Система органов государственной власти РФ.

Конституционные права и свободы человека и гражданина. Классификация прав и свобод.

Конституция РФ (ст. 2) рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым она декларирует свое пони­мание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на пе­редний план именно личность. Уважение к личности и ее защита яв­ляются неотъемлемым атрибутом конституционного государства, его обязанностью. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод че­ловека и гражданина, - указывается в СТ. 2, - обязанность государ­ства».

Установленные Конституцией принципиальные положения, связанные с отношением государства к человеку, служат предпосыл­кой решения всех конкретных проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Таким об­разом, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью яв­ляется фундаментальной чертой конституционного строя Россий­ской Федерации, образующей основу не только конституционно ор­ганизованного общества, но и правовой защиты этого общества от возрождения попыток подавления личности, ущемления ее прав, иг­норирования индивидуальных интересов и потребностей людей.

Употребляемый в ст. 64 Конституции термин «личность» является максимально широким, собирательным понятием. Конституционный статус личности включает: а) конституционный статус гражданина Российской Федерации; б) конституционный статус иностранцев; в) конституционный статус лиц без гражданства. Конституция России, с одной стороны, закрепляет то общее, что присуще положению личности, человека в России независимо от его правового состояния. Это делается путем наделения правами человека всех лиц, законно находящихся на территории России. С другой стороны, Основной Закон дифференцирует статус личности, закрепляет дополнительные права граждан Российской федерации и особенности положения иностранцев.

Основным объектом конституционного регулирования являются граждане России. Конституционный статус гражданина – сложное явление. Эта юридическая конструкция включает гражданство, конституционную правосубъектность, основные права и свободы человека и гражданина. Гражданство выступает как первоначальный элемент конституционного статуса, его наличие или отсутствие определяет объем прав и обязанностей личности, человека.

Главным элементом конституционного статуса гражданина являются конституционные (основные) права, свободы и обязанности человека и гражданина Российской Федерации. Именно их объем, содержание определяет правовое и во многом реальное положение личности в Российской Федерации. Конституция России 1993 года не только впервые четко разграничила права человека и гражданина, но и закрепила самый большой перечень конституционных прав личности за всю отечественную историю.

В зависимости от интересов и физического лица, и его участия в жизни общества, и государства основные права и свободы делятся на 1. личные, 2. политические, 3. социально-экономические, 4. культурные.

1. обеспечивают охрану его жизни, удовлетворение личных потребностей - право на жизнь, на охрану личного достоинства, на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни.

2. обеспечивают ту или иную степень участия в управлении делами общества и государства, например, для граждан РФ - право избирать и быть избранными в высшие, центральные и местные органы государственной власти. К политическим относятся также право на информацию, свобода собраний, уличных шествий и др.

3. право частной собственности, свобода предпринимательской деятельности, право на труд, забастовку, отдых, социальное обеспечение, жилище, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду и т.д.

4. свобода творчества, право на участие в культурной жизни, пользование достижениями культуры, доступ к культурным ценностям.

Российская Федерация осуществляет свою деятельность через государственные органы. Государственный орган – это составная часть государственного аппарата, образуемая в установленном законом порядке и наделенная государственно-властными полномочиями, необходимыми для осуществления функций государственной власти. Специфические черты государственных органов: наличие государственно-властных полномочий; образование в установленном государством порядке; осуществление строго определенных задач и функций; четко определенная структура и организационно-правовая форма; каждый государственный орган является составной частью единой системы органов государственной власти РФ (ст. 5).

Под системой органов государственной власти РФ понимается вся совокупность госорганов и ее единство основывается на государственной целостности РФ, на федеративном устройстве России (п. 3. ст. 5, ст. 3, 32). Система госорганов состоит из органов законодательной власти; органов исполнительных власти; органов судебной власти. Согласно Конституции РФ (ст. 10, 11) в нее входят органы госвласти Федерации и органы госвласти ее субъектов. Основными звеньями системы органов госвласти являются Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, народные собрания, Думы и другие законодательные органы субъектов федерации. В своей совокупности они составляют систему представительных органов госвласти РФ (Федеральные и региональные).

Органы исполнительной власти – Правительство РФ, министерства, госкомитеты, ведомства; Президенты и главы администраций субъектов Федерации, их правительства и т.д. Они составляют единую систему органов исполнительной власти. Органы судебной власти – Конституционный суд РФ, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, другие федеральные суды, а также суды субъектов РФ.

Есть особая группу госорганов, не относящихся ни к одному из названных выше органов госвласти – органы прокуратуры, а также госорганы, осуществляющие вспомогательные, совещательные и другие функции: Администрация Президента; Совет Безопасности, Государственный Совет РФ, в который входят главы субъектов федерации на ротационной основе. Последний выполняет в основном совещательные функции, но его можно отнести к системе госорганов РФ.

Довольно сложным является вопрос о месте Президента в государственной системе России, сочетание его статуса с принципом разделения властей. Анализируя эту ситуацию, следует иметь в виду, что провозглашенный Конституцией России принцип разделения властей реализуется в государстве, не имеющем устойчивых традиций и процедур его осуществления. Сказанное относится не только к советскому периоду страны, но и дооктябрьской (1917 г.) отечественной истории.

Нельзя не отметить и некоторую противоречивость норм Конституции России 1993 года. С одной стороны, содержание ст. 10 Конституции, общепринятая конституционная практика дает основание говорить об универсальном характере принципа разделения властей, охвате им всего механизма государственной власти. С другой стороны, объем функций и полномочий Президента, закрепленных в главе 4 Конституции, а также то обстоятельство, что он напрямую не отнесен ни к одной из ветвей власти, дают основания утверждать о выведении института Президента из системы разделения властей, вести речь о формировании особой «президентской» ветви власти.

Все это привело к ограничению действия принципа разделения властей. Обладая эффективными средствами «сдерживания» законодательной и судебной властей и, по сути, контролируя деятельность исполнительной власти, Президент сам фактически выведен из сферы действия этой системы. За исключением института отрешения от должности, обставленного рядом усложненных процедур, у Федерального Собрания и судебной власти нет рычагов воздействия на деятельность главы государства.

Представляется, что эта конституционная модель власти во многом сформирована под влиянием закономерностей переходного периода, обусловлена потребностью укрепления российской государственности и по мере укрепления демократического конституционного строя будет модифицироваться в сторону приближения к классической схеме разделения властей.