КОМПОЗИЦИОННЫЕ ФОРМЫ

 

Композиционными формами называ­ются некоторые простейшие формы, ко­торые объединяют изображенные объек­ты в некоторые фигуры. Например, двой­ной треугольник, круг, овал, квадрат, крест, наклонные линии, диагонали и др. Ком­позиционные формы помогают усилить содержание и наиболее рационально ис­пользовать площадь изображения. В изоб­разительном искусстве художники при­меняют около двух-трех десятков различ­ных композиционных форм. Художники с их помощью получают наиболее удачные композиционные решения. Но это толь­ко художники. Они вольны изображать свое субъективное представление о мире как угодно. Фотографы же отображают ре­ально существующий мир, и зачастую они не могут изменить расположение снима­емых объектов или сами объекты и изме­нить точку съемки. Поэтому нельзя отож­дествлять технику построения компози­ции художниками и фотографами. В связи с тем что основная масса рекламы исполь­зует фотографию, рассмотрим композици­онные формы, которые применяются фо­тографами.

 

 

«Прекрасная линия»

В книге «Анализ красоты» (1753) Ви­льям Хогарт (Великобритания) расска­зал об открытой им S-образной линии как универсальной и оптимальной для орга­низации изображения на ограниченной плоскости любого формата — от прямо­угольного до бесформенного. Композиция построена с учетом S-образной линии в том случае, если контуры расположенных объ­ектов или внутренние линии изображения формируют эту линию. S-образных линий в композиционном построении может быть несколько, при этом они могут быть верти­кальными, горизонтальными и наклонны­ми. Иногда S-образная форма заменяется г-образной. По мнению художников, изоб­ражения, построенные с помощью «пре­красной линии», помогают воображению зрителя войти в пространство картины. Однако в рекламе требуется заполнить пло­щадь изображения рационально настолько, чтобы в нем было все необходимое, ниче­го лишнего и еще осталось место для «воз­духа». S-образная форма во многом этому способствует.

На рис. 241 четко видны две S-образные линии, три скоса углов и правая диагональ, о которых будет идти речь ниже.

Два человека во французской одежде XVIII века изображены рядом с рекламой парфюмерной продукции (рис. 242). В обо­их изображениях использована линия Хогарта.

На рис. 243 также использованы «пре­красные линии».

Рис. 244 — пример того, что линия Хо-гарта хороша не только в изображении на­тюрморта, но и в пейзаже. Причем может присутствовать двойная 5-образная линия: AB и как бы продолжение ее — CD.

В рекламе S-образные линии использу­ются и для простого разделения красок или цвета фона (рис. 245). Одна или многие вер­тикальные и горизонтальные S-образные линии на изображении в прямоугольнике, зрительно объединяясь, создают компози­ционную форму, которая называется ско­сом угла. Суть композиционной формы скоса угла состоит в том, что, сколько бы мы ни использовали S-образных линий на нашем листе прямоугольной формы, углы никогда не будут заполнены этими линия­ми. Это видно на рисунке.

Скос угла (диагональ правого угла) мо­жет существовать независимо от «прекрас­ной линии» (рис. 246).

Здесь как бы отвернутый нижний уго­лок листа представляет собой одновременно и скос, и элемент фирменного стиля реклам­ных объявлений данной туристической фир­мы. Используемый скос в правом нижнем углу кадра называется диагональю правого угла (ЦПУ). Если какой-то объект изображен между скосом и ближайшими краями кадра, то изображение этого объекта называется яд­ром скоса или точкой скоса (рис. 247).

Ядро скоса диагонали правого угла, как утверждают художники, придает ком­позиции устойчивость, задерживает взгляд в границах кадра, завершает композицию. Научных исследований на эту тему и обос­нования или трактовки этого феномена восприятия образной информации автор не нашел. Однако многие художники это давно и вполне успешно используют.

Скос угла может присутствовать в рекламе независимо от того,

сколько S-образных линий использовано

 

Существуют две композиционные диа­гонали — правая и левая. Как видно на ри­сунке (см. с. 51), композиционная правая диагональ идет от левого нижнего угла к правому верхнему, левая композиционная диагональ — от левого верхнего угла к пра­вому нижнему углу.

Выяснено, что эти диагональные ре­шения вызывают у человека разные эмо­циональные реакции на подсознательном уровне. Правая диагональ — мажорная — пробуждает у большинства зрителей чувс­тва, связанные с движением, радостью, лег­костью, стремительностью (рис. 248). Если изображаются рекламируемые объекты без движения, но предназначенные для движе­ния, то и в этих случаях используют правую диагональ (рис. 249).

 

Схема основных композиционных построений; точки 1, 2, 3, 4 – активные точки

Левая диагональ — минорная — порож­дает чувства, связанные с преодолением, трудностью, грустью. В основном реклама отдает предпочтение мажорной диагонали для придания рекламному объявлению радостного настроения. В серьезной реклам­ной школе считается, что использование левой диагонали — признак плохой школы. Однако если рекламируемый товар не несет радости, приходится обращаться и к левой диагонали (рис. 250).

Фотографические отпечатки с одного и того же негатива, сделанные обычно и при перевернутом негативе (то есть эмуль­сией вверх), могут сильно различаться по композиционному построению и выра­жению первоначального замысла, так как при этом изменяется направленность диа­гоналей.

Диагонали и наклонные линии в кадре всегда смотрятся более выигрышно и вос­принимаются с большим комфортом, чем горизонтальные и вертикальные.