Подзаконный правовой акт

Систематизация законодательства: понятие и виды

Источники права. Норма права.

От системы права следует отличать систему законодательства, под которой понимается совокупность всех нормативно-правовых актов, действующих в государстве. Построение системы законодательства (позитивного права) может основываться на различных принципах. В основном законодательство строится с учетом отраслевого принципа (гражданское, уголовное и другие отраслевые законодательства издаются применительно к конкретной сфере правового регулирования). Однако, могут быть и нормативно-правовые акты, содержащие правовые нормы разных отраслей права.

Систематизация законодательства – это упорядочение нормативно-правовых актов, приведение их в единую согласованную систему. Систематизация законодательства осуществляется в целях облегчения пользования нормативным материалом и его дальнейшего совершенствования. Существуют два вида систематизации: инкорпорация и кодификация. Инкорпорация – это вид систематизации, т. е. такое упорядочение, которое, во-первых, не затрагивает содержания инкорпорированных правовых актов и, во-вторых, происходит без учета отраслей права, которые существуют объективно.

Высшая ступень систематизации законодательства – кодификация

Кодификация – это деятельность нормотворческих органов государственной власти, направленная на создание нового нормативно-правового акта, призванного регулировать определенные общественные отношения.

 

Подзаконный нормативно-правовой акт (ПНПА) — правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. [1]. Не стоит отождествлять лишь с государством, так как, например, местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти — статья 12, Конституции Российской Федерации — России.

По сфере действия:

· общие (действуют на территории всего государства)

· местные (действуют в отдельной местности)

· ведомственные (действуют внутри ведомств)

· локальные (внутриорганизационные)

· индивидуальные (выделяются в случае признания существования индивидуальных правовых норм, например в коммуникативной теории права).

По органам издающим (применительно к системе нормативно-правовых актов России):

· указы Президента России;

· Постановления Правительства России, государственных комитетов, администраций;

· приказы, инструкции, указания и иные ведомственные локальные акты;

· решения представительных органов местного самоуправления.

Судебный прецедент — решение высшего судебного органа по определённому делу, которое в дальнейшем является обязательным для судов при разрешении аналогичных дел.

Правово́й обы́чай (Обычное право) — исторически сложившийся источник права и правило поведения, санкционированное государством и включённое в систему правовых норм.

Обычное право представляет собой одно из древнейших явлений в истории человечества. Причем проблемы возникновения, формирования и развития обычного права носят многоплановый характер, поскольку его нормы являются элементами национальной культуры. возникновения права, а также преемственности в развитии правовых норм

Правовая норма – исходный элемент, первичная «клеточка» права как системы законодательства.
Норма права – особая разновидность социальных норм наряду с нормами морали. От других норм ее отличают, во-первых, всеобщий характер, своего рода обезличенность, распространение на всех участников общественных отношений, независимо от их воли и желания. Во-вторых, правовая норма, призвана регулировать внешнее поведение людей, обращена к их воле и сознанию в расчете на определенный поступок, в-третьих, правовая норма отличается от других субъектом своего подтверждения в качестве таковой.

3 Правоотношения. Правонарушение и юридическая ответственность.

Понятие и виды субъектов правоотношений

.

Субъектом правоотношения может быть не только человек или общность людей. Существуют юридические нормы, определяющие отношения человека к животным (порядок содержания, выгул, прививки, и т.д.). Впереди всех, в правоотношениях человека к животным можно назвать Англию, где существует ряд законов, в которых субъектами правоотношений являются животные.

Вообще субъекты права разделяются на индивидуальные (физические лица) и коллективные (юридические лица). К индивидуальным относятся:

а) граждане РФ;

б) иностранцы;

в) лица без гражданства;

г) лица с двойным гражданством;

. Правовой статус у иностранцев различается в зависимости от проживания на территории России, у постоянно проживающих и у временно проживающих различные права.

Более широкую классификацию имеют коллективные субъекты федерации. Они делятся на следующие виды:

Само государство.

Государственные органы и учреждения.

Общественные объединения.

Административно-территориальные единицы.

Субъекты РФ.

Избирательные округа.

Религиозные организации.

Промышленные предприятия.

Иностранные фирмы.

Специальные субъекты (юридические лица).

Правоспособность

Понятие правоспособности было сформулировано и введено буржуазными кодексами XIX века.

В Российском Гражданском Кодексе понятие правоспособности дается в ст. 17, из которой можно понять что, гражданская правоспособность - это способность гражданина иметь права и обязанности, т.е. быть субъектом этих прав и обязанностей. Гражданский Кодекс закрепляет равную для всех граждан правоспособность. Это означает, что все граждане обладают равной возможностью иметь гражданские права и исполнять обязанности, не зависимо от их возраста, психологического и физического состояния, а также способности самостоятельно приобретать субъективные права и осуществлять их.

Признается равенство прав не зависимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного положения, места жительства, вероисповедания, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств

Правоспособность:

а) неотличима от личности;

б) не зависит от пола, возраста, профессии, национальности, места жительства, имущественного положения и иных жизненных обстоятельств.

Специальная правоспособность - это такая правоспособность, при которой требуются специальные познания или талант.