Тема 1. Понятие, предмет и система земельного права
Раздел ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС
Уголовный Кодекс Российской Федерации 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ
Основы трудового права в Российской Федерации
Трудовое право - это отрасль права , которая регулирует порядок возникновения, действия и прекращения трудовых отношений, определяет режим совместного труда работников, устанавливает меру охраны труда и порядок рассмотрения трудовых споров.
Предметом трудового права являются трудовые отношения, а также иные отношения связанные с трудовыми.
Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности); подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Сторонами трудовых отношений являются:
- работник — физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем;
- работодатель — физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
Работник имеет право:
- на заключение, изменение и расторжение трудового договора;
- предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;
- рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным государственными стандартами организации и безопасности труда и коллективным договором;
- своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
- отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников; предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;
- полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;
- профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации;
- объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;
- участие в управлении организацией в предусмотренных федеральными законами и коллективным договором формах;
- ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;
- защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;
- разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку;
- возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда;
- обязательное социальное страхование в предусмотренных законами случаях.
Работник обязан:
- добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
- соблюдать трудовую дисциплину;
- выполнять установленные нормы труда;
- соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
- бережно относиться к имуществу работодателя и других работников;
- незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя.
Работодатель имеет право:
- заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками;
- вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;
- поощрять работников за добросовестный эффективный труд;
- требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка организации;
- привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности;
- принимать локальные нормативные акты;
- создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них.
Работодатель обязан:
- соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;
- предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;
обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда;
- обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;
- обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности;
- выплачивать работникам заработную плату в сроки, установленные Трудовым кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовыми договорами;
- вести коллективные переговоры, заключать коллективный договор;
- предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением;
- своевременно выполнять предписания государственных надзорных и контрольных органов; уплачивать штрафы, наложенные за нарушения законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- рассматривать представления соответствующих профсоюзных органон, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; принимать меры по их устранению и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям;
- создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении организацией в предусмотренных федеральными законами и коллективным договором формах;
- обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей;
- осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами;
- возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
- исполнять иные обязанности, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями и трудовыми договорами.
Трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего распорядка, действующие у данного работодателя.
Трудовые договоры могут заключаться:
- на неопределенный срок;
- определенный срок не более 5 лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен федеральными законами.
Запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами.
Основаниями прекращения трудового договораявляются:
1. соглашение сторон;
2. истечение срока трудового договора, за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;
3. расторжение трудового договора по инициативе работника;
4. расторжение трудового договора по инициативе работодателя;
5. перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность);
6. отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией;
7. отказ работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий трудового договора;
8. отказ работника от перевода на другую работу вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением;
9. отказ работника от перевода в связи с перемещением работодателя в другую местность;
10. И обстоятельства, не зависящие от воли сторон;
11. нарушение установленных федеральными законами правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы;
12. иные основания, предусмотренные федеральными законами.
Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально- трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
Индивидуальные и коллективные трудовые споры решаются сначала путем переговоров, через комиссию по трудовым спорам, в иных органах, при недостижении согласия — в судебном порядке. В исключительных случаях работники имеют право на забастовку (за исключением ограничений, предусмотренных федеральным законодательством).
Рабочее время — время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени.
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Также существует сокращенная рабочая неделя для работников в возрасте до 16 лет, инвалидов I и II групп, работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда. В исключительных случаях возможно привлечение работников к сверхурочной работе с последующей денежной компенсацией. Законодательством также предусмотрены перерыв в течение рабочего дня, не входящий в рабочее время (от получаса до 2 часов); выходные и праздничные дни; а также ежегодные оплачиваемые отпуска продолжительностью минимум 28 календарных дней. Для некоторых категорий работников (например, судей, депутатов) законодательство предусматривает отпуска большей продолжительности.
