Тема 6: Организационно-правовое обеспечение охраны и рационального использования земель. Землеустройство, мониторинг и государственный земельный кадастр

Цель занятия: рассмотреть задачи и цели государственного контроля за рациональным использованием и охраной земель; раскрыть назначение, понятие, содержание и порядок осуществления землеустройства; назначение, содержание и порядок проведения мониторинга земель.

Вопросы к теме

 

1.Понятие и содержание охраны и рационального использования земель.

2.Государственный контроль за использованием и охраной земель.

3.Понятие и назначение землеустройства.

4.Понятие и назначение мониторинга земель.

5. Понятие, назначение и содержание государственного земельного кадастра.

Краткое содержание темы (тезисы)

Охрана земель, прежде всего, означает охрану их природного качества и хозяйственного назначения. Глава 17 ЗК РК посвящена охране земель и ст. 139 определяет цели и задачи охраны земель. Согласно этой статьи охрана земель включает систему правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на охрану земли как части окружающей среды, рациональное использование земель из сельскохозяйственного и лесохозяйственного оборота, а также на восстановление и повышения плодородия почв.

Рациональное использование означает использование земли строго по целевому назначению в сельском и лесном хозяйствах с проведением агротехнических мероприятий по повышению плодородности почвы.

В системе функций государственного регулирования земельных отношений особая роль принадлежит государственному контролю. Государственный контроль в качестве административно-управленческого институционального образования выполняет пи этом ряд взаимосвязанных функций. Он прежде всего представляет собой специальный административно-властный инструмент получения необходимой информации о состоянии земельного правопорядка.

Государственный контроль за использованием и охраной земель является: 1. всеобщим – охватывает всю земельную территорию страны; 2. постоянным – его действие не ограничивается какими-то временными рамками и не связывается с определенными юридически значимыми событиями сферы земельных отношений. Осуществлению государственного контроля характерен метод императивных предписаний. Государственный контроль является одним из давно возникших, структурно устоявшихся и в нормативно-правовом отношении достаточно проработанных институтов регулирования земельных отношений.

К числу высших органов общей компетенции относятся: Президент, Парламент и Правительство РК. Ими осуществляются общегосударственные функции по нормативному обеспечению регулирования земельных отношений, определению приоритетов и принципов земельной политики, установлению порядка использования, охраны земельных ресурсов и осуществлению государственного контроля за соблюдением земельного законодательства.

К органам общей компетенции относятся также местные представительные и исполнительные органы: областные, городские и районные маслихаты, акимы областей, городов, районов, сельских (поселковых, аульных ) округов.

Органами специальной компетенции, осуществляющими контрольно-надзорные функции за охраной и использованием земель, являются: Агентство РК по управлению земельными ресурсам и система его территориальных органов; система земельных инспекций, созданных местными исполнительными органам; система органов контроля Министерства природных ресурсов и оханы окружающей среды РК.

В системе функций государственного регулирования земельными отношениями землеустройство имеет первостепенное значение в реализации государственной земельной политики, поскольку осуществление функций распоряжения земельным фондом, структура землепользования, условия введения земель в рыночный оборот в значительной степени определяются результатами землеустроительных мероприятий.

Мониторинг земель является базовым, исходным, элементом государственного управления земельным фондом. Мониторинг земель представляет собой систему базовых (исходных) оперативных, периодических наблюдений за качественным и количественным состоянием земельного фонда для своевременного выявления происходящих изменений, их оценки, прогноза дальнейшего развития, выработки рекомендаций по предупреждению и устранению негативных естественных и антропогенных процессов или чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со статьей 152 ЗК РК государственный земельный кадастр представляет собой систему сведений о природном и хозяйственном положении земель РК, местоположении, целевом использовании, размерах и границах земельных участков, их качественной характеристике, об учете землепользования и кадастровой стоимости земельных участков, иных необходимых сведений.

 

Задания для самоконтроля

Контрольные вопросы

1. Задачи охраны земель. Что является объектом сравнительного правоведения

2.Цели и задачи земельного контроля. Из каких этапов состоит сравнительный анализ

3. Виды земельного контроля. Какие виды имеет сравнительный анализ

4. Понятие землеустройства и землеустроительного процесса. В какую группу методов познания входит сравнительный анализ

5. Понятие земельного кадастра, его цели и задачи.

Литература (ссылки на учебно-методическую литературу, указанную в разделе учебно-методическое обеспечение дисциплины)

См. Список учебно-методической литературы 8 раздел