Источники романо-германской правовой семьи

Романо-германская правовая семья Раскрыть следующие понятия: обычное право, рецепция, инкорпорация, кодификация, глосса, глоссаторы, постглоссаторы, публичное право, частное право, норма права, естественное право, каноническое право. ^ 1. Особенности становления романо-германской правовой семьи

Свое историческое и генетическое начало романо-германская правовая семья берет в Древнем Риме. Ее истоки находятся в римском праве. Это отличает эту правовую семью от англосаксонской и всех других существующих в современном мире правовых семей. Именно в истоках заключается ее главная особенность.
Приступая к изучению данной темы, следует, прежде всего, обратиться к источникам формирования романо-германской правовой семьи. Одним из источников её возникновения было римское частное право, пережившее свой расцвет в 1-3 вв. н.э. В эту эпоху римское право приобрело вид целостной системы. Структурно оно включало в себя:

 

1. Jus civile (совокупность норм, действующих по отношению к римским гражданам);

2. Jus gentium(право народов, прообраз современного международного права);

3. Jus naturale (естественное право).

4.
Юридическая практика привела к разработке структуры нормативных актов (законов). Они состояли из следующих частей:

1. Praescriptio - наименование магистрата, внёсшего законопроект и дающего этим своё имя самому закону, а также дата его принятия.

2. Rogatio - сам текст закона.

3. Sanctio - указание тех последствий, которые повлечёт за собой неисполнение закона.


Система источников римского частного права во многом совпадала с современными источниками романо-германской правовой семьи. После падения в 476г. Западной римской империи на её территории фактически устанавливается несколько юрисдикций. Возникшие германские королевства использовали римское право наряду со своим обычным правом. В 6-7 вв. было издано несколько судебников и кодифицированных актов (Эдикт Теодориха, Бревиарий Алариха). В целом же, период 6-10 вв. можно назвать эпохой правового застоя и деградации юриспруденции. Количество юристов было крайне невелико и они были сосредоточены в церковных структурах, так как христианская церковь в Западной Европе использовала в своей деятельности многие положения римского права при рассмотрении споров. Достаточно быстро было сформулировано правило: ecclesia vivit lege romana - церковь живёт по римскому закону. Отметим при этом, что римское право во многом было правом частных лиц, а не организаций, поэтому оно не знало понятия юридического лица. Его прообразом в римском праве было товарищество, которое можно определить как договор, по которому двое или более лиц объединяются для осуществления общедозволенной хозяйственной цели, участвуя в общем деле имущественным вкладом или личной деятельностью, или их сочетанием, а также услугами, с тем, что прибыли и убытки от ведения общего дела распределяются между всеми товарищами в предусмотренных договором долях, а при отсутствии в договоре указаний по этому вопросу – поровну. Юридические отношения существовали также между товарищами и третьими лицами, однако внутри товарищества отношения носили личный характер. Современное понятие юридического лица было разработано в каноническом праве В 12-13 вв.

Кроме римского права, на формирование романо-германской правовой семьи значительное влияние оказало германское обычное право, которое было господствующим в Западной Европе до 11 в. Обычное право можно определить как совокупность неписаных правил поведения (обычаев), сложившихся в обществе в результате их неоднократного традиционного применения и санкционированных государственной властью. В свою очередь обычай это – правило поведения, в котором закреплено то, что складывалось в результате длительной общественной практики. Каждая местность обладала собственными обычаями, вследствие чего их единообразное применение не представлялось возможным. С возникновением централизованных государств в 11-12 вв. обычное право записывалось и трансформировалось в крупные законодательные акты (таковыми были, например, законы Сицилийского королевства).

