Задания и упражнения

Задание1. Работая в группе из трех—пяти человек, попытайтесь опреде­лить основные критерии, по которым российское общество оцени­вает Президента, и описать идеального Президента России. Затем, если есть возможность, сопоставьте ваши выводы с выводами дру­гих групп.

При выполнении этого задания вам могут помочь результаты оп­роса населения, проведенного Фондом «Общественное мнение» в декабре 2000 г. (http://bd.fom.ru/report/cat/policy/president2/ оГО05006). При ответе на вопрос, какой смысл они вкладывают в понятие «Президент России», респонденты выделяли качества, ко­торыми должен обладать Президент, и выражали свои ожидания от Президента. По мнению некоторых респондентов, глава государства должен быть ответственным, честным, сильным, умным, справед­ливым, исполняющим законы, любящим свою страну, вызывающим доверие. Большинство респондентов видят в Президенте хозяина, иные отождествляют его с царем, отцом и Богом. Президент должен заботиться о благосостоянии народа, выступать гарантом прав и сво­бод, обеспечивать порядок и стабильность и защищать государство. Согласны ли вы с приведенными характеристиками идеального Президента?

Задание 2.Продолжайте работать в тех же группах, что и при выполне­нии предыдущего задания. Выберите среди членов своей группы 234


человека, который по своим личным характеристикам больше дру­гих соответствует вашему представлению об идеальном Президен­те. Если выбранному вами человеку меньше 35 лет (минимальный возраст для Президента России), увеличьте его воображаемый воз­раст на пятнадцать—двадцать лет и придумайте изменения в его био­графии за эти годы.

Представьте, что этот человек баллотируется на пост Президен­та, и разработайте для него модель речевого имиджа с учетом обра­за идеального Президента и индивидуальных особенностей «кан­дидата».

Вашему «кандидату» предстоит выступить с предвыборной ре­чью перед представителями других групп. Продумайте обстоятель­ства выступления. Вы можете исходить из реального времени и ме­ста выступления и реальных характеристик аудитории, которая будет присутствовать при произнесении речи. Чтобы усложнить задачу и сделать ее более интересной, можно предложить вымышленные об­стоятельства, объяснив их слушателям: например, «кандидат» выс­тупает перед рабочими Волжского автомобильного завода, или пе­ред пожилыми людьми в доме престарелых, или перед труппой Большого театра... Как нужно скорректировать созданную вами мо­дель речевого имиджа с учетом конкретной аудитории?

Возьмите интервью у «кандидата» и выясните, как он видит цель, тему и главную идею своей речи, о чем он хочет рассказать аудито­рии, какие примеры привести, что процитировать. Напишите чер­новой вариант речи (две-три страницы), учитывая пожелания «кан­дидата», результаты своего анализа речевой ситуации и желаемую модель речевого имиджа. Затем попросите «кандидата» прочитать получившийся текст и совместно продумайте необходимую правку. Внесите исправления и подготовьте окончательный вариант текста речи. Помогите «кандидату» отрепетировать выступление, во вре­мя репетиций следите за тем, насколько естественна речь и легко ли она воспринимается на слух.

Наконец, когда каждая группа подготовила своего «кандидата» к выступлению, «кандидаты» произносят предвыборные речи пе­ред «избирателями». Если в этом есть необходимость, «спичрайте­ры» перед речью описывают присутствующим воображаемые обсто­ятельства. Во время произнесения речи слушатели анализируют речевой имидж оратора и успешность «подстройки» под аудиторию. После выступления слушатели высказывают свои комментарии и решают, проголосовали ли бы они за данного «кандидата» на пре­зидентских выборах и почему.

Задание 3.Прочтите следующий материал и подготовьте двухминутные речи для председателя Совета директоров и Исполнительного ди­ректора группы компаний Nestle S.A. г-на Питера Брабека, главы администрации Краснодарского края Александра Ткачева и предсе­дателя Законодательного собрания края Владимира Бекетова, кото­рые они могли бы произнести во время церемонии открытия новой фабрики. Вы можете найти дополнительную информацию на сай­тах компании Nestle и Краснодарского края.

ШВЕЙЦАРСКАЯ «НЕСТЛЕ» ОТКРЫЛА НА КУБАНИ КОФЕЙНЫЙ ЗАВОД

Официальное открытие фабрики полного цикла но производству кофе состоялось во вторник в городе Тимашевске Краснодарского края. «Нестле Кубань» стала первой фабрикой по производству кофе на юге России. По данным посольства Швейцарии в России, инвестиционный проект «Нестле» по строительству этой фабрики является одним из са­мых крупных проектов швейцарских компаний в нашей стране. Его сто­имость — 120 млн долларов. Соглашение о строительстве фабрики руко­водство компании «Нестле» с администрацией Краснодарского края заключило в 2004 г., тогда же на экономическом форуме в Сочи было подписано инвестиционное соглашение. Как сообщили в департаменте экономического развития, инвестиций и внешних связей Краснодар­ского края, этому способствовали дополнения, внесенные в прошлом году в Закон «О государственном стимулировании инвестиционной дея­тельности в Краснодарском крае», позволившие расширить спектр мер государственной поддержки инвестиционной деятельности.

В апреле 2004 г. камень в основание первого здания новой фабрики заложили губернатор Краснодарского края Александр Ткачев и генераль­ный директор группы компаний «Нестле» в России Ханс Гюльденберг. Строительство велось быстрыми темпами. И результат налицо — совре­менная фабрика, оснащенная новым оборудованием, начала свою рабо­ту в Тимашевске. Более тысячи местных жителей получат здесь работу. Новая фабрика — двенадцатое предприятие группы компаний «Нестле» в России. Здесь планируют производить 15 тыс. тонн растворимого кофе в год. Зерна кофе будут ввозиться из-за границы. А на российский ры­нок поступит готовый продукт.

