Норма права, ее структуры и виды.

Раздел 1. Лекция 2.

Ненормативные социальные регуляторы

Нормативная система хотя и важнейшая, однако не единственная регулятивная система, действующая в обществе. Ее содержание, способы функционирования и другие характеристики можно видеть как при обособленном анализе, так, главным образом, и при сопоставлении с другой регулятивной системой, которую можно обозначить как ненормативную. К ней относятся ценностный, директивный и информационный регуляторы.

Ценностный регулятор определяет поведение членов общества, участников общественных отношений с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, социально-психологических установок, стереотипов, штампов. Он имеет весьма глубинную и сложную структуру и проявляется прежде всего в культуре всего общества или в культуре различных этнических (национальных) общностей, придавая ей регулятивное содержание. Кроме этнокультурных общностей, ценностный регулятор формируется и проявляет свое воздействие и среди отдельных социальных, профессиональных, половозрастных и иных групп.

Для директивного регулятора характерным является способ воздействия на социальные процессы, при котором от органа власти или общественной организации (или совместно – что было особенно характерным в практике «партийного» тоталитарного государства социалистического типа) исходит общая директива, направленная на решение важной социально-экономической задачи, достижение крупной цели, но средства решения задачи или достижения цели, указанные в директиве, не имеют непосредственного нормативного значения или не содержат указания на конкретное поведение адресатов директивы. Сюда же можно отнести и политические программы, платформы, обращения, заявления, приобретающие социально-регулятивное значение, создающие для участников общественных отношений основание и обоснование своего поведения.

Информационным регулятором оказывается такой способ воздействия на социальные процессы, при котором публично распространяющиеся сведения о конкретных случаях социального поведения выступают либо образцами для подражания, либо для осуждения, т.е. с помощью средств массовой информации тем или иным поступкам придается либо положительное, либо отрицательное значение. Развитие информационной инфраструктуры, прежде всего телевидения, придает в некоторых ситуациях информационному регулятору качество своеобразной информационной санкции.


1. Понятие и признаки права.

2. Норма права, ее структуры и виды.

3. Источники права, их виды.

4. Объективное и субъективное право.

5. Система права. Отрасли права.

1. Понятие и признаки права.Право - один из регуляторов общественных отношений. Воз­действуя на волю и сознание людей, оно самым авторитетным обра­зом склоняет их к определенному поведению. Существует пять подходов к определению права.

1. Нормативистский подход (континентальная Европа), когда нормами права считают лишь то, что выражено самим государством в издаваемых им обще­обязательных правилах поведения. Таким образом, правом призна­ется государственная воля, объективированная в соответствующих текстах общего характера.

2. Социологический подход (Англия и США) видит правовые нормы в самих общественных отношениях, в формах контроля за ними, в способах разрешения конфликтов, в том, что делает суд.

3. Психологический подход - распространен в особенно­сти среди тех сторонников социологических взглядов, которые при­дают первостепенное значение психическим реалиям, имея в виду как индивидуальную, так и социальную психику. Они стараются отыскать правовые нормы прежде всего в психике человека, в его сознании и подсознании, в его правовых взглядах, в его правовых переживаниях и т. п.

4. Философский (естественно-правовой) подход был связан с ожиданиями буржуазных революций, с приходом к власти буржуазии и на­правлен против произвола феодальных властей, против тираниче­ских законов, попрания каких-либо прав человека. Правовые нормы согласно данному взгляду следует искать в извечных критериях спра­ведливости, выводимых из чистого разума. Естественные нормы сво­боды человека и естественные ее ограничения по отношению к гражданину как члену государственно-организованного общества - вот что должно регулировать поведение людей. Заметим, что данная тео­рия естественного права возродилась после некоторого забвения в середине уходящего столетия как реакция на произвол фашистских тоталитарных режимов.