Потребность в развитом праве возникла в Западной Европе в 10-11 вв. Она выразилась прежде всего в расцвете средневековых университетов. В Италии юристы-практики начали разрабатывать лангобардское право (лангобарды захватили Италию в 12в.). Появилась юридическая литература в виде глосс – заметок на полях текста Corpus Juris Civilis о тех или иных казусах. Основные глоссы были написаны к Институциям Юстиниана. Наибольшее значение в 11-12 вв. приобретает Болонский университет. Расцвет юриспруденции в нём был связан с Ирнерием и его школой, основной целью которых было изучение источников римского права, а также – поиск истинной справедливости. Ирнерий в своей деятельности пытался противостоять судебному произволу. Он требовал от судей отказаться от собственного усмотрения и руководствоваться Corpus Juris Civilis. Противоречия между jus (законом) и aeguitas (справедливостью) должны разрешаться законодательной властью. Ученики Ирнерия придерживались различных подходов к этому положению, в результате чего оформились две школы: булгаристы, выступавшие в поддержку формулы Ирнерия и мартинисты, опровергавшие её. Параллельно с деятельностью Ирнерия и его учеников возникла школа глоссаторов, которые начали составлять суммы – юридические обозрения отдельных частей Corpus Juris Civilis. Наивысшего развития это направление приобрело в 13 в. в Болонском университете. Признанными лидерами школы глоссаторов были Азо и Аккурсий, издавший Clossa Ordinaria (сборник из 96 тысяч глосс), ставший руководством для судов. Роль университетов не ограничивалась составлением комментариев к Corpus Juris Civilis. Активно развивалась наука о праве как о должном поведении (естественное право). Параллельно развивалось и позитивное право, однако университеты не ориентировались на законодательство какой-либо отдельной страны, а исходили из принципов и формул римского права. Национальное право начинает изучаться только в 17 веке. В 13-14 вв. возникла и активно развивалась школа постглоссаторов (комментаторов). Её основателями были Якоб де Раван и Раймунд Луллий. Луллий разработал метод выведения из общих принципов права его частных положений, внеся тем самым и юриспруденцию схоластические способы исследования явлений. Материалы, изложенных в глоссах, были систематизированы и приведены к определённому логическому порядку. Общим принципам права было придано универсальное значение. Нормы позитивного (положительного) права имеют для себя оправдание лишь постольку, поскольку они являются логическим выводом из естественного права, которое важнее власти правителей. Таким образом римское частное право приспосабливалось к потребностям и условиям современной комментаторам жизни. Крупнейшими представителями школы постглоссаторов были Бартоло (1314-1357) и Бальд (1327-1400).
Р. Давид подчеркивает, что романо-германская правовая семья в своем историческом развитии не была продуктом деятельности феодальной государственной власти (в этом ее отличие от формирования английского общего права), а была исключительно продуктом культуры, независимым от политики. Если это в какой-то мере верно по отношению к первой, доктринальной стадии рецепции, то о следующей стадии этого сказать нельзя.
Эпоха гуманизма 15-17 вв. внесла в юриспруденцию свой вклад. Началось становление исторического и филологического методов исследования. Представители юриспруденции этого периода (Донелл, Куяций) отошли от естественного права и основное внимание сосредоточили на праве позитивном. Изложение права осуществилось по определённым правилам, заимствованным из «Институций» Юстиниана. Кроме того, появились новые «Институции», игравшие роль учебников. Римское частное право продолжало быть действующим, что привело к возрождению в 17в. естественного права, прежде всего в трудах Г. Гроция и Дж. Локка.

Для понимания становления современной романо-германской правовой семьи большое значение имеет рецепция римского права в Западной Европе. Она осуществлялась первоначально в процессуальном праве. Клятвы и ордалии (Божий суд) были заменены формализованным разбирательством, заимствованным из канонического права. На этот процесс повлияла деятельность юристов-практиков, прошедших университетскую подготовку по специальным программам, основанным на римском частном праве. Нормы римского права были включены в сборники обычаев (например – кутюмы во Франции). Обычаи действовали на определённой территории и при образовании национальных государств требовалась консолидация отдельных норм. Кроме Франции римское право было рецепировано в Германии и Италии, где его приспособление к практическим нуждам прошло почти без сложностей. Рецепция же во Франции и скандинавских странах осуществлялась медленее и со значительными трудностями. На осуществление рецепции большое влияние оказало создание в национальных государствах королевских судов и резкое увеличение числа юристов в них. Единственным источником правосудия был провозглашён король. Борьба с феодальной раздробленностью привела к появлению писаного права (lex scripta).