Время отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
Видами времени отдыха являются:
- перерывы в течение рабочего дня (смены): течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается;
- ежедневный (междусменный) отдых;
- выходные дни (еженедельный непрерывный отдых): При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе - один выходной день. Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов;
- нерабочие праздничные дни:
1, 2, 3, 4 и 5 января - Новогодние каникулы;
7 января - Рождество Христово;
23 февраля - День защитника Отечества;
8 марта - Международный женский день;
1 мая - Праздник Весны и Труда;
9 мая - День Победы;
12 июня - День России;
4 ноября - День народного единства.
При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день;
- отпуска: Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.
Список литературы:
1. Всеобщая Декларация прав человека от 10.12.1948 г.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 № 14-ФЗ
3. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 № 51-ФЗ
4.Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть третья)" от 26.11.2001 № 146-ФЗ
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ
6. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.
7. Семейный Кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 № 223-ФЗ
8. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ
10. Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» от 15.11.97г. №143-ФЗ
Учебная литература:
11. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение, Проспект, 2011.
12. Некрасов С.В. Правоведение, Юрайт-Издат, 2011.
13. Пигунский Б.И. Правоведение, Юрайт-Издат, 2011.
14. Правоведение/Под ред. В.И. Авдийский, Юрайт-Издат, 2011.
15. Правоведение/Под ред. В.М. Шафирова, Проспект, 2010.
Дополнительная литература:
16. Авакьян, С.А. Конституционное право России Учебное пособие В 2-х томах Том 1. – В 2 т.:– М. : Норма, 2010.
18. Алексеева О.Г., Заец Л.В., Звягинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (учебно-практический) (под общ. ред. С.А. Степанова). - "Проспект; Екатеринбург: Институт частного права", 2010 г.
19. Гришаев С.П. Семейные правоотношения с участием иностранных граждан. - Система ГАРАНТ, 2010 г.
20. Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник - 4-е изд перераб и доп:. – М. : Проспект (ТК Велби), 2010.
21. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред.
Л.В. Лазарева). - ООО "Новая правовая культура", 2009 г.
22. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (отв. ред. В.Л. Гейхман, Е.Н. Сидоренко). - 6-е изд., испр. и доп. - "Юрайт", 2010 г.
23. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (отв. ред. проф. Ю. П. Орловский). - "КОНТРАКТ": ИНФРА-М", 2010 г.
24. Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - "Проспект", 2010 г.
25. Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) (под ред. Ю.А. Дмитриева). - "Деловой двор", 2009 г.
26. Назаренко Г.В. Теория государства и права.- М.: Ось-89, 2007.
27. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. (отв. ред. Попов Л.Л.). - "Проспект", 2010 г.
28. Шумилов В.М. Правоведение: учебник. - "Проспект", 2009 г.
Раздел 2.1 Понятие, предмет и система земельного права. Земельное право как отрасль права, законодательства, правовой науки и учебной дисциплины. Соотношение земельного права со смежными отраслями права.
Глоссарий (справочник, словарь)
1) арендная плата за землю – плата за временное возмездное землепользование;
2) аффилиированное лицо – организация, являющееся дочерней по отношению к негосударственному юридическому лицу или признающаяся зависимым акционерным обществом;
3) базовая ставка платы – нормативная цена земельного участка для определения его кадастровой (оценочной) стоимости при предоставлении государством права частной собственности на земельный участок или продаже права временного возмездного землепользования;
4) временные землепользователи – лица, право землепользования которых ограничено определенным сроком;
5) вторичные землепользователи – лица, получившие право временного землепользования на основе договора о вторичном землепользовании от первичного землепользователя, сохраняющего за собой этот статус;
6) государственные землепользователи – государственные республиканские и коммунальные юридические лица;
7) государственные натурные гранты – земельные участки, предоставляемые безвозмездно в собственность или в землепользование инвестору в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Республики Казахстан об инвестициях;
8) залог земельного участка или права землепользования – основанный на договоре залога либо на основании законодательных актов Республики Казахстан способ обеспечения исполнение обязательств, в силу которого кредитор (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником обеспеченного залогом обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного земельного участка или права землепользования преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит этот земельный участок или право землепользования (залогодатель), за изъятиями, установленными Гражданским кодексом Республики Казахстан;
