Организация государственной власти и местного самоуправления в РФ

Федеративное устройство России

Российская Федерация является федеративным государством, соз­данным по воле ее многонационального народа. Ее правовой статус определяется Конституцией РФ, Декларацией о государственном су­веренитете России от 12 июня 1990 г. и Федеративным договором от 31 марта 1992 г. В состав Российской Федерации входят 83 субъекта: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения (Москва, Санкт- Петербург), 1 автономная область и 4 автономных округа.

 

В основе системы органов государственной власти Российской Федерации лежит основополагающий конституционно-правовой прин­цип разделения властей на законодательную, исполнительную и су­дебную ветви. Помимо органов государственной власти, входящих в одну из трех ветвей власти, отдельно выделяют также федеральные органы государ­ственной власти с особым статусом: Прокуратуру РФ, Центральный банк (ЦБ РФ), Счетную палату РФ, Центральную избирательную ко­миссию (ЦИК РФ), Уполномоченного по правам человека в РФ и Ака­демии наук.

Местное самоуправление (муниципальная власть) не входит в систе­му органов государственной власти, а представляет собой самостоятель­ную и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения непосредственно или через органы мест­ного самоуправления.

Общественный контроль за деятельностью государственной и муни­ципальной власти в Российской Федерации в настоящее время осу­ществляется Общественной палатой РФ и общественными палатами субъектов РФ.

Президент Российской Федерации, по Конституции РФ, является главой государства. Получая свой мандат на прямых всеобщих выборах, Президент представляет сово­купные, то есть общие интересы всего народа и всей России.

Порядок избрания Президента РФ установлен Конституцией РФ, а также федеральными законами от 12 июня 2002 г. 67-Ф3 «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме» и от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

Президент Российской Федерации избирается на 6 лет граждана­ми Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет.

Выборы Президента России назначаются Советом Федерации Феде­рального Собрания РФ на второе воскресенье месяца, в котором про­водилось голосование на предыдущих выборах Президента России. В случае досрочного прекращения Президентом РФ исполнения своих полномочий досрочные выборы назначаются на последнее воскресенье третьего месяца со дня досрочного прекращения Президентом РФ сво­их полномочий.

Избранный Президент РФ вступает в должность на 30-й день со дня официального объявления ЦИК РФ о результатах выборов. При вступлении в должность Президент РФ приносит в тор­жественной обстановке присягу народу, которая носит название инау­гурации. С момента принесения присяги Президент России приступает к исполнению своих обязанностей.

Прекращение исполнения Президентом РФ своих обязанностей на­ступает с истечением срока его пребывания в должности в тот момент, когда принесена присяга вновь избранным Президентом РФ. Досрочное прекращение полномочий Президента возмож­но в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, а также отрешения от должности.

Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правитель­ства. Временно исполняющий обязанности Президента РФ не вправе распускать Государственную Думу, назначать референдум, вносить предложения о поправках и пересмотре Кон­ституции РФ.

Конституция РФ (ст. 93) предусматривает также возможность принудительного отрешения Президента РФ от долж­ности (импичмент) на основании обвинения его в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Федеральное Собрание Российской Федерации(парламент) со­стоит из двух палат – нижней (Государственной Думы) и верхней (Совета Федерации).

Порядок формирования Государственной Думы Федерального Собра­ния РФ основывается на Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федера­ции» от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ (ред. от 2 мая 2012 г.). Государственная Дума РФ состоит из 450 депутатов, избираемых гражданами России сроком на 5 лет на основе всеобщего равного и прямого избирательно­го права при тайном голосовании. Депутаты ГД избираются по федеральному избирательному округу (вся территория России) пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов (так называемая пропорциональная избирательная система, или голосование «по партийным спискам»).

Выдвижение кандидатов осуществляется политическими партиями. Центральная избирательная комиссия РФ проверяет соблюдение тре­бований федерального законодательства при выдвижении федеральных списков кандидатов. Если за 35 дней до дня голосования будет зареги­стрировано менее двух федеральных списков кандидатов, голосование на выборах депутатов ГД откладывается на срок до 2 месяцев для дополнительного выдвижения федеральных списков кандидатов.

По итогам голосования на выборах депутатов Государственной Думы ЦИК РФ в двухнедельный срок определяет результаты вы­боров. К распределению депутатских мандатов будут допущены те феде­ральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 % и более голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в со­вокупности более 60 % голосов избирателей, принявших участие в го­лосовании. После официального опубликования результатов выборов депутатов ГД и выполнения победившим кандидатом требо­вания о сложении с себя обязанностей, несовместимых с депутатским статусом, ЦИК РФ регистрирует такого депутата и выдает ему удо­стоверение об избрании депутатом ГД.