Понятие, признаки и источники права

Теория права

Механизм государства.

Осуществление функций государства требует образования власт­ных структур. Государственная власть осуществляется в разных сфе­рах общественной жизни, в разных формах и разными методами. Все это обусловливает создание особого механизма государства, под кото­рым понимают всю совокупность органов, призванных осуществлять управление обществом и реализовывать основные направления государ­ственной деятельности.

В механизме любого государства выделяют по меньшей мере че­тыре структурные части:

· Законодательные органы (парламенты, советы, собрания и т. д.), призванные к установлению основополагающих норм права;

· Исполнительные органы (кабинеты министров, министерст­ва, ведомства, администрация и т. п.), призванные обеспечить ис­полнение законов, в том числе и посредством издания подзаконных нормативных актов;

· Органы юрисдикции (суд, арбитраж, прокуратуры, следствен­ные органы), которые следят за законностью, возлагают ответствен­ность, решают споры;

· Материальные придатки (армия, полиция, милиция, тюрьмы и т. п.), в задачи которых входят принуждение к правомерному пове­дению, реагирование на правонарушения, проведение карательных мер, исполнение наказаний.

 

Право – система общеобязательных, социальных норм, которые устанавливаются и охраняются силой государства.

В основе теоретической конструкции права лежат признаки права, отличающие его от других социальных норм (этических, религиозных, норм обычаев и т. д.). К ним относятся:

· общеобязательность права – означает, что право является един­ственной системой социальных норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного го­сударства;

· формальная определенность права – нормы права содержат точные и детальные требования, предъявляемые к поведению людей;

· обеспеченность исполнения норм права принудительной силой го­сударства – наличие у государства арсенала мер государствен­ного воздействия на правонару­шителей (пресечение правонарушений, восстановление и защита прав граждан, юридическая ответственность правонарушителей и т.д.);

· признак многократности применения – означает, что нормы пра­ва обладают неисчерпаемостью, их применение рассчитано на неограниченное количество раз.

Источник права – это внешняя форма выражения нормы права, через которую ее нормативное содержание получает формальную определен­ность и общеобязательность.

Выделяют следующие источники права: правовой обычай, юридиче­ский (судебный) прецедент, нормативно-правовой акт, нормативный договор, референдум и правосознание.

Правовой обычай – это санкционированное государством правило поведения, сложившееся в результате постоянного и единообразного повторения каких-либо фактических отношений. Санкционированные государством обычаи приобретают характер общеобязательных правил поведения (например, обычаи делового оборота).

Юридический (судебный) прецедент – правовой акт, представляющий собой судебное или административ­ное решение по конкретному делу, которому государство придает об­щеобязательное значение. Суть юридического прецедента состоит в том, что ранее состоявшееся решение судебного или административного органа по конкретному делу имеет силу правовой нормы при после­дующем разрешении подобных дел. Судебный прецедент является основным источником права в странах так называемой англо-саксонской правовой системы (США, Велико­британия, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.). В российской правовой системе, относящейся к романо-германской правовой семье, акты высших судебных органов и нижестоящих судов не рассматрива­ются в качестве источника права.

Нормативно-правовой акт– это государственный правовой акт (официальный письменный документ), содержащий норму права. Среди современных источников права нормативно-правовой акт за­нимает главенствующее место.

Признаки нормативно-правового акта:

имеет государственный характер и обеспечивается принудитель­ной силой государства;

принимается с соблюдением определенной процедуры, призван­ной оптимизировать форму и содержание юридических норм;

обладает заранее установленной юридической силой и занимает определенное место в иерархии нормативно-правовых актов;

имеет четкие временные, пространственные и субъектные пределы действия;

содержит нормы права, то есть общие правила поведения, чем от­личается от индивидуальных юридических актов (приговоров и решений суда, указов о назначении на должность и т. п.).

Нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

Закон – это нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. За­коны обладают высшей юридической силой по сравнению со всеми остальными актами государства.

Среди законов выделяют конституционные и обыкновенные.

Конституционные законы – это сами конституции и законы, кото­рыми в них вносятся изменения и дополнения или которые прямо предусмотрены конституцией. Принимаются такие законы квалифи­цированным большинством (2/3) депутатов законодательного органа власти.

Все иные законы – обыкновенные. Они считаются принятыми, если за них проголосовало не менее половины депутатов законодательного органа власти. Обыкновенные законы не могут противоречить консти­туционным законам и не могут их отменять.

Подзаконный нормативно-правовой акт – нормативно-правовой акт, изданный в соответствии с законом и не противоречащий ему. Под­законные нормативно-правовые акты издаются исполнительной вла­стью в пределах ее компетенции и во исполнение действующих законов (указы и распоряжения президента, постановления и распоряжения правительства, приказы, инструкции, положения министерств и ве­домств).

Действие нормативно-правовых актов распространяется во времени, по территории (в пространстве), по предметам действия и по кругу лиц.

Действие нормативного акта во времени начинается с момента его вступления в законную силу. Дата вступления нормативно-правового акта в законную силу может быть связана с моментом его официаль­ного опубликования или определена сроком, указанным в самом акте. По общему правилу Законы России вступают в силу по истечении 10 дней со дня их опубликования в официальных источниках («Российская газета» и «Собрание законодательства РФ»). Публикуются законы по истечении 7 дней со дня их принятия. Но в законе может быть указана дата, когда соответствующие нормы вступают в силу. Прекращение действия нормативного акта, то есть утрата им юридической силы, может наступать в случаях его отмены; фактической замены нормативного акта другим, регулирующим тот же круг вопросов; или при истечении срока, на который был принят данный нормативно-­правовой акт.

Действие нормативно-правового акта в пространстве связывается с его распространением на государственную территорию. Она включает в себя сухопутную терри­торию, водное пространство (территориальное море шириной 12 мор­ских миль от линии наибольшего отлива), воздушное пространство, недра, гражданские морские и воздушные суда под флагом государства в момент их нахождения в открытом море или воздушном простран­стве, военные корабли и летательные аппараты, где бы они ни нахо­дились. В зависимости от юридической силы и иных характеристик, нормативные акты могут распространять свое действие как на терри­торию всего государства (например, федеральные законы), так и на определенную ее часть (например, законы субъектов Российской Фе­дерации).

Действие нормативно-правового акта по предмету определяется общественными отношениями, на которые распространяются нормы, содержащиеся в данном акте. Неограниченное действие имеют нормы основного закона (конституции) государства.

Действие нормативно-правового акта по кругу лиц по общему правилу распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся субъектом отношений, на которые он распространяется. Однако существуют и определенные особенности действия норматив­ных актов по лицам. Так иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами определенных правоотношений (избирать и быть избранными в представительные органы власти, быть государ­ственными служащими и т.д.). Напротив, уголовные законы распро­страняются на граждан данного государства независимо от места их нахождения.