Обратимся теперь к конкретным формам рецепции римского права в отдельных странах Западной Европы.

1.
В Италии представители школы лангобардского права в 11 в. провозгласили, что римское право есть lex generalis ompium (высший закон) и, следовательно, является источником для восполнения пробелов в местном обычном и позитивном праве.

2.
В Испании римское право использовалось для восполнения пробелов. Aeguitas (справедливость) признавалась общим субсидиарным (дополнительным) источником права, а положения римского права исходили из справедливости. Комментарии к Corpus Juris Civilis, составленные Бартоло, использовались в судах в качестве самостоятельного источника права.

3.
Во Франции территория страны в правовом отношении делилась на две части. На Юге господствовало римское право, а в судах в качестве источников права использовались Corpus Juris Civilis и комментарии к нему, составленные из трудов множества юристов. На Севере основой права выступали обычаи (кутюмы). Римское право преподавалось в Орлеане и Париже. Юристы-практики активно влияли на применение обычаев, так как суды могли вносить решения, руководствуясь собственным усмотрением.

4.
В Германии власть покровительствовала университетам, вследствие чего профессиональные юристы постепенно вытеснили непрофессионалов из судов шеффенов. В 1495 году был образован общеимперский суд, половина судей которого состояла из юристов, а другая половина из лиц, знакомых с системой римского частного права. При внесении решений и приговоров суд руководствовался общим правом Империи, т.е. Corpus Juris Civilis. Он действовал непосредственно до осуществления кодификации 18 века (Кодекс Максимилиана Баварского 1756г. и Прусское земское Уложение 1794 г.).


В результате образования централизованных национальных государств было создано развитое законодательство. Необходимость регулировать отношения между человеком и государством, основанная на развитии естественного права, привела к формированию публичного права, основной целью которого является обеспечение гармонии и согласия в обществе, баланс интересов личности, коллективов, общностей и общества в целом, стабильность государства и его институтов, устойчивость основ экономического и социального развития. Римское право практически не затрагивало эту сферу.

Прежде всего обратим внимание на возникновение конституций в конце 18 в., в которых закреплялась система государственной власти и таким образом формировались основы правовой государственности. Развитие юридической техники в университетах привело к непосредственному их участию в правотворческой деятельности государства. Настоятельно пропагандировалась и была необходима кодификация накопленного правового материала. В юридической науке возник синтез идей естественного права, права университетов и римского права. Это привело к укреплению свободы личности. В начале 19 века один за другим создавались кодифицированные правовые акты (Гражданский Кодекс Франции 1804г., Уголовный Кодекс Франции 1808г., Австрийское Гражданское Уложение 1811г.). Право с этого периода стало национальным. Активное законотворчество привело к возникновениююридического позитивизма – научного и практического направления, исходящего из первичности позитивного права (нормы права, санкционированной или непосредственно принятой государственной властью).

Осуществление кодификации способствовало возникновению нескольких научных школ в европейской юриспруденции:

 


  • Галльская – углублённое изучение истории права и его традиций.

  • Итальянская – ориентация на практическое применение правовых норм.

  • Германская (школа пандектистов) – детальное исследование Пандект (Дигест), которые являются основной частью Corpus Juris Civilis, а также анализ текстов нормативных актов.

 

Говоря об источниках романо-германского права, следует выделять:

1.
Законы, состоящие из следующей иерархически построенной системы:


- конституция;


  • конституционные законы;

  • органические законы;

  • простые законы;

  • кодексы;

  • подзаконные акты (регламенты и декреты);

  • административные циркуляры – нормы, установленные органами исполнительной власти и ими же применяемые.


