прав и обязанностей производят сами субъекты.

Сложное правовое регулирование – процесс, в котором используется два и более акта государственно-властного характера. Один – нормативный акт, второй – акт применения права.

Цель правового регулирования – упорядочение общественных отношений в целях правомерного поведения граждан.

Методы и способы процесса реализации права:

1. Метод правового регулирования – совокупность способов правового воздействия на общественные отношения.

- авторитарный метод (императивный) субординации, подчинения. Предусматривает централизованное регулирование на властно-императивных началах (в уголовном, административном праве)

- автономный метод (метод координации, равноправия). Предусматривает децентрализованное регулирование. Участники отношений выступают как равноправные субъекты. (Характерно для частного права)

2. Способы правового регулирования – приемы регулирования общественных отношений. Они зависят от особенностей диспозиции:

- запрещение – возложение обязанности воздержаться от совершения действий (пассивное поведение)

- дозволение – предоставление права субъектам на активные действия (управомочивающие нормы)

- обязывание – возложение обязанности по активному поведению

- рекомендование – совет

- поощрение

3. Тип правового регулирования – общая направленность воздействия норм права на общественные отношения

- общедозволительный тип правового регулирования (дозволено все, кроме…) Субъекты могут совершать любые действия, которые не запрещены

- разрешительный тип правового регулирования (запрещено все, кроме…) Субъекты могут совершать лишь те действия, которые прямо разрешены законом.

4.

Конечная цель правового регулирования – удовлетворение потребностей.

Иеринг «Право и интерес»