Понятие, признаки и источники права
Теория права
Механизм государства.
Осуществление функций государства требует образования властных структур. Государственная власть осуществляется в разных сферах общественной жизни, в разных формах и разными методами. Все это обусловливает создание особого механизма государства, под которым понимают всю совокупность органов, призванных осуществлять управление обществом и реализовывать основные направления государственной деятельности.
В механизме любого государства выделяют по меньшей мере четыре структурные части:
· Законодательные органы (парламенты, советы, собрания и т. д.), призванные к установлению основополагающих норм права;
· Исполнительные органы (кабинеты министров, министерства, ведомства, администрация и т. п.), призванные обеспечить исполнение законов, в том числе и посредством издания подзаконных нормативных актов;
· Органы юрисдикции (суд, арбитраж, прокуратуры, следственные органы), которые следят за законностью, возлагают ответственность, решают споры;
· Материальные придатки (армия, полиция, милиция, тюрьмы и т. п.), в задачи которых входят принуждение к правомерному поведению, реагирование на правонарушения, проведение карательных мер, исполнение наказаний.
Право – система общеобязательных, социальных норм, которые устанавливаются и охраняются силой государства.
В основе теоретической конструкции права лежат признаки права, отличающие его от других социальных норм (этических, религиозных, норм обычаев и т. д.). К ним относятся:
· общеобязательность права – означает, что право является единственной системой социальных норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного государства;
· формальная определенность права – нормы права содержат точные и детальные требования, предъявляемые к поведению людей;
· обеспеченность исполнения норм права принудительной силой государства – наличие у государства арсенала мер государственного воздействия на правонарушителей (пресечение правонарушений, восстановление и защита прав граждан, юридическая ответственность правонарушителей и т.д.);
· признак многократности применения – означает, что нормы права обладают неисчерпаемостью, их применение рассчитано на неограниченное количество раз.
Источник права – это внешняя форма выражения нормы права, через которую ее нормативное содержание получает формальную определенность и общеобязательность.
Выделяют следующие источники права: правовой обычай, юридический (судебный) прецедент, нормативно-правовой акт, нормативный договор, референдум и правосознание.
Правовой обычай – это санкционированное государством правило поведения, сложившееся в результате постоянного и единообразного повторения каких-либо фактических отношений. Санкционированные государством обычаи приобретают характер общеобязательных правил поведения (например, обычаи делового оборота).
Юридический (судебный) прецедент – правовой акт, представляющий собой судебное или административное решение по конкретному делу, которому государство придает общеобязательное значение. Суть юридического прецедента состоит в том, что ранее состоявшееся решение судебного или административного органа по конкретному делу имеет силу правовой нормы при последующем разрешении подобных дел. Судебный прецедент является основным источником права в странах так называемой англо-саксонской правовой системы (США, Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.). В российской правовой системе, относящейся к романо-германской правовой семье, акты высших судебных органов и нижестоящих судов не рассматриваются в качестве источника права.
Нормативно-правовой акт– это государственный правовой акт (официальный письменный документ), содержащий норму права. Среди современных источников права нормативно-правовой акт занимает главенствующее место.
Признаки нормативно-правового акта:
имеет государственный характер и обеспечивается принудительной силой государства;
принимается с соблюдением определенной процедуры, призванной оптимизировать форму и содержание юридических норм;
обладает заранее установленной юридической силой и занимает определенное место в иерархии нормативно-правовых актов;
имеет четкие временные, пространственные и субъектные пределы действия;
содержит нормы права, то есть общие правила поведения, чем отличается от индивидуальных юридических актов (приговоров и решений суда, указов о назначении на должность и т. п.).
Нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.
Закон – это нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Законы обладают высшей юридической силой по сравнению со всеми остальными актами государства.
Среди законов выделяют конституционные и обыкновенные.
Конституционные законы – это сами конституции и законы, которыми в них вносятся изменения и дополнения или которые прямо предусмотрены конституцией. Принимаются такие законы квалифицированным большинством (2/3) депутатов законодательного органа власти.
Все иные законы – обыкновенные. Они считаются принятыми, если за них проголосовало не менее половины депутатов законодательного органа власти. Обыкновенные законы не могут противоречить конституционным законам и не могут их отменять.
Подзаконный нормативно-правовой акт – нормативно-правовой акт, изданный в соответствии с законом и не противоречащий ему. Подзаконные нормативно-правовые акты издаются исполнительной властью в пределах ее компетенции и во исполнение действующих законов (указы и распоряжения президента, постановления и распоряжения правительства, приказы, инструкции, положения министерств и ведомств).
Действие нормативно-правовых актов распространяется во времени, по территории (в пространстве), по предметам действия и по кругу лиц.
Действие нормативного акта во времени начинается с момента его вступления в законную силу. Дата вступления нормативно-правового акта в законную силу может быть связана с моментом его официального опубликования или определена сроком, указанным в самом акте. По общему правилу Законы России вступают в силу по истечении 10 дней со дня их опубликования в официальных источниках («Российская газета» и «Собрание законодательства РФ»). Публикуются законы по истечении 7 дней со дня их принятия. Но в законе может быть указана дата, когда соответствующие нормы вступают в силу. Прекращение действия нормативного акта, то есть утрата им юридической силы, может наступать в случаях его отмены; фактической замены нормативного акта другим, регулирующим тот же круг вопросов; или при истечении срока, на который был принят данный нормативно-правовой акт.
Действие нормативно-правового акта в пространстве связывается с его распространением на государственную территорию. Она включает в себя сухопутную территорию, водное пространство (территориальное море шириной 12 морских миль от линии наибольшего отлива), воздушное пространство, недра, гражданские морские и воздушные суда под флагом государства в момент их нахождения в открытом море или воздушном пространстве, военные корабли и летательные аппараты, где бы они ни находились. В зависимости от юридической силы и иных характеристик, нормативные акты могут распространять свое действие как на территорию всего государства (например, федеральные законы), так и на определенную ее часть (например, законы субъектов Российской Федерации).
Действие нормативно-правового акта по предмету определяется общественными отношениями, на которые распространяются нормы, содержащиеся в данном акте. Неограниченное действие имеют нормы основного закона (конституции) государства.
Действие нормативно-правового акта по кругу лиц по общему правилу распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся субъектом отношений, на которые он распространяется. Однако существуют и определенные особенности действия нормативных актов по лицам. Так иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами определенных правоотношений (избирать и быть избранными в представительные органы власти, быть государственными служащими и т.д.). Напротив, уголовные законы распространяются на граждан данного государства независимо от места их нахождения.