Законодательство в области финансов

· Основные институты финансового права

 

Финансовое право - это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью юридических норм, регулирующих общественно-финансовые отношения, возникающие в процессе фи- нансовой деятельности государства, для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый отдельный период развития.

 

С одной стороны, предметом финансового права как науки является система знаний о финансовом праве и управлении государственными финансами. Эта наука представляет собой систему специфиче- ских знаний о финансовом праве, имеющую достаточную степень единства, систематизации и обобщения. С другой стороны, предметом финансового права являются общественные отношения, возни- кающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности по образованию, распре- делению и использованию фондов денежных средств. Такие отношения отличаются большим разнообразием по своему содержанию и по кругу их участников. Главная особенность общественных отношений, являющихся предметом финансового права, состоит в том, что одной стороной в них всегда выступает государство или его орган.

 

Метод финансового права - способ воздействия на общественные отношения. В действующей системе права закреплены два возможных способа воздействия с целью выполнения норм права: административно-правовой способ (исходит из неравного положения сторон - из отношения власти и подчинения) и гражданско-правовой способ (основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования). Содержание того или иного способа воздействия на общественные отношения, его специфика проистекают из особенностей правового воз- действия, т. е. из тех материальных благ, по поводу которых возникают и развиваются общественные от- ношения.

Финансовое право состоит из двух частей: к общей части финансового права относятся нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, их правовое положение, а также правовое положение всех субъектов финансовых правоотношений, вопросы финансового регулирования, финансового контроля в государстве; особенная часть включает в себя расположенные в определенном порядке институты финансового права, связь между которыми объективно обусловлена. Основные институты финансового права: бюджетное право, налоговое право, право, регулирующее кредитные, эмиссионные, валютные и другие финансовые отношения.

 

Система финансового права – нормы, закрепляющие финансовую деятельность, её задачи, методы, формы. Это группа норм, устанавливающих компетенцию финансовой деятельности:

 

1. Нормы финансового контроля.

2. Нормы финансовой ответственности.

3. Первый институт - бюджетное право (финансовое право не может существовать без бюджетного права).

4. Бюджетные и не бюджетные фонды.

5. Государственные фонды.

6. Государственный кредит, государственное страхование, государственные расходы.

7. Банковское кредитование.

8. Денежное обращение и расчёт.

9. Валютное регулирование.

 

· правовые основы основы финансового контроля

 

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.

 

Содержание финансового контроля раскрывается через его цель и задачи; элементы, совокупность которых образует систему контроля; принципы организации.

 

Цель финансового контроля заключается в своевременном получении всей информации о ходе процесса управления финансами на микро- и макроуровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений. Цель финансового контроля реализуется в выполняемых им задачах.

 

Основными задачами финансового контроля являются:

-обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;

-выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления;

-рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования;

-соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования, усиление их ответственности за результаты своей деятельности;

-повышение эффективности финансовой политики государства.

 

В системе финансового контроля выделяют как основные, так и вспомогательные элементы, образующие инфраструктуру финансового контроля. В качестве основных элементов финансового контроля можно выделить: объект и субъект; информационное, правовое и методическое обеспечение; механизм; принципы; меры ответственности всех участников процесса контроля. Инфраструктура финансового контроля включает в себя: финансовое, техническое, кадровое обеспечение контроля и т.п. Совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействующих друг с другом и образующих целостное единство в процессе достижения целей контроля, представляет собой систему финансового контроля.

 

В качестве объекта финансового контроля выступают: процессы образования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся системой различных стоимостных показателей (например, выручка от реализации, себестоимость, налоги и др.).

 

Наиболее важным элементом в системе финансового контроля являются субъекты контроля, так как они в соответствии с действующим законодательством непосредственно осуществляют контроль и несут ответственность за свои действия.

 

Субъектами финансового контроля являются специально уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с нормами права. Субъекты контроля для реализации поставленных задач выполняют конкретные действия или функции, реализация которых осуществляется на основании их полномочий, определяющих компетенцию органа, осуществляющего контроль.

 

Как правило, процесс финансового контроля включает следующие основные этапы:

-планирование, которое предполагает определение объекта, целей, задач и форм контроля и формирование набора количественных и качественных показателей, по которым будет производиться оценка реализации финансовых решений;

-проведение контроля, целью которого является сбор оперативных данных, характеризующих состояние объекта контроля, и их предварительная оценка;

-систематизация результатов контроля (обобщение и упорядочение полученной информации по определенным критериям) и составление отчетности;

-реализация результатов, которая предполагает доведение принятых по результатам контроля решений до всех заинтересованных лиц, выработку и проведение мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков.

 

Основными принципами финансового контроля являются следующие: законности, независимости, объективности, гласности, ответственности, разграничения функций и полномочий, системности.

 

· Правовое регулирование валютных правоотношений

 

В правовом отношении валютная политика оформляется валютным законодательством страны — совокупностью правовых норм, регулирующих порядок совершения операций с валютными ценностями в России и за ее пределами, а также двусторонними и многосторонними соглашениями, заключаемыми между государствами по валютным проблемам.

