Форма государства.
Форма государства – это совокупность существенных сторон (способов организации). Устройства и функционирования государственной власти. Из данного определения следует, что понятие формы государства охватывает:
1. Форму государственного правления – это система организации верховной государственной власти, источники ее образования и практику взаимоотношений центральных государственных органов между собой и властью на местах.
2. Государственный режим – система мер и способов осуществления государственной власти.
Все перечисленные составные части формы государства делятся на виды, в частности, основными видами формы правления является монархия и республика.
Монархия – государство, в котором верховная власть формально (или частично, или полностью) сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха. В большинстве случаев является пожизненной и передаваемой по наследству.
Монархия:
1. Абсолютная (неограниченная) – форма правления единодержавного характера: монарх единолично издает законы, руководит всеми основными органами власти. Контролирует судебную систему. Примеры: Оман, Бутан, Бруней. Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия – при которой глава государства одновременно определяет и представляет собой светскую и религиозную власть: Ватикан.
2. Конституционная (ограниченная) – власть монарха ограничена выборным органом (конституция, парламент). Данный вид монархии может быть дуалистическим или парламентарным. Государственная власть имеет двойственный характер. Исполнительная власть отводится монарху, который формирует и возглавляет ответственное перед ним образование (правительство). Может быть охарактеризовано как от абсолютной монархии к парламентарной. Пример: Иордания, Марокко. В условиях парламентарной монархии действует принцип, когда у власти царствуют, но не правят. Монарх – лишь глава государства и выполняет специфические функции. Вся законодательная власть отводится парламенту. Все акты монарха скрепляются подписью соответствующего министра (контрасигнатура), т.е. министр определяет политическую ошибку за данный акт. Сохранение этого вида монархии обусловлено доверием, верностью традициям и особенностью национального менталитета. Пример: Австралия, Люксембург, Великобритания, Бельгия, Монако, Испания, Канада, Норвегия, Швеция, Япония.
Республика – форма государства, при которой высшие органы государственной власти избираются, определяются и формируются особыми учреждениями. Республики делятся на:
1. Президентские – президент – и глава государства, и глава исполнительной власти (правительства). Он абсолютно свободен в назначении министров, ответственных перед ним. Парламент не имеет права выразить вотум недоверия правительству, а президент не имеет права для роспуска парламента. И президент, и парламент избирается народом. Родина – США. Правительство формируется и определяется и ответственно перед вышестоящими органами. Все действия у президента являются контрсигнациями со стороны правительства
2. Смешанные (полупрезидентские): Германия, Греция, Венгрия, Индия, Италия, Чехия, Словакия, Эстония.
3. Парламентарные: Он определяет и назначает главу правительства в согласовании с парламентом. Парламент имеет право выразить вотум недоверия правительству, но оправляет его в отставку уже не правительство, а президент.
Формы государственного устройства:
1. Унитарные. К числу унитарных государств относится большинство стран Европы, Латинской Америки, Африки и ряд стран Азии. Характерно наличие следующих признаков:
- единая конституция
- единая система высших органов государственной власти (глава, судебная система, парламент)
-единое гражданство
- единая система права
-территория унитарного государства делится на административно-территориальные единицы, не обладающие какой-либо самостоятельностью.
Унитарные государства делятся на:
-централизованные – за органами самоуправления регионов осуществляется непосредственный и прямой контроль назначенными из центра чиновниками.
-децентрализованные – за местными органами осуществляется косвенный контроль, что с учетом национальных особенностей региона дают возможность определенной самостоятельности.
Автономия – самоуправление определенной части территории государства, отличающееся национальными, бытовыми, а иногда и географическими условиями. Могут быть присущи определенные исторические особенности и традиции. Существуют две разновидности автономии в унитарном государстве:
-политическая – пользуется более широкими правами обладает правом принимать решения
-административная – использование местного языка в школах, в судебном процессе, на радиовещании, издание газет на местном языке и приоритет в использовании местных ресурсов.
2. Федерация – обладает уникальными специфическими особенностями. Примеры: Австралия, Австрия, Бразилия, Венесуэла, Германия, Канада, Малайзия, Мексика, США, Швейцария и Россия.