9) земельная доля – количественно определенная доля участия вместе с другими лицами в правах и обязанностях на земельный участок. Выделение которой может быть произведено в случаях и на условиях, установленных настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Казахстан;
10) земельные правоотношения – правоотношения по использованию и охране земли, связанные с управлением земельными ресурсами, закреплением земельных участков за отдельными субъектами, осуществлением права собственности и иных прав на землю;
11) земельные ресурсы – земля, которая используется или может быть использована в процессе хозяйственной и иной деятельности для удовлетворения материальных, культурных и других потребностей общества;
12) земельный кадастр - система сведений о земле, составная часть государственных кадастров;
13) земельный участок – выделенная в замкнутых границах часть земли, закрепляемая в установленном настоящим Кодексом порядке за субъектами земельных отношений;
14) земля – территориальное пространство, в пределах которого устанавливается суверенитет Республики Казахстан, природный ресурс, всеобщее средство производства и территориальная основа любого процесса труда;
15) иммиграционный земельный фонд - земельные участки, зарезервированные для предоставления репатриантами (оралманам) и входящие в состав специального земельного фонда;
16) иностранные землепользователи – граждане иностранных государств, лица без гражданства, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств (иностранные юридические лица), иностранные государства, международные объединения и организации;
17) классификатор целевого назначения земельных участков – группировка видов целевого использования земельных участков по типу и виду функционального назначения (использования) территории участка и расположенных на нем зданий и сооружений (помещений) в соответствии с зонированием территории;
18) кондоминиум – особая форма собственности (иного права) на недвижимость, при которой отдельные части недвижимости находятся в раздельной (индивидуальной) собственности (ином праве) физических и (или) юридических лиц, а те части недвижимости, которые не находятся в раздельной собственности, в том числе и земельный участок, принадлежат им на праве общей долевой собственности (ином общем праве) и не отделимы от прав на части недвижимости, находящиеся в раздельной (индивидуальной) собственности (ином общем праве);
19) личное подсобное хозяйство – вид деятельности для удовлетворения собственных нужд на земельном участке, расположенном в сельской местности и пригородной зоне;
20) национальные землепользователи - граждане Республике Казахстан, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республике Казахстан, в том числе предприятия с иностранным участием;
21) негосударственные землепользователи – граждане и (или) негосударственные юридические лица;
22) объект земельных отношений – вся земля в пределах территории Республике Казахстан, отдельные земельные участки независимо от того , что на них расположено, и от правовых оснований их закрепленности за отдельными субъектами, а также права на земельные участки и земельные долги;
23) объекты права собственности – земли, находящиеся в государственной и частной землепользования
24) первичные землепользователи – лица, право землепользования которых получено непосредственно от государства в порядке, предусмотренном статьей 32 настоящего Кодекса, либо от других первичных землепользователей в порядке отчуждение этого права;
25) плата за продажу права аренды земельного участка – единовременный платеж за предоставленный на праве временного возмездного землепользования земельный участок, находящийся в государственной собственности;
26) постоянные землепользователи – лица, право землепользования которых носит бессрочный характер;
27) почвенный слой – поверхностный слой суши земли, особое природное образование, обладающее только ему присущим строением, составом и свойствами;
28) право владения землей – юридически обеспеченная возможность осуществлять фактическое обладание землей;
29) право временного пользования земельным участком, находящимся в частной собственности – право субъекта владеть и пользоваться земельным участком, возникающее на основе договора о временном пользовании земельным участком между собственником земельного участка и временным пользователем (арендатором или безвозмездным пользователем);
30) право землепользования – право лица владеть и пользоваться земельным участком, находящимся в государственной собственности, бессрочно (постоянное землепользование) или в течение определенного срока (временное землепользование) на возмездной и (или) безвозмездной основе;
