Понятие, особенности и структура административно-правовых норм

Тема 3. Механизм административно-правового регулирования

Учебные вопросы:

1. Понятие, особенности и структура административно-правовых норм.

2. Виды административно-правовых норм.

3. Реализация административно-правовых норм.

4. Понятие, особенности и виды административно-правовых отношений.

5. Структура административно-правовых отношений.

 

Литература

Основная:

Административное право: учебник / Под общ. ред. А.И. Каплунова. – М.: ДГСК МВД России, 2011. – 536 с.

Административное право России. Общая часть: Учебник /Под ред. д-ра юрид. наук, проф. С.А. Старостина. – М.: ИНФА-М, 2010. – 506с. +CD-R – (Высшее образование).

Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2010. – 608 с.

 

Дополнительная:

Административное право России: курс лекций /Под ред. Н.Ю. Хаманевой. – М.; ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 704с.

Кононов П.И., Кикоть В.Я., Килясханов И.Ш. Административное право России. – 4-е изд., испр., доп. – М.: Юнити, 2009. – 559 с.

Мигачев Ю.И., Попов Л.Л., Тихомиров С.В. Административное право России. Учебник. – М.: Проспект, 2009. – 752 с.

Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: Часть 1. Учебник. – М.: Зерцало-М, 2009. – 528 с.

 

 

Механизм правового регулирования это единая система правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения. Механизм административно-правового регулирования включает в себя следующие элементы: административно-правовые нормы; применение норм административного права; административно-правовые отношения.

Профессор А.П. Коренев под механизмом административно-правового регулирования понимает систему административно-правовых средств, которые, воздействуя на общественные отношения, организуют их в соответствии с задачами управления. Структурно этот механизм составляют следующие пять элементов:

1. Система государственных (и муниципальных) органов как управляющих звеньев, создаваемая с учетом административно-территориального устройства государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Нормы административного права и его принципы.

3.Акты толкования норм административного права, под которыми понимаются акты компетентных государственных органов, посредством которых осуществляется официальное разъяснение действительного содержания норм административного права.

4. Акты применения норм административного права, которые представляют официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится в результате разрешения конкретного юридического дела.

5. Административно-правовые отношения.

С позиции теории права правовая норма это общее правило поведения, установленное государством, содержащееся в нормативно-правовом акте, рассчитанное на многократное применение персонально не определенным кругом лиц, формально-определенное, структурно-организованное, содержащее меры должного, запрещаемого, рекомендуемого или поощряемого поведения и охраняемое мерами государственного принуждения.

Административно-правовая норма имеет общие свойства, характерные для всех норм российского права (например, норма права исходит от государства; отличается от других социальных норм формальной определенностью; являются результатом отражения объективного мира; являются мерой, эталоном поведения и т.д.), однако имеет и особенности, что характеризует административное право как самостоятельную отрасль права.

Административно-правовая норма это установленное государством правило поведения, регулирующее общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в сфере государственного управления по поводу организации и функционирования органов исполнительной власти федерального и регионального уровней и участия граждан в управлении делами государства.

Нормы административного права регулируют общественные отношения, связанные с определением правового статуса граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства. Кроме того нормы административного права регулируют отношения, связанные с государственной и муниципальной службой, порядком организации и деятельности органов исполнительной власти и реализацией ими форм и методов государственного управления, порядком применения мер государственного принуждения. В частности, нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях и аналогичных законов субъектов Российской Федерации определяют порядок привлечения виновных лиц к административной ответственности. Также административно-правовые нормы определяют порядок введения административно-правовых режимов и их содержание, контрольно-надзорную деятельность. И, наконец, нормы административного права регулируют отношения в экономической, политической, социально-культурной и межотраслевой сферах.