Романо-германской правовой семье присуще развитое толкование норм права (закона). Выделяются следующие виды толкования:


  • Экзегетическое (буквальное) толкование.

  • Школа «юриспруденции интересов» (Р. Иеринг), развивающая телеологическое (целевое) толкование закона.

  • Школа свободного права, с точки зрения которой свобода действия толкователя права относительна. Согласно этому направлению толкование может осуществлять суд общей юрисдикции.


2. Обычай – правило, в котором закреплено то, что сложилось в результате длительной общественной практики. В настоящее время существует два основных подхода к оценке роли обычая в романо-германской правовой семье.


  • Представители французской догматической юриспруденции считают обычай устаревшим и, исходя из того, что он действует тогда, когда закон прямо отсылает к нему.

  • Представители немецкой юриспруденции исходят из равноправия обычая и закона в качестве источников права. В этом прослеживаются идеи исторической школы права (Гуго, Савиньи, Пухта), согласно которой само право возникает спонтанно из обычаев и традиций народа и тем самым выражает «дух народа». Законодатель же должен уловить этот «дух» и выразить его в позитивном праве. В немецкой юридической науке выделяются три варианта применения обычая:


А. secundum leget (в дополнение к закону). Это использование принципов естественного права, справедливости и добрых нравов;

Б. praeter leget (кроме закона). Сфера применения в судебной практике крайне ограничена и само применение возможно только в случае отсутствия позитивного права;

В. adversus leget (против закона). Обычай действует при противоречии с нормативными актами, если они вышли за пределы своей сферы. Подобное применение обычая возможно только судом.

3. Судебная практика. Согласно конституционному законодательству судьи независимы и подчиняются только закону. Они не связаны предыдущими решениями по аналогичным делам, однако поощряется единообразие судебной практики. Например, в ст.1 Гражданского Кодекса Швейцарии говорится о том, что при отсутствии закона и обычая судья должен решить дело на основании такого правила, которое он установил, если он был законодателем, следуя традиции и судебной практике. Суд не должен призван применять закон и толковать его, но и имеет право создавать первичные нормы. Однако в ст.5 Гражданского Кодекса Франции говорится о запрете судьям выносить решения в виде общего распоряжения. Нормы должны быть максимально конкретизированы. Издаются многочисленные сборники судебной практики. Вместе с тем в романо-германской правовой системе существует и прецедентное право в виде судебной практики Государственного Совета во Франции и Федерального Конституционного Суда в Германии.

При отсутствии кодификации общих принципов административного права судебные решения играют гораздо более важную роль, чем в области частного права. Роль судов более созидательна, поскольку они вырабатывают общие принципы и нередко создают концепции правовых институтов, параллельные институтам частного права и в то же время отличные от них. Во Франции административное право медленно возникало из ничего, и основные черты административного права выработаны системой судов административной юстиции, возглавляемой Государственным советом.

Широкой известностью и высокой репутацией пользуется французская административная юстиция, созданная еще Наполеоном. Основное содержание ее деятельности — решение споров, возникающих между гражданами и государственными органами в связи с изданием этими последними управленческих актов.

Высшая инстанция в системе французской административной юстиции — Государственный совет. В его функции входит, с одной стороны, рассмотрение апелляций на решение территориальных административных судов, а с другой — рассмотрение конкретных дел в качестве первой и последней инстанции.

Параллельное существование различных судебных систем создает проблемы разграничения их юрисдикции. Для разрешения возникающих в этой связи споров действует особый суд - Суд по конфликтам, имеющий в своем составе равное число судей из Кассационного суда и Государственного совета. В случае равного разделения голосов спор решает министр юстиции, но на практике это бывает редко. Судебное творчество Государственного совета практически охватывает сегодня всю сферу административного права».

