Понятие, признаки и состав административного правонарушения

Понятие, предмет и система административного права.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Утрата гражданства РФ.

Законными основаниями утраты гражданства Российской Федерации считаются: выход из гражданства; отмена решения о приеме в гражданство; выбор (оптация) гражданства, усыновление.

 

Административное право – это отрасль права, регулирующая обще­ственные отношения в сфере государственного управления. Предмет административного права составляют управленческие от­ношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в свят с прак­тической реализацией исполнительной власти государства.

Система административного права – это структура основных эле­ментов отрасли административного права, содержащихся в его источниках. К источникам административного права относятся Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Прави­тельства РФ, нормативные акты федеральных министерств и ведомств, законодательные и нормативные акты субъектов РФ и местного са­моуправления. В отличие от большинства других отраслей российского права (гражданского, трудового, уголовного и др.), административное право относится к числу наименее систематизированных отраслей права. В настоящее время по существу кодифицирован лишь один институт административного права – институт административного правонару­шения, регламентированный Кодексом об административных правона­рушениях РФ от 30 декабря 2001 г. (КоАП РФ).

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административное правонарушение (проступок) – это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством установлена административная ответственность. Административ­ная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП, наступает при условии, что эти нарушения не влекут за собой уголов­ной ответственности.

Признаки административного правонарушения образуют:

· деяние, выраженное в форме действия, то есть активного невыпол­нения правового предписания (например, потребление наркотиче­ских средств или психотропных веществ без назначения врача – ст. 6.9 КоАП РФ), или бездействия, то есть пассивного поведения, выражающегося в несовершении лицом тех действий, которые оно должно и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей (например, уклонение от подачи декларации об объеме производ­ства и оборота этилового спирта – ст. 15.5 КоАП РФ);

· общественная опасность, выражающаяся в причинении админи­стративным правонарушением ущерба каким-либо законным интересам (при этом степень общественной опасности разграни­чивает составы административного правонарушения и преступ­ления);

· противоправность, состоящая в том, что определенное лицо со­вершает действия, запрещенные нормой права (причем не только административного, но и других отраслей, охраняемых от наруше­ния мерами административной ответственности), или не соверша­ет действий, предписанных нормой права;

· виновность (умышленная или неосторожная), характеризующая проявление воли и разума неправомерно действующего (бездей­ствующего) лица;

· наказуемость, означающая, что конкретное действие или бездей­ствие может быть признано административным правонарушением только в том случае, если за его совершение законодательством предусмотрена административная ответственность.

Состав административного правонарушения образует единство установленных КоАП РФ объективных и субъективных признаков, ха­рактеризующих конкретное общественно опасное деяние как админи­стративное правонарушение. Состав административного правонарушения образуют четыре эле­мента (признака): объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

Объект административного правонарушения – это регулируемые и охраняемые административным правом общественные отношения.

Объективная сторона административного правонарушения – это действие (бездействие), причинившее вред общественным отношени­ям, а также способ, место, время, орудия и средства совершения право­нарушения. Кроме того, объективная сторона характеризуется такими квалифицирующими признаками, как повторность, неоднократность, злостность, систематичность противоправного посягательства, про­должаемый и длящийся характер правонарушения. Анализ всей сово­купности признаков объективной стороны имеет важное значение для квалификации административного правонарушения.

Субъектом административного правонарушения является тот, кто совершил данное правонарушение, - физическое или юридическое лицо. Применительно к субъекту – физическому лицу КоАП РФ раз­личает:

· общий субъект – вменяемые, достигшие 16 лет граждане РФ;

· специальный субъект – должностные лица; родители несовершен­нолетних детей; иностранные граждане, не пользующиеся дипло­матическим иммунитетом; лица без гражданства;

· особый субъект – военнослужащие и иные лица, на которых рас­пространяется действие дисциплинарных уставов.

Субъективная сторона административного правонарушения вы­ражается в вине, которая имеет две формы: умысел и неосторож­ность.

Действуя с умыслом, правонарушитель сознает противоправный ха­рактер своего действия или бездействия, предвидит возможность или неизбежность наступления вредных последствий, противоправного результата и желает его наступления (прямой умысел) или не желает, но предвидит и сознательно его допускает либо относится к нему без­различно (косвенный умысел).

Неосторожная вина проявляется в двух формах: легкомыслие, когда лицо предвидит возможность наступления противоправного результа­та, но самонадеянно рассчитывает его предотвратить; и небрежность, когда лицо не предвидит возможность наступления противоправных последствий, хотя должно и могло их предвидеть.

Наряду с умыслом и неосторожностью субъективную сторону адми­нистративного правонарушения образуют мотив и цель правонаруше­ния. Они учитываются правоприменителем при определении вида и размера административного взыскания, налагаемого на виновное лицо.

Административная ответственность – применение уполно­моченным органом или должностным лицом административных взыска­ний к гражданам и юридическим лицам, совершившим административ­ное правонарушение.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правона­рушения и применяется в целях предупреждения совершения новых пра­вонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Виды административных наказаний перечислены в ст. 3.2 КоАП РФ и включают в себя следующие меры:

Предупреждение - официальное письменное порицание физического или юридического лица;

Административный штраф – денежное взыскание, выраженное: а) в рублях (для граждан — от 100 до 5000 руб.; для должностных лиц — от 100 до 50 000 руб.; д ля юридических лиц — от 100 руб. до 1 млн руб., в особых случаях — до 5 млн руб.); б) в стоимости предмета административного правонарушения; в) в сумме неуплаченных налогов и сборов или сумме незаконной валютной операции;

Конфискация орудия совершения или предмета административ­ного правонарушения (ст. 3.7 КоАП РФ), состоящая в принуди­тельном безвозмездном обращении в государственную собствен­ность не изъятых из гражданского оборота вещей;

Лишение специального права (ст. 3.8 КоАП РФ), заключающееся в лишении физического лица ранее предоставленного ему специаль­ного права за грубое или систематическое нарушение порядка поль­зования этим правом (например, лишение фармацевтического работника права на занятие фармацевтической деятельностью). Срок лишения специального права может составлять от 1 месяца до 3 лет;

Административный арест (ст. 3.9 КоАП РФ), заключающийся в со­держании нарушителя в условиях изоляции от общества. Он уста­навливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований ре­жима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до 30 суток;

Административное выдворение за пределы России иностранно­го гражданина или лица без гражданства (ст. 3.10 КоАП РФ), состоящее в принудительном и контролируемом перемещении через Государственную границу РФ за пределы России указанных граж­дан и лиц, а в случаях, предусмотренных законодательством, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства с территории РФ;

Дисквалификация (ст. 3.11 КоАП РФ), заключающаяся в лише­нии физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять пред­принимательскую деятельность по управлению юридическим ли­цом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством. Дисква­лификация назначается на срок от 6 месяцев до 3 лет.

Административное приостановление деятельности (ст. 3.12 КоАП РФ), заключающееся во временном прекращении деятель­ности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, про­изводственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объ­ектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, заражения, наступле­ния радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения нения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонару­шения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализа­ции (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и фи­нансированию терроризма. Административное приостановление деятельности может устанавливаться на срок до 90 суток.