Местное самоуправление

Полномочия Совета Федерации

Полномочия Государственной Думы

Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Специальная компетенция:

· дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Прави­тельства РФ, а также выражение недоверия Правительству РФ;

· выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности;

· объявление амнистии и др.

Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации регулируется Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 августа 2000 г. № ИЗ-ФЗ (ред. от 17 октября 2011 г.).

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъ­екта РФ: от высшего законодательного (представительного) и ис­полнительного органа государственной власти. Член Совета Феде­рации (сенатор) от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным органом власти субъекта РФ на срок его полномочий. Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим долж­ностным лицом субъекта РФ на срок его полномочий. Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня принятия Советом Фе­дерации решения о подтверждении полномочий данного члена Со­вета Федерации и прекращаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий нового члена Совета Федера­ции – в представителя от того же органа государственной власти субъ­екта РФ.

Организация законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным направлениям:

Совет Федерации совместно с Государственной Думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним;

в порядке реализации права законодательной инициативы Совет Федерации самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

Правительство Рос­сийской Федерации является органом государственной власти, возглавляющим единую систему исполнительной власти РФ.

Правовой основой деятельности Правительства РФ являются Кон­ституция РФ и Федеральный конституционный закон «О Правитель­стве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (ред. от 28 декабря 2010 г.).

Правительство РФ состоит из членов Правительства: Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя и федеральных мини­стров.

Председатель Правительства РФ (премьер-министр) назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ в по­рядке, установленном Конституцией РФ. При этом освобождение от должности Председателя Правительства РФ влечет за собой отставку всего Правительства.

Заместители Председателя Правительства РФ (вице-премьеры) и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Прави­тельства.

Для решения важнейших вопросов функциональной компетенции Правительства РФ систематически, не реже одного раза в месяц про­водятся заседания Правительства.

Обеспечение работы Правительства РФ осуществляется Аппаратом Правительства, руководство которым осуществляет Руководитель Ап­парата в ранге федерального министра.

Общие полномочия Правительства Российской Федерации закрепле­ны в ст. 114 Конституции РФ и включают в себя:

· организацию реализации внутренней и внешней политики РФ;

· осуществление регулирования социально-экономической сферы;

· обеспечение единства системы исполнительной власти РФ, на­правление и контроль деятельность ее органов и др.;

Систему федеральных органов исполнительной власти (Правительство РФ) образовывали федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Федеральное министерство является федеральным органом испол­нительной власти, осуществляющим функции по выработке государ­ственной политики и нормативно-правовому регулированию в уста­новленной сфере деятельности. При этом оно не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности контрольно-надзорные и право­применительные функции, а также функции по управлению государ­ственным имуществом, за исключением случаев, устанавливаемых указами Президента РФ. Федеральное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств и возглавляется федеральным министром, входящим в состав Правительства РФ.

Федеральная служба является федеральным органом исполни­тельной власти, осуществляющим контрольно-надзорные функции в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, безопасности, борьбы с преступностью. Федеральные службы могут быть под­ведомственны Президенту РФ (например, ФСБ, ФСКН и др.) или находиться в ведении Правительства РФ (например, ФАС). Возглав­ляет федеральную службу руководитель (директор).

Федеральное агентство является федеральным органом исполни­тельной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, управлению государ­ственным имуществом, а также правоприменительные функции, за ис­ключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство также может быть подведомственно как Президенту РФ, так и Прави­тельству РФ. Возглавляет федеральное агентство руководитель (ди­ректор).

Например, систе­му органов государственной власти Приморского края как субъекта Федерации образуют:

1. Законодательное Собрание Приморского края – постоянно действующий высший и единственный законодательный орган государственной власти Приморского края;

2. Администрация Приморского края – высший исполнительный орган государственной власти Приморского края;

3. иные органы исполнительной власти Приморского края, формируемые Администрацией Приморского края

 

Это признаваемая и гаранти­руемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответствен­ность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Правовой основой местного самоуправления являются Конститу­ция РФ и Федеральный закон «Об общих принципах организации мест­ного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Рос­сийской Федерации в городских, сельских поселениях и на иных тер­риториях. Территории муниципальных образований (города, поселки, станицы, районы, волости, сельсоветы и др.) устанавливаются в соот­ветствии с федеральными законами и законами субъектов РФ с учетом исторических и иных местных традиций.

Муниципальное образование – это городское, сельское поселе­ние, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осу­ществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного само­управления.