31) право распоряжения землей – юридически обеспеченное право государство определять юридическую судьбу земли на территории Республики Казахстан, а также право частного собственника совершать в отношении своего земельного участка сделки, не запрещенные законодательными актами Республики Казахстан;
32) право частной собственности на земельный участок – право граждан и негосударственных юридических лиц владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим им земельным участком на основаниях, условиях и в пределах, установленных настоящим Кодексом;
33) правоустанавливающие документы на земельный участок – документы, на основании которых возникают у граждан и юридических лиц, соответствующие права на земельный участок (право частной собственности, право землепользования, сервитуты и другие вещные права на земельный участок). К право устанавливающим документам относятся правовые акты исполнительных органов о предоставлении права на земельный участок, договоры купли-продажи (мены, дарения или иной сделки об отчуждении земельного участка) и решения судебных органов о признании права частной собственности на земельный участок, права землепользования и иных вещных прав на землю;
34) правоудостоверяющие документы на земельный участок – документы, отражающие идентификационные характеристики земельного участка и выдаваемые территориальными органами по управлению земельными ресурсами собственниками земельных участков и землепользователям на основании право устанавливающих документов. К право удостоверяющим документам относятся акт на право частной собственности на земельный участок, акт на право временного (возмездного, безвозмездного) землепользования;
35) решения исполнительных органов – правовые акты исполнительных органов о предоставлении права на земельный участок;
36) сервитут – право ограниченного целевого пользования чужим земельным участком, в том числе для прохода, проезда, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций, охотничьего хозяйства и иных нужд;
37) специальный земельный фонд – резервные земли, образуемые за счет угодий сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков, не используемых по назначению либо используемых с нарушением законодательства Республики Казахстан, и земель, от которых отказались обладатели условных земельных долей и землепользователей;
38) субъекты земельных правоотношений – физические и юридические лица, а также государства, являющиеся участниками земельных правоотношений и в силу этого имеющие права и несущие обязанности в данном правоотношении;
39) условная земельная доля – количественно определенная доля членов ликвидированных или реорганизованных колхозов, работников государственных сельскохозяйственных организаций, преобразованных в негосударственные, а также иных лиц, указанных в настоящем Кодексе, в соответствии с которой осуществляется предоставление прав на земельные участки, ранее входившие в состав землепользования указанных организаций, или реализуется иные права, предусмотренные настоящим Кодексом.
Цель занятия: рассмотреть понятие предмета и систему земельного права, методологическую основу дисциплины, историю возникновения, развития и становления данной науки.
Вопросы к теме
1.Понятие, предмет и система земельного права.
2.Задачи, цели и принципы земельного права.
3.Система земельного права, соотношение земельного права с другими отраслями права.
4.Земельные правоотношения.
5.Источники земельного права.
Краткое содержание темы (тезисы)
В научной и учебной земельно-правовой литературе советского периода существовало множество точек зрения по определению предмета земельного права. Различия этих определений заключались не только в смысловом значении, сколько в области формулировок, т.к. все они базировались на исключительной собственности государства на землю. Подробный анализ этих формулировок осуществили видные казахстанские юристы –аграрники Еренов, Мухитдинов, Ильяшенко в монографии «Предмет и система советского земельного права» А-А, 81. «Земельное право регулирует отношения собственности, отношения управления землей, отношения землепользования и отношения по охране земельных ресурсов страны»
Т.о. предмет земельного права охватывает общественные земельные отношения, имеющие свое определенное экономическое содержание.
Специфика данных общественных отношений обусловлена особенностью земли, по поводу которой они складываются.
Земельные отношения-это волевые общественные отношения между гражданами, государством и пользвателями земли, а также пользователями земли как между собой и находящиеся в сфере действия земельно-правовых норм.
ЗП- это самостоятельная отрасль права, направленная на регулирование земельных отношений и имеющая своей задачей закрепление, совершенствование и создание эффективного земельного строя РК, основанного на государственной и частной собственности на землю граждан и юридических лиц, обеспечивает рациональное использование и охрану земель, надлежащие условия для равноправного развития различных форм хозяйствования.