Одним из средств реализации валютной политики России является валютное регулирование — государственная регламентация валютных отношений, издание нормативных актов, оперативное руководство и валютный контроль со стороны соответствующих государственных органов, заключение международных валютных соглашений. В сложной обстановке социально-экономических преобразований текущая валютная политика России основана на сочетании частичной либерализации валютных операций при сохранении валютных ограничений и контроля. Из традиционных форм валютной политики, известных в мировой практике, в России применяются валютные ограничения; регулирование режима валютного курса; девизная политика в форме валютных интервенций; управление золотовалютными резервами; регулирование степени конвертируемости рубля. Основной формой валютной политики России является ограничение операций с валютными ценностями, регулирование ввоза и вывоза валюты, в том числе и российской денежной единицы — рубля.

В этом плане основное регламентирующее значение среди законодательных актов в области валютных операций имеет закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г., который устанавливает принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства.

 

 

· Виды ценных бумаг и их правовой режим

 

В развитой экономике объектом имущественного оборота становятся не только вещи, но и имущественные права, в т.ч. выраженные в специальных документах (ЦБ). Основной особенностью ЦБ является тесная, неразрывная связь выраженных в них прав с документарной (бумажной) формой фиксации и, следовательно, передача (отчуждение) ЦБ является передачей самого права, а ее утрата – прекращением права.

Ценной бумагой (ст.142-149) признается документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы (реквизитов) имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. «Если бы право могло быть осуществлено беспрепятственно без бумаги, то ему незачем было искать воплощение в бумаге. Поэтому ЦБ следует считать не каждый документ, свидетельствующий о праве на ценность, а только тот документ, который право на ценность ставит в тесную связь с бумагой» (Г.Ф. Шершеневич, 1914).

ЦБ как документ относится к категории движимой вещи, при этом выраженное в ней право может касаться как движимости, так и недвижимости. Многие ЦБ (акции и облигации) как вещи определяются родовыми признаками, несмотря на возможность их индивидуализации (по номерам), но могут быть и индивидуально-определенными (вексель, выигравший лотерейный билет).

Для признания документа ЦБ он должен удовлетворять некоторым особым признакам, вытекающим из требований закона:

а) Литеральность ЦБ – требовать можно только того, что прямо обозначено в ЦБ, отсюда строгое установление и соблюдение формальных реквизитов, без соблюдения которых ЦБ становится недействительной (ЦБ – строго формальный документ);

б) Легитимация субъекта права – его узаконение в качестве управомоченного по ЦБ лица (способ обозначения, степень его определенности (именные или предъявительские ЦБ));

в) Необходимость презентации ЦБ – предъявления обязанному лицу для реализации выраженного в ЦБ права;

г) Абстрактность обязательства – поскольку отказ обязанного лица от исполнения закрепленного в ЦБ обязательства со ссылкой на отсутствие основания или его недействительности не допускается;

д) Автономность ЦБ – лицо, законно приобретшее ЦБ, получает по ней право требования, вне зависимости от прав на данную ЦБ предшествующего обладателя. Лицо обязанное не вправе противопоставлять такому приобретателю какие-либо возражения, основанные на его ПО с предшественниками.

е) Публичная достоверность ЦБ – т.е. участники ПО по ЦБ могут довериться ее формальным реквизитам, не принимая во внимание иных обстоятельств.

Виды ЦБ:

а) по способу легитимации: предъявительские ЦБ (удостоверенные ЦБ права может осуществить любой ее держатель, характеризуются повышенной оборотоспособностью, легитимация - предъявление), именные ЦБ (права удостоверенные ЦБ принадлежат прямо названному в ней лицу, оборотоспособность осложненная (в порядке цессии и совершения трансферта), легитимация – удостоверение тождества указанного в ЦБ лица с держателем) и ордерные ЦБ (права принадлежат обозначенному в ЦБ лицу, которое может само осуществить их или назначить управомоченным другое лицо своим распоряжением (приказом, ордером), легитимация через установление тождественности). Права по ОЦБ передаются посредством индоссамента – специальной передаточной надписи, который может быть ордерным, бланковым и препоручительным (не меняет управомоченного лица, а только поручает иному лицу осуществить предусмотренные ЦБ права.);

б) по содержанию ЦБ бывают: а) денежными (дают право требовать уплаты определенной суммы денег – вексель, облигация, чек) – фиксируют обязательственное право требования; б) товарораспределительные (выражают право на определенные вещи – закладная, складское свидетельство) – имеют вещно-правовое содержание; в) корпоративные (выражают право на участие в делах компании (акции и их сертификаты) – удостоверяют членские (корпоративные) права;

в) с точки зрения личности обязанных по ЦБ – а) Г и М ЦБ; частные ЦБ (ФД, ЮЛ, в т.ч. корпоративные);

г) производные ЦБ – закрепляют правомочия производные от основных ЦБ (купоны акций и облигаций, депозитарные расписки (на конвертацию одних ЦБ в другие в указанные сроки), фондовые варранты (покупка или продажа определенных ЦБ, по установленной цене в оговоренный срок);

г) экономическое значение ЦБ – торговые (денежные), товарораспределительные (товарные) и инвестиционные (фондовые или эмиссионные);

д) по форме: документарные и бездокументарные (ГЗ по образцу американского права разрешил их существование – ГКО, любые эмиссионные ЦБ)