Значительна роль судебной практики как источника административного права и в других странах романо-германской правовой семьи: в Австрии, Бельгии, Италии и Швейцарии. Во всех этих государствах, а также в ФРГ существуют особые судебные системы административной юстиции, которой и подведомственны все споры административно-правового характера.

В ФРГ разделение компетенции основано на различии частно- и публично-правовых дел. Кроме особо оговоренных случаев, споры в сфере частного права разрешаются обычными судами, а публично-правовые споры -административными судами и, если они носят конституционный характер, конституционными судами. Согласно § 13 Закона о судоустройстве (1950 г.) обычным судам предоставлены полномочия разбирать все гражданско-правовые споры за исключением дел, переданных законом в ведение административных судов.

Общие административные суды в Германии организованы на трех уровнях: административные суды первой инстанции, высшие административные суды земель и федеративный административный суд как высшая инстанция. Суды независимы от административных органов. Их юрисдикция основана на общем положении о том, что они правомочны разбирать все публично-правовые споры неконституционного характера за исключением тех, которыми по федеральному закону должен заниматься другой суд. Если административный суд считает себя неполномочным рассматривать дело, то обычные суды обязаны принять его к производству. То же правило действует и тогда, когда дело переходит от общего суда к административному.
4. Доктрина. Данный источник права официально не признаётся, но существует фактически. Роль трудов известных юристов нельзя недооценивать. Комментарии к действующему законодательству оказывают определённое влияние на законотворчество и судебную практику.

5. Общие принципы права. Они используются в виде:


  • общих формул закона (отсылка к принципам естественного права);

  • общих принципов, не предусмотренных законом (Злоупотребление правом, а также отношения, требующие правового регулирования в период действия режима чрезвычайного положения). Например, в испанском гражданском законодательстве действуют правила о том, что обман уничтожает все юридические последствия действия, а также, что нельзя оспаривать последствия действия, совершённого самим собой и к своей же собственной выгоде (ст.6 ГК Испании).

2.
^ Основные черты романо-германской правовой семьи


1 Глубоко укоренена в римском частном праве, сформировалась под его влиянием и сохранила многие его атрибуты. Историческое начало этой правовой системе положено принятием Кодекса Юстиниана 523-534 гг. Сильное влияние римского частного права на данную систему сохраняется до сегодняшнего дня. Все ее основные институты, концепции, фикции, приемы, лексика и структура материального права основаны на римском праве. Долгое время эта правовая система существовала в форме доктрины ученых и решений судов и не знала национальных границ. Она существовала также в виде общего цивильного права всей Европы, которая вошла в римскую империю. Данная правовая система завершила свой длительный процесс развития кодификацией в виде Французского Гражданского кодекса 1804 г., что и ознаменовало начало печального процесса «национализации» Романо-германского цивильного права

^ 2. Доктринальность и логичность. Это объясняется тем, что она формировалась под влиянием ученых-цивилистов. Этот фактор объясняет систематизированность, научную организованность, логичность и теоретичность этого права. Настоящими героями континентального права являются ученые-профессора, а не практики, иногда его называют профессорским правом. Именно эта особенность противопоставляет Романо-германское право англо-американскому, которое формировалось под влиянием королевских судов Вестминстера, что объясняет прагматичность, практичность, стихийность и близость к реальной жизни англо-американского права

^ 3. Склонность к кодификации как форме упорядоченности права. Во всех странах Романо-германского права кодифицированы основные отрасли материального частного и процессуального права, но лишь некоторые отрасли материального публичного. Так, например, во Франции основными считаются Гражданский кодекс 1804 г, Гражданский процессуальный кодекс 1806 г., Коммерческий кодекс 1807 г., уголовный кодекс 1810 г. и Уголовно-процессуальный кодекс 1810 г. кроме этих кодексов Наполеона во Франции существуют многие другие отраслевые кодексы.

