Понятие и принципы федеративного устройства России

Лекция 3. Федеративное устройство Российской Федерации

II. Гарантии правосудия

Гарантии прав и свобод человека и гражданина

Гражданство

Гражданство –это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении прав и свобод человека.

В Конституции РФ закреплен принцип единого гражданства, согласно которому граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в ее составе, являются одновременно гражданами этой республики.

Гарантированность прав и свобод — это своеобразный внешний механизм ограничения власти, которая всегда стремится к саморасширению и усилению своего присутствия во всех сферах человеческой жизни. Каждому человеку должна быть обеспечена возможность пользования всеми основными правами и свободами.

Гарантии прав и свобод - это система мер, направленных на обеспечение практического осуществления прав и свобод, их охрану и защиту.

I. Общие - ст. 45, ч. 2 ст. 80, ст. 82, ч. 3 ст. 15, ч. 1 ст.54, ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации.

1. Защита прав и свобод человека осуществляется и Правительством, которое в соответствии с п. «е» ч. 1 ст. 114 Конституции обязано осуществлять меры по обеспечению прав и свобод граждан, что оно делает в первую очередь через органы внутренних дел и другие правоохранительные органы.

2. Самозащита прав и свобод - ч. 2 ст. 45 Конституции РФ. Способы – обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащиты организаций и общественных объединений.

3. Судебная защита - ст. 46 Конституции РФ.

4. Международная защита - ч. 3 ст. 46 Конституции РФ, возможна только после использования всех внутренних мер.

5. Возмещение вреда - ст. 53 Конституции РФ.

1. Гарантия подсудности - ст. 47 Конституции РФ.

2. Право на юридическую помощь - ст. 48. Ее оказывает адвокат.

3. Презумпция невиновности - ст. 49.

4. Запрет повторного осуждения - ст.50. Искл: Если решение суда и приговор будут отменены в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам.

5. Недействительность незаконно полученных доказательств - ч. 2 ст. 50.

6. Право на пересмотр приговора - ч. 3 ст. 50.

7. Гарантия от самообвинения - ст. 51.

8. Права потерпевших - ст. 52

9. Запрет обратной силы закона - ст. 54.

К числу институтов, гарантирующих права и свободы, относится получивший широкое распространение институт парламентского уполномоченного по правам человека (комиссар, посредник, народный защитник и т. п.).

 

Понятие и принципы федеративного устройства России. Основы конституционного статуса России и ее субъектов. Компетенция Российской Федерации. Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами.

См. главу 3 Конституции РФ. Статус субъекта РФ включает не только совокупность его прав, полномочий, обязанностей и ответственности, но также и его принадлежность к определенному виду субъектов.

Все субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории вне пределов компетенции РФ. Они обладают учредительной властью, принимая свои Конституции, Уставы, собственным законодательством, территориальным верховенством.

Субъекты Федерации не являются суверенными от России — они ее составные части. Субъекты РФ не имеют права выхода из РФ. Они не являются субъектами международного публичного права и осуществляют международные и внешнеэкономические связи в пределах, установленных федеральным законом.

Можно выделить три разновидности субъектов РФ:

– республики, имеющие статус государства (их 21);

– политико-территориальные образования: края (их 7), области (их 48), города –федерального значения (их два — Москва и Санкт-Петербург);

– национально-территориальные образования: автономная область (одна) и автономные округа (их 9). Всего субъектов РФ—88.

1. Республики в составе РФ образованы на национально-территориальной основе. Статус республики характеризуется прежде всего тем, что она является государством. Особенности конституционно-правового положения республики отражены в тексте федеральной Конституции и конституции республики и заключаются в следующем. Как государство она имеет свою конституцию, государственные символы (герб, флаг, гимн), соответствующие названия органов власти (президент, парламент, правительство, министерства и т. п.). Республики вправе в соответствии со ст. 68 Конституции РФ устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком РФ.

2. Края, области, города федерального значения являются государственно-территориальными образованиями в составе РФ. Правовое положение этих субъектов Федерации определяется Конституцией РФ и уставами, принимаемыми законодательными органами. Устав края, области, города федерального значения закрепляет организацию государственной власти, порядок нормотворческой деятельности, организацию местного самоуправления, а также другие вопросы.

3. Автономная область и автономные округа— национально-территориальные образования, которые можно охарактеризовать как форму обеспечения малочисленным народам Сибири и Крайнего Севера возможности их сохранения и развития в виде государственного образования. Автономные образования, хотя и равноправны в соответствии с Конституцией с другими субъектами Федерации, но имеют значительные отличия в конституционно-правовом статусе. Конституцией предусматривается при определенных условиях возможность принятия федеральных законов об автономных образованиях, что не исключает реализации ими права иметь свой устав, в котором закрепляется их статус, организация органов государственной власти и т. п.

Статус субъекта РФ может быть изменен в соответствии с федеральным конституционным законом, принятие которого предусмотрено Конституцией.