Современное земельное законодательство базируется на определенных принципах, во многих отношениях отличающихся от системы принципов дорыночного периода. Правовые принципы представляют собой основополагающие начала, каркас нормативно-правовой материи, определяют направленность, цели, задачи и методы правового регулирования земельных отношений.
Принципы земельного законодательства либо прямо сформулированы в правовых нормах, либо вытекают из смысла действующего законодательства.
В статье 4 ЗК сформулированы ряд важнейших принципов, образующую правовую систему.
Система ЗП позволяет уяснить закономерность внутренней расстановки и группировки функциональных взаимосвязей входящих в отрасль.
Исходным элементом системы ЗП является правовая норма, состоящая из таких обязательных компонентов как гипотеза, диспозиция, санкция.
Гипотеза - определяет условия, необходимые для ее применения ли реализации. Такими условиями чаще всего выступают факты и события, имеющие юридическое значение.
Диспозиция земельно-правовой нормы устанавливает хар-р, содержание и параметры поведения субъектов.
Санкция земельно-правовой нормы выражает меру ответственности, предусматривает наказание за нарушение требований земельного законодательства, необходимые последствия неправомерного поведения субъектов земельных отношений. Именно санкция обеспечивает регулятивный эффект правовой нормы, отражает ее специфику, отличительную особенность от иных норм социального регулирования (нормы морали в сфере землепользования, традиции и обычаи земледельческих народов, групп и общин).
Система земельного права в конечном итоге складывается из двух крупных компонентов- общей и особенной части.
В теории права установлено, что между отраслями права нет четких границ и между ними всегда существует отдельная взаимосвязь и взаимозависимость. По мнению Аксененка, в своем естественном состоянии все природные богатства связаны между собой и зависят друг от друга. Поэтому правильное и наиболее рациональное использование природных богатств должно осуществляться с учетом их взаимосвязи друг с другом. Природоресурсное право регулирует отношения в связи с охраной экологических природных объектов, а земельное право преимущественно экономические земельные отношения, возникающие в связи с предоставлением, изъятием земель, порядок их использования.
Земельное правоотношение – это реальное общественное состояние, в котором между субъектами возникли взаимные права и обязанности относительно защищенного государством земельно-правового блага или интереса.
Земельные правоотношения возникают по поводу распоряжения, использования и охраны земель между различными субъектами земельного права. Для возникновения земельных правоотношений необходимо наличие: земельно-правовой нормы, определяющей поведение субъектов земельного права- участников земельных правоотношений; конкретного объекта земельного правоотношения – категории земель, земельного угодья, земельного участка или вещного права на землю, по поводу которого возникают земельные отношения.
В юридической литературе под источником права принято понимать различные способы закрепления и выражения общеобязательных нормативных установлений, рассчитанных на многократное применение в соответствующих сферах общественных отношений.
Источник права в юридическом смысле по существу означает внешнюю форму выражения правовых норм. Теории и практике права известны следующие формы (источники): правовой обычай; юридический прецедент (судебная практика); нормативно-правовой акт.
Источники земельного права представлены в виде нормативно-правовых актов, различающихся: по уровню юридической силы; территории действия; сфере применения; объекту правового регулирования.
Систему источников земельного права РК образуют следующие уровни нормативно-правовых актов.
1. Международно-правовые договоры, регулирующие земельные отношения или содержащие отдельные земельно-правовые нормы
2. Конституция РК имеет высшую юридическую силу и прямое дейстие на на всей территории республики.
3. Конституционные законы РК.
4. Законы РК.
5. Нормативные указы Президента РК.
6. Подзаконные нормативно-правовые акты органов исполнительной власти.
7. Нормативные акты местных представительных и исполнительных органов.
Задания для самоконтроля
Контрольные вопросы
1.Какие общественные отношения, являются предметом земельного права.
2.Каковы основные методы правового регулирования земельных отншений.
3.Чем отличается предмет земельного права от предметов правового регулирования смежных отраслей права – конституционного, гражданского, административного, уголовного, экологического, аграрного, лесного, водного, горного права.
4. Из каких элементов (частей) складывается система земельного права.
