Понятие, особенности и виды административно-правовых отношений

Реализация административно-правовых норм

 

Реализация административно-правовых норм выражается в практическом претворении в жизнь субъектами административного права содержащихся в них правовых предписаний. В юридической литературе выделяют четыре формы (способа) реализации административно-правовых норм: исполнение, соблюдение, использование и применение.

Исполнение – это правомерные действия субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в нормах. Исполнение предполагает активные действия субъектов, на которых распространяются соответствующие нормы административного права. Так, в соответствии с федеральным законом «О государственной гражданской службе в РФ» гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом. Пассивное исполнение обязанностей может рассматриваться как дисциплинарный проступок.

Соблюдение – добровольное подчинение субъекта права запретам, установленным в нормах права, воздержание его от запрещенных действий.

Использование – это совершение субъектом права правомерных действий, связанных с реализацией субъективных прав в сфере управления. Субъект сам принимает решение об использовании нормы права.

Применение административно-правовой норм это государственно-властная деятельность, заключающаяся в соотнесении какого-либо жизненного обстоятельства с нормами права, на основе которых разрешается конкретное управленческое дело или правовой спор (спор о праве) и завершающаяся вынесением властного решения в виде индивидуального акта применения права. Правом применения норм административного права наделены, в частности, органы и должностные лица, указанные в главе 22 и 23 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Актами применения норм права могут быть, например, постановление об административном наказании, приказ о дисциплинарном наказании или о поощрении, указ Президента РФ о награждении.

Соотношение методов права и способов реализации права выглядит следующим образом: обязанности – исполняются; запреты – соблюдаются; дозволения – используются; применение в свою очередь имеет стадии: установление фактических обстоятельств дела; выбор и анализ нормы, ее толкование (выяснение ее пределов действия в пространстве, во времени и по кругу лиц); юридическая квалификация дела; вынесение решения по делу, выраженное в акте применения права; исполнение принятого решения.

 

 

Административно-правовые отношения – это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления. В административно-правовых отношениях стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и закрепленных административно-правовыми нормами.

Административно-правовые отношения являются разновидностью правоотношений и обладают свойственными им общими признаками. Наряду с этим административно-правовые отношения имеют и свои особенности:

1. Административно-правовые отношения строятся на началах власти-подчинения, в которых отсутствует юридическое равенство сторон.

2. В административно-правовых отношениях непосредственно выражаются интересы государства, поскольку они связаны с решением задач государства. Именно поэтому в них одной из сторон является орган исполнительной власти.

3. Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, согласие другой стороны не требуется.

4. Возникающие между сторонами административно-правовых отношений споры разрешаются, как правило, в административном порядке, хотя не исключается и в судебном.

5. Стороны административно-правовых отношений за невыполнение своих обязанностей несут ответственность перед государством в лице его органов.

6. Административно-правовые отношения имеют структуру в которую входят субъекты, объекты и юридические факты. Субъектом административно-правовых отношений является тот, кто наделен административными правами и обязанностями.

Административно-правовые отношения классифицируются по различным основаниям:

1. В зависимости от назначения административно-правовых норм различаются материальные и процессуальные административно-правовые отношения.

Материальные отношения – это отношения, урегулированные нормами материального административного права. Материальные административно-правовые отношения являются производными от материальных норм.

Процессуальные отношения – это отношения, урегулированные процессуальными нормами административного права и являющиеся производными от процессуальных норм. В процессуальных отношениях определен порядок реализации положений материальных норм.

2. По соотношению прав и обязанностей участников административно-правовых отношений, выделяются вертикальные и горизонтальные правоотношения. Отношения, в которых один из участников подчинен другому, являются вертикальными правоотношениями. Характерным для вертикальных административно-правовых отношений является то, что они возникают на основе одностороннего волеизъявления, исходящего от наделенного полномочиями должностного лица. Таким образом, вертикальные правоотношения – это по существу властеотношения между субъектом и объектом управления. Горизонтальные правоотношения отличаются от вертикальных тем, что их стороны юридически равноправны. Например, отношения между неподчиненными органами исполнительной власти (между двумя федеральными министерствами по разработке совместного акта управления).

3. Выделяются также внутриорганизационные и внешние административно-правовые отношения. Внутриорганизационные отношения возникают в сфере внутренней деятельности органов управления. Это подбор, расстановка кадров, разработка должностных регламентов, определение форм взаимодействия между структурными подразделениями соответствующего органа исполнительной власти. Внешние отношения связаны с решением задач и реализацией функций управления по отношению к управляемым объектам.