Ознакомление с разными подходами к праву показывает, что в каждом из них есть свои позитивные стороны. Одни из них прием­лемы для законодателей, которые отыскивают и закрепляют право в издаваемых ими нормах, другие - для тех, кто применяет право, проводит право в конкретных жизненных ситуациях. Одновременно нельзя не видеть и отрицательных сторон каждого из подходов, если не ограничивать сферу его использования. Поэтому уместен и пятый под­ход - интегративный - сориентированный не на одну какую-либо черту права, а на полноту всех его характеристик.

Интегративный подход должен учитывать допустимость разных определений права. Он не может игнорировать того обстоятельства, что в разное время у разных народов применительно к разным поли­тическим ситуациям признавалось разное понимание права. Точ­нее - разное восприятие его и населением, и теми, кто находится у власти в одном конкретном государстве, и населением, и властвую­щими другого государства. То есть в действительности и те и другие руководствуются в общении, строят свою жизнь по правилам, кото­рые черпаются из разных источников.

С точки зрения интегративного подхода правом является все то, что официально признается и поддерживается в качестве нормативов ра­венства и справедливости в определении меры свободы общающихся социальных субъектов. Имеются в виду не только граждане, но и их объединения, органы государства, должностные лица и т. д. Сюда войдут и законы, и судебные акты, и указания полицейского, и ком­плексы допустимых эмоций, которыми судья или тот же полицей­ский руководствовались; сюда будут отнесены религиозные каноны, чувства верующих, религиозные обряды, но вместе с тем останется место и атеистическим воззрениям и нормам, если их официально возводили в общеобязательные установления.

Интегративное понимание права позволяет выявить признаки правовых норм:

1. правовые нормы фиксиру­ются в самых разных источниках. Их нельзя сводить только к законодательно установленным правилам.

2. они обязательно признаются в ка­честве регулятора общественных отношений через какие-то офици­альные акты.

3. формальная определенность право­вых норм, в том, что они содержат указание на границы поведения их адресатов, на меру их прав и обязанностей.

Право нормативно по сути своей (не только потому, что может быть выражено в общих правилах поведения), поскольку регулирует типичные, повторяющиеся отношения и не ограничивается однора­зовым решением конкретного вопроса. Нормативность - содержа­тельный признак права. Правовые нормы в своем применении рас­считаны на относительно неопределенный круг лиц и относительно неопределенный круг случаев.

Правовые нормы являются официальным мерилом, масштабом свободы и справедливости. Отличительное свойство права и правовых норм - их систем­ность. В идеале это внутренне согласованная система норм, специ­ально упорядочиваемая в ходе работ по систематизации права.

Норма права - признаваемое и обеспечиваемое государством обще­обязательное правило, из которого вытекают права и обязанности уча­стников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения.Норма права - критерий правомерности поведения. Отсюда приобретают значение такие качества правовой нормы, как ее фор­мальная определенность, конкретность, позволяющие практику ре­шить юридическое дело.

По своей структуре каждая норма включает в себя три элемента (части): 1. диспозицию, 2. гипотезу, 3. санкцию.

1. указывает на суть и содержание самого правила пове­дения, на те права и обязанности, на страже которых стоит государ­ство.

2. содержит перечень условий, при которых норма дейст­вует.

3. называет поощрительные или карательные меры (пози­тивные или негативные последствия), наступающие в случае соблю­дения или, напротив, нарушения правила, обозначенного в диспози­ции нормы.

Своей структурой, а также содержательными признаками норма права отличается от иных проявлений права, прежде всего от инди­видуального предписания. Последнее основывается на норме и ис­черпывается разовым исполнением. Индивидуальное предписание рассчитано на строго определенный случай, на однократное дейст­вие, на конкретных лиц. С другой стороны, норма права отличается от общих принципов права. Последние, хотя и носят нормативный характер, все-таки проявляют себя через нормы права, нуждаются в конкретизации, не выходят напрямую на гипотезы и санкции, без чего трудно представить себе определенность правового регулирова­ния.