4. Подход к структуре материального права. Испытывая сильное слияние римского права на его формирование, Романо-германское право делит материальное на публичное и частное, а внутренне частное право – на гражданское и коммерческое; международное частное право является третьим компонентом частного права. Эта система не только подразделяет материальное право на публичное и частное, но и признает принцип дуализма частного права.

5.-Повышенный статус, который она предоставляет частному праву в отношении публичного права, т.е. принцип первичности частного права и вторичности публичного права. Исторически Романо-германское право сделало ударение на частное право. Не случайно, что данная правовая система имеет корни именно римского частного права, а не римского публичного права. Долгое время эта правовая система стимулировала заниматься проблемой частного права только юристов, в то время как публичное право считалось предметом изучения не только юристов, а философов, социологов и политологов. По этой причине во французском праве в понятие частного права входит не только гражданское, коммерческое и международное частное право, но и уголовное и даже гражданское процессуальное право. В системе Романо-германского права частное право считается предопределяющим. Традиционно в системах континентально-европейского права частное право более развито и более совершенно, чем публичное право. Данная особенность противопоставляет романо-германское право англо-американскому общему, где ударение традиционно делалось на публичное право.

^ 6. Материальное право считалось важнее процессуального права, т.е. принцип первичности материального права и вторичности процессуального права. Исходя из этого превосходства материального права над процессуальным, данная система уделяла последнему незначительное внимание. В отличие от этой философской позиции в системах общего права действовал принцип превосходства процессуального права над материальным.

^ 7. Законодательство считается высшим источником права, т.е. принцип первичности законодательства (господства закона) и вторичности судебной практики. Т.к. законодательство выражает волю законодателя как высшего органа власти, оно стоит выше судебного решения, которое в континентально-европейской правовой традиции является не нормативным источником права, а лишь вспомогательным. В противоположность принципу господства закона в Романо-германском праве, в традиционном общем праве судебный прецедент стоял выше законодательства и играл главенствующую роль по отношению к законодательству. Следует отметить, что со временем наблюдается смягчение в позиции и Романо-германского, и англо-американского общего права по данному вопросу. Так, например, в некоторых системах Романо-германского права (в Германии и Испании) судебный прецедент является нормативным источником права; в некоторых странах общего права (в США) законодательство, которое не противоречит Конституции США, обладает высшим авторитетом, чем судебное право.

8.- Теория господства права, проявляющаяся в форме повышения роли государства в обществе (усиление государства) и превращения многих аспектов общественных отношений в правоотношения. Согласно этому принципу этатизма (т.е. преувеличенного понимания роли государства в обществе) роль государства в регулировании общественных отношений приобретает возрастающее значение; право выступает в качестве лучшего способа установления четких норм поведения в обществе; «рука» государства проникает глубоко в личную и деловую жизнь гражданина. Подобное усиление роли государства и повышение значимости государства в обществе соответственно сужает сферы личной автономии и зоны общественной жизни, где не должно чувствоваться присутствие государства.

^ 9. В сфере уголовно-процессуального права действует принцип инквизиции, т.е. тотального отрицания принципа состязательности. Главными признаки этого инквизиционного процесса являются следующие: либеральное правило относительно допустимости всех доказательств, имеющих значение для дела; субъективный стандарт доказывания, согласно которому вина подсудимого должна быть доказана «до внутреннего убеждения» судьи; предоставление государственному обвинителю права обжаловать оправдательное решение суда первой инстанции по делу; фактический пересмотр решения суда первой инстанции в суде апелляционной инстанции; допустимость рассмотрения гражданского иска тем же судом, который рассмотрел соприкасающееся уголовное дело, возникающее из одного и того же факта.