Признаки:
-территория не представляет собой единого целого, состоит из территории субъектов Федерации, которые не обладают суверенитетом и правом выхода из Федерации
-субъект – учредительная власть, т.к. ему отводится право принятия собственных Конституций
-субъект имеет право издавать свои собственные законодательные акты при условии их соответствия федеративному законодательству
-субъект может иметь свою собственную судебную и правовую систему
-наличие двойного гражданства, каждый гражданин считается гражданином союза и субъекта Федерации
-двухпалатная система парламента (пикемерализм). Нижняя палата – орган общефедерального назначения, верхняя палата – определяет интересы субъектов федерации
Виды федераций:
-административно-территориальной (территориальный принцип): Германия, США
-национально-государственной: Бельгия
-смешанной: Россия
Выделяют также симметричную федерацию – субъекты федерации имеют одинаковый статус: Германия. В симметричной федерации - неравенство субъектов: Россия.
Конфедерация – союз государств, в котором образующие его государства сохраняют суверенитет: ЕС, Британское содружество.
План семинарского занятия: «Государство»:
1. Сущность государства и его функции
2. Гос. Власть
3. Структура государства
4. Формы государства
5. Правовое государство
Право:
1. Сущность права. Его признаки и функции.
2. Нормативно-правовой акт.
3. Правотворчество: понятие, принципы и стадии.
4. Нормы права и системы права
5. Правовое поведение. Юридическая ответственность.
6. Правосознание: понятие, виды и функции.
Конституционное право:
1. Источники и основы конституционного строя России
2. Конституционно-правовой статус граждан России
3. Особенности федеративного устройства России
4. Система органов государственной власти в РФ
5. Местное самоуправление в РФ
Тема доклада: «Договор страхования и его условия, страховые санкции. Страховое правоотношение»
Гражданское право:
1. Гражданское право как отрасль права
2. Понятие гражданского правоотношения и его структура
3. Гражданско-правовые сделки: понятие, формы и виды. Последствия недействительности сделок
Семейное право: докладами.
Доклад: «Условие и порядок заключения и расторжения браков»
Рукавишников правоведение
Трудовое право:
1. Предмет, метод и принципы трудового права
2. Источники трудового права
3. Трудовые правоотношения и их виды
Административное право:
1. Административное право как отрасль права
2. Источники административного права
3. Субъекты административного права
4. Административная ответственность
Уголовное право:
1. Понятие и принципы уголовного права
2. Уголовная ответственность. Состав преступления
3. Понятие и виды уголовных наказаний
Экологическое право:
1. Понятие. Принципы, источники и системы экологического права
2. Экологические правоотношения
3. Экологические правонарушения и юридическая ответственность за нарушение законолдательства об охране окружающей среды
Основы информационного права: докладами
Человек может требовать от государства исполнения его обязанностей обеспечения своих прав и свобод, безопасности, защит собственности и восстановления прав и свобод. Государство также вправе требовать от личности выполнения ее обязанностей, установленных законом.
Разделение властей: принцип разделения властей включает разделение государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. В основах взаимодействия ветвей власти положена система сдержек и противовесов, которая выступает преградой чрезмерному сосредоточению властных полномочий какого-либо государственного органа. Разделение властей при этом призвано обеспечить верховенство закона и подчинить государство обществу. Открыто контролировать действие государства и обеспечить осуществление прав и свобод личности.
Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного лора. Источниками норм и признаков являются международные конвенции, обычаи, признанные в качестве правовой нормы. Общие принципы права, получившие международное признание. Возможность реализации основных признаков характерно для правового государства, зависит от наличия ряда объективных условий и предпосылок.:
1. Наличие экономических отношений, основанных на многообразии форм собственности, рыночных отношений, свободы бизнеса и предпринимательства. Только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнером государства в политической и правовой сферах.
2. Наличие саморегулирующегося гражданского общества, составлявшего социальную основу правового государства и способного защитить личность от произвола государства и индивидов.
3. Господство общечеловеческих принципов справедливости, гуманизм, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства
4. Суверенность государства с воплощением в ней суверенитета народа, наций и народностей, населяющих страну. Только народ является источником той власти, которая имеется в государстве.
Правовым может быть признано государство, в котором действует система юридических гарантий, через которую обеспечивается баланс и консенсус законных интересов государства, общества, личности; а также эффективное противодействие посягательству как в сфере публичного, так и в сфере частного права.