Органами местного самоуправления являются выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного зна­чения и не входящие в систему органов государственной власти. К их числу относится представительный орган местного самоуправ­ления – выборный орган, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на терри­тории муниципального образования. В исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления находится при­нятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципаль­ного образования; утверждение местного бюджета и отчета о его ис­полнении; принятие планов и программ развития муниципального образования; установление местных налогов и сборов и др. Уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы муниципального образования – выборного должност­ного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц. Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, уста­новленном законодательством.

Муниципальные выборы депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного са­моуправления осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Органом гражданского общества, призванным обеспечивать взаи­модействие граждан России с федеральными и региональными органа­ми государственной власти и органами местного самоуправления, а также осуществлять общественный контроль за деятельностью органов исполнительной власти и местного самоуправления, является Общественная палата РФ.Цели Общественной палаты состоят в обеспечении согласования общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и мест­ного самоуправления для решения наиболее важных вопросов эконо­мического и социального развития, обеспечения национальной безо­пасности, защиты прав и свобод граждан, конституционного строя и демократических принципов развития гражданского общества в РФ путем:

· привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики;

· выдвижения и поддержки гражданских инициатив;

· осуществления общественного контроля за деятельностью Пра­вительства РФ, федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправле­ния и др.

 

Правосудие и судебная власть в Российской Федерации

Правосудие представляет собой вид государственной деятельно­сти, направленной на разрешение споров о праве, то есть решение раз­личных социальных конфликтов, связанных с нарушением или предпо­лагаемым нарушением норм права. Оно осуществляется специальными государственными органами – судами, от имени государства, путем рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных, адми­нистративных и иных дел. Видом государственной власти, облада­ющей полномочиями на осуществление правосудия, является судеб­ная власть. Правовой основой осуществления правосудия в РФ является Кон­ституция РФ (гл. 7), а также Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной си­стеме Российской Федерации».

Судебная система представляет собой упорядоченное построение судов с их компетенцией, определенными целями и задачами. Судебная система РФ включает в себя федеральные суды и суды субъектов РФ.

К федеральным судам относятся:

1. Конституционный Суд РФ;

2. Верховный Суд РФ, суды субъектов РФ, районные (городские) суды, военные и специализированные суды, в совокупности со­ставляющие систему судов общей юрисдикции;

3. Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ и специализированные арбитражные суды, состав­ляющие систему арбитражных судов.

К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Совокупность судов, наделенных однородными полномочиями, состав­ляет звено судебной системы. Суды общей юрисдикции состоят из трех звеньев: основное звено – районные (городские) суды, среднее звено — суды субъектов РФ, выс­шее звено – Верховный Суд РФ. Аналогичным образом подразделя­ются и военные суды: основное звено – суды армий, соединений, флотилий, гарнизонов; среднее звено – суды военных округов, флотов, видов Вооруженных Сил, групп войск; высшее звено – Военная колле­гия Верховного Суда РФ. Арбитражные суды состоят из трех звеньев: основное звено – арбитражные суды субъектов РФ, среднее звено – арбитражные апел­ляционные суды и федеральные арбитражные суды округов (арби­тражные кассационные суды), высшее звено – Высший Арбитражный Суд РФ.

Подсудность – это определяемое признаками юридического дела свойство, в зависимости от которого дело рассматривается тем или иным судом. Например, умышленное убийство без отягчающих об­стоятельств, квалифицируемое по ч. 1 ст. 105 УК РФ, подлежит рас­смотрению районным (городским) судом; в то же время умышленное убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 105 УК РФ), рассматривается судом субъекта РФ.

Инстанция – это судебный орган (суд), управомоченный на выполне­ние определенных функций по осуществлению правосудия, то есть при­нятию решений по существу дела и проверке законности и обоснован­ности этих решений.

Выделяют суды первой, второй (кассационной) и надзорной ин­станций.

Суд первой инстанции уполномочен принимать решение по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела. По уго­ловным делам это вопросы о признании (непризнании) подсудимого виновным и о применении (неприменении) к нему уголовного наказа­ния. По гражданским делам это разрешение вопроса о доказанности (недоказанности) гражданского иска и принятие в этой связи судебно­го решения об его удовлетворении (или отказе). В зависимости от под­судности судом первой инстанции может быть любое звено судебной системы.

Суд второй (кассационной) инстанции проверяет законность и обо­снованность вынесенного судом первой инстанции приговора (реше­ния), не вступившего в законную силу. В качестве суда кассационной инстанции для судов общей юрисдикции может выступать только вы­шестоящий суд по отношению к суду, вынесшему обжалуемый приго­вор (решение).

Суд надзорной инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу, в порядке апелляции. Полномочиями судов надзорной инстанции об­ладают только суды среднего и высшего звена.