^ 10.- В области гражданского процессуального права система Романо-германского права проявляет еще одну историческую особенность. Хотя здесь действует принцип состязательности, особенность этого процесса в отличие от аналогичного состязательного процесса в системе общего права заключается среди прочих в том, что здесь присутствуют следующие признаки:

-эпизодичность судебной стадии процесса;

-инквизиционный характер досудебной стадии процесса; инквизиционный метод допроса на стадии судебного слушания,

-допустимость отложения начатого разбирательства дела для того, чтобы дать сторонам возможность собрать дополнительные доказательства по делу, в этом случае новое разбирательство дела после его отложения начинается сначала;

-субъективный стандарт доказывания;

-неприменение института суда присяжных при рассмотрении фактических аспектов дела; - применение института судебного поручения как способа досудебного собирания доказательств в другом городе или районе;

- фактический пересмотр решения суда первой инстанции в суде апелляционной инстанции; правило, согласно которому проигравшая сторона оплачивает не только свои, но и все расходы выигравшей стороны;

- право суда выйти за пределы исковых требований в своем решении;

- правило, согласно которому протокол судебного заседания должен отражать не дословно все, что было сказано в ходе судебного разбирательства, а лишь все существенные моменты разбирательства дела и т.д.

11.- Своеобразность структуры высшего звена судебных органов является еще одной особенностью системы Романо-германского права. Во всех этих странах имеется множество верховных судов. Так, например, во Франции действует три верховных суда – Верховный суд общей юрисдикции, Верховный административный суд, Верховный конституционный суд, надзирающий за законами парламента. В Германии существует 6 верховных судов, в их числе 5 отраслевых верховных судов и один Федеральный конституционный суд. конфликт между федеральными верховными судами общей юрисдикции в Германии разрешается Общим сенатом верховных судов. В отличие от этой практики во всех системах англо-американского общего права существует лишь одна судебная пирамида, во главе которой стоит единственный верховный суд, которому подведомственны уды как суды специализированные, так и общей юрисдикции.

12.- В связи с этой особенностью замечается еще феномен, который присутствует только в странах Романо-германского права, а именно система административного контроля министерства юстиции над судами. В странах англо-американского общего права в отношении судебной власти осуществляется принцип независимости суда во всех четырех значениях этого принципа: структурном, материальном, кадровом и профессиональном. В странах континентально-европейского права также признается принцип независимости суда, но дух этого принципа нарушается, особенно в отношении материальной, кадровой и профессиональной независимости судебной власти. Так, например, несмотря на существующий принцип разделения властей и провозглашение принципа независимости суда, в странах Романо-германского права административный контроль министерства юстиции над судами проявляется в таких формах, как наделение министерства юстиции правом на проведение аттестации судьи, осуществление контроля за кадровой политикой судов, проведение программ по повышению квалификации судьи и т.д. Во многих странах Романо-германского права тесное сотрудничество между судами и министерством юстиции дополняется тем, что часто министерство юстиции и один из верховных судов (обычно это верховный суд общей юрисдикции) расположены в разных крыльях одного здания, что абсолютно немыслимо в системе англо-американского общего права. Иными словами, в системе континентально-европейского права министр юстиции является не только главой прокуратуры, но и начальником судей. В системах англо-американского общего права, наоборот, министр юстиции является лишь главой прокуратуры. В Англии вообще нет министра юстиции.

13.- Романо-германская правовая традиция характеризуется специфической формой правового мышления, а именно дедуктивным и абстрактным мышлением. Этим Романо-германское право отличается от системы индуктивного конкретного мышления в странах англо-американского права.

^ 14. Своеобразная структура судебного решения также отличает Романо-германское право от англо-американского. В то время как опубликованное судебное решение в странах англо-американского права традиционно состоит из 15 структурных компонентов, структура опубликованного судебного решения в странах континентально-европейского права характеризуется анонимностью автора решения судов, неразглашением особого мнения судьи, анонимностью сторон и участвующих в деле адвокатов.

^ 15.- Своеобразность употребляемых юридических фикций составляет еще одну особенность Романо-германского права.

16.- Специфическая юридическая терминология также отличает Романо-германское право от англо-американского.

^ 17. Антиформализм права, т.е. нетерпимость к лишней формальности права, противопоставляет Романо-германское право англо-американскому.