5. Чем отличаются нормы и институты общей части земельного права от норм и институтов его особенной части.
См. Список учебно-методической литературы 8 раздел
Тема 2: История правового регулирования земельных отношений в Казахстане Цель занятия: рассмотреть историю правового регулирования земельных отношений в Казахстане, эволюцию земельных правоотношений.
Вопросы к теме
- Земельные отношения до вхождения Казахстана в состав России.
- Земельные отношения в период нахождения Казахстана в составе России.
- Земельные отношения в советский период.
- Земельные отношения суверенного Казахстана.
Краткое содержание темы (тезисы)
Природно-климатические условия Казахстана определили характер и основные направления системы материального производства, структуру хозяйственных занятий, экономический потенциал кочевого общества казахов. Абсолютно доминирующей, а зачастую единственно возможной на протяжении 3-х тысяч лет является кочевое скотоводство. Все звенья и элементы системы материального производства в кочевой среде порождали необходимость в кооперированных формах труда, объединение трудовых усилий.
В современный период в науке существует две диаметрально противоположные точки зрения по поводу патриархально-феодальных отношений у кочевников:
1). У кочевых народов было то же феодальное общество, что и у земледельческих народов, и определяющую основу феодальных отношений у кочевников составляла феодальная собственность на землю (пастбища) как основное средство производства.
2). Вторая точка зрения исходит из того, что в условиях существования кочевого скотоводства, патриархально-феодальные отншения основываются на частной собственности на скот при отсутствии феодальной собственности на землю.
Выводы относительно кочевого скотоводства сводятся к следующему:
Члены аульной общины имели свое индивидуальное хозяйство, основанное на частной собственности на скот, но не были собственниками пастбищ, что обусловила их зависимость от лиц, монополизировавших земельную собственность.
После вхождения Казахстана в состав Российского государства, земельные отношения попали в орбиту земельного законодательства России. Согласно земельной реформе 1868 г. территория Казахстана была объявлена государственной собственностью России. Это выразилось в том, что Россия стало изымать у коренных жителей земли для строительства военных крепостей, редутов, пикетов, постов, которые заселялись казачьим и военным населением.
Следующая реформа связана с именем Столыпина (9 ноября 1906 г), который попытался ликвидировать сельскую общину и внедрить рыночные отношения, т.е. создания свободного землевладельца.
Следующий шаг царского правительства – осуществило переселение малоземельных крестьян из густонаселенных губерний в восточные районы, с целью ослабить политическую остроту аграрного вопроса в центре страны.
Всего было изъято 45 млн десятин лучших земель у казахского населения или 24 % всех сельскохозяйственных земель.
Переселенческой политикой правительство рассчитывало решить ряд задач.
1. ослабить аграрный вопрос в России
2. крестьянство должно было стать опорой в осуществлении колониальной политики в Казахстане.
Социалистические земельные отношения были установлены после Октябрьской революции 1917 года. Программные требования большевиков о конфискации помещичьих земель и национализации всех земель нашли практическое применение в Декрете о Земле от 26 октября 1917 года. Основные положения декрета заключаются в отмене частной собственности на землю, обращение ее в народное достояние.
Экономист аграрник Кондратьев сформулировал основные положения социализации земли:
1. Собственник на землю уничтожается и земля обращается в общее достояние.
2. Каждый имеет трудовое право на землю без права продажи, сдачи в аренду и иных сделок.
3. Полное невмешательство со стороны каких-либо лиц в хозяйственное использование земель
4. Право собственности на все продукты от использования земель
5. Бесплатность землепользования
Экономист аграрник Чаянов выделил основные принципы национализации земли.
1. Земля обращается в собственность и принадлежит единому собственнику – государству.
2. Государство передает всю землю трудовому крестьянству на условиях, аналогичным арендным.
Осуществление этих принципов на практике было коренным образом искажено:
1. В декабре 1927 года 15 съезд ВКП(б) принял решение о коллективизации на селе, согласно которому был избран военно-административный путь в аграрной политике.
2. крестьяне насильственным путем были объеденены в колхозы.
3