Нормы административного права имеют свои особенности, обусловленные предметом их регулирования:

- нормы административного права регулируют общественные отношения, складывающиеся в сфере организации и деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов. Они устанавливают структуру и закрепляют административно-правовой статус органов государственного управления, регламентируют формы и методы осуществления исполнительной власти, определяют порядок взаимодействия между субъектами управления;

- посредством указанных норм закрепляется административно-правовой статус граждан, их права, обязанности в сфере государственного управления, определяются гарантии правовой защиты физических и юридических лиц от неправомерных действий и решений органов государственного управления и их должностных лиц;

- нормы административного права регулируют правовые основы государственной службы в аппаратах, обеспечивающих деятельность законодательных (представительных) органов, высших судебных органов, Президента РФ, Совета безопасности РФ, Правительства РФ (подбор кадров, перемещение их по службе, поощрение и др.);

- административно-правовые нормы имеют юридические средства защиты от посягательств на них: административную и дисциплинарную ответственность;

- нормы административного права, учитывая предмет регулирования, имеют преимущественно императивный характер;

- нормативно-правовые акты органов исполнительной власти имеют подзаконный характер. Это означает, что они издаются на основании и во исполнение Конституции РФ и федерального законодательства.

-административно – правовые нормы содержаться как в законах (например, федеральные законы « О системе государственной службы», «О государственной гражданской службе» и др.), так и в подзаконных правовых актах (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, инструкции министерств).

- в правоприменительной практике нормы административного права применяются многочисленными субъектами исполнительной власти, их должностными лицами и судьями. Перечень органов административной юрисдикции приведен в главах 22 и 23 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

- нормы административного права предоставляют более широкие возможности для обжалования неправомерных действий (бездействий) физических и юридических лиц, восстановления нарушенных прав и свобод не только в административном, но и в судебном порядке.

Нормы административного права, как и право в целом, имеет свои задачи:

1. закрепление и упорядочение наиболее целесообразных общественных отношений в сфере государственного управления.

2. охрана управленческих отношений от неправомерного на них посягательства мерами государственного принуждения ( административно-предупредительные меры, меры административного пресечения, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, меры административных и дисциплинарных наказаний.).

3. создание и развитие новых управленческих отношений, адекватных современным реалиям.

4. Устранение из сферы управления отношений, не отвечающих требованиям современного развития государства и общества.

Административно-правовая норма, также как и норма других отраслей права имеет свою структуру, под которой понимается внутренние строение нормы, определенный порядок взаимосвязи ее составных частей. Следует отметить, что не все нормы права имеют трехзвенную структуру, а только те, которые устанавливают правила поведения. В частности, нормы Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях, по методу регулирования являющиеся запрещающими, имеют классическую трехзвенную структуру.

Административно-правовая норма, устанавливающая правило поведения, состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза – часть административно-правовой нормы, указывающая на условия, жизненные обстоятельства, при наступлении которых необходимо руководствоваться данной нормой. Например, в гипотезе норм Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях указывается само событие правонарушения (противоправные действия (бездействия), противоправные последствия, причинно-следственная связь, место, время, способ, орудия, обстановка, продолжительность). Таким образом, гипотеза (гипотетически) подразумевает область действия нормы во времени, в пространстве и по кругу лиц.

С позиции теории права элементы нормы подразделяются на виды. Так, в зависимости от строения гипотезы подразделяются на простые и сложные. Разновидность сложной гипотезы – альтернативная (достаточно одно условие из нескольких).

По форме выражения гипотеза бывает абстрактной и казуистической. Абстрактная гипотеза указывает на общие условия вступления нормы в силу. Казуистическая гипотеза указывает на частные случаи, условия.

Диспозиция– часть правовой нормы, устанавливающая правило поведения, которое предписывается нормой и определяющее меры должного и возможного поведения субъектов, их права и обязанности. Как правило, диспозиция нормы реализуется путем исполнения обязанности, использования дозволения, соблюдения запрета.

Диспозиции в зависимости от формы выражения делятся на управомочивающие, запрещающие и обязывающие.

Санкция – часть правовой нормы, содержащая предусмотренные законом меры ответственности за нарушение правил, установленных диспозицией нормы (административную, дисциплинарную).

По характеру неблагоприятных для правонарушителя последствий санкции делятся на: правовосстановительные (санкции гражданского, финансового, трудового, процессуального права); штрафные (уголовного и административного права). В зависимости от степени определенности санкции делятся на: абсолютно-определенные (содержат конкретную меру наказания); относительно-определенные (содержат нижний и верхний пределы наказания); альтернативные (содержат два основных наказания, одно из которых может быть применено). Также в санкции могут содержаться основное и дополнительное наказания.