В торжественной церемонии открытия фабрики приняли участие председатель Совета директоров и Исполнительный директор группы компаний Nestle S.A. г-н Питер Брабек, глава администрации Красно­дарского края Александр Ткачев, председатель Законодательного собра­ния края Владимир Бекетов, представители компаний-инвесторов, дру­гие официальные лица.

23.11.2005 12:01 | Агентство Национальных Новостей

КРАСНОДАР, 23 ноября (Корр. АНН Татьяна Давыдова).


Задание 4.Подумайте, какое торжественное событие ожидается в бли­жайшее время в вашей организации. Может быть, скоро будет юби­лей организации? Или сто дней с начала выпуска нового товара? Или у вас вот-вот будет ровно 50 миллионов клиентов? Или, если вы учи­тесь в вузе, у вас скоро намечается день факультета или день перво­курсника? В рамках мероприятий, посвященных таким событиям, обычно выступает руководитель организации.

Объединитесь в группы из трех—пяти человек. Задача каждой группы состоит в том, чтобы подготовить текст речи, посвященной реальному торжественному событию, для генерального директора ва­шей компании или декана вашего факультета. Выполнение этого за­дания предполагает применение всех навыков, полученных вами при работе над предыдущими заданиями.

Представители каждой группы (по одному человеку) должны будут взять интервью у руководителя по поводу предстоящего выс­тупления, предварительно получив согласие на встречу и согласо­вав время интервью с секретарем. Ваш руководитель — очень заня­той человек, поэтому заранее продумайте и четко сформулируйте вопросы, которые вы ему зададите. Что именно вы хотите выяснить в ходе интервью? Какие сведения получить? Отправляясь на интер­вью, не забудьте взять с собой диктофон, чтобы потом вместе с дру­гими членами своей группы прослушать запись и внимательно изу­чить стиль речи вашего руководителя.

После интервью соберитесь в группы и проанализируйте полу­ченные от руководителя ответы. Затем охарактеризуйте аудиторию, перед которой ему предстоит выступать, и сделайте выводы относи­тельно содержания, логики изложения и стиля будущей речи с уче­том особенностей аудитории. Подумайте, как повлияют на воспри­ятие речи слушателями время, место и повод выступления.

Сформулируйте цель и главную идею речи. Учитывайте при этом и мнение оратора, и результаты своего анализа речевой ситуации. Опишите имидж вашего руководителя, существующий в сознании целевой аудитории, и подумайте, как скорректировать или закрепить этот имидж при помощи предстоящей речи, как приблизить образ данного человека к представлению аудитории об идеальном руково­дителе. Какими речевыми средствами вы будете формировать жела­емый имидж?

Развейте главную идею речи при помощи топов и докажите ее при помощи аргументов к разуму, к норме, к личности и реальности. Возможно, на этом этапе вам будет удобно начать работу в режиме «мозгового штурма»: пусть члены группы предлагают все приходя­щие им в голову варианты, какими бы абсурдными они ни казались

на первый взгляд. Затем каждый из вас должен поработать индиви­дуально, чтобы в тишине упорядочить и развить мысли, зафиксиро­ванные в ходе «мозгового штурма». Обсудите результаты вашей са­мостоятельной работы с другими членами группы и выберите из всех материалов самые удачные фрагменты, которые войдут в коллектив­но подготовленный текст.

Обсудите композицию речи. Можно ли в вашем случае исполь­зовать модель «проблема — причина — следствие — решение»? Хро­нологическую, количественную, географическую или психологичес­кую последовательность? Будете ли вы использовать хрию? Если на последний вопрос вы ответили «да», составьте хрию из имеющегося материала. Какие еще части композиции вы включите в речь? По­пытайтесь коллективно составить развернутый план речи. Если это окажется сложно, пусть каждый из вас напишет свой вариант пла­на, а потом соберитесь вместе и найдите наиболее удачный план. Вступление и заключение речи лучше писать после того, как будет готов план, причем писать индивидуально. Обсудите в группе под­готовленные варианты вступления и заключения и определите, ка­кой вариант использовать.

Теперь на основе согласованных материалов каждый из вас дол­жен написать полный текст речи, с которой ваш руководитель смо­жет выступить перед аудиторией и достичь поставленной цели. Сле­дите затем, чтобы стиль текста, который вы готовите, соответствовал индивидуальному стилю оратора и характеристикам аудитории. Не забывайте использовать метафоры, риторические повторы, сравне­ния, антитезы, различные фигуры диалогизма, но внимательно сле­дите за уместностью их употребления.

Прочтите ваш текст перед членами своей группы и выслушайте их тексты. Выберите один вариант, который вы предоставите руко­водителю, или соедините отдельные части разных текстов. В послед­нем случае один человек из группы должен внимательно отредакти­ровать получившийся общий текст, чтобы добиться четкости в развитии содержания и стилистического единства.

Каждая группа передает отредактированный текст речи руково­дителю, который выбирает текст одной из групп и использует его в своем выступлении в рамках торжественного мероприятия. По воз­можности, члены всех групп, участвовавших в работе над этим про­ектом, присутствуют при произнесении речи и оценивают ее эффек­тивность.


КЛЮЧИ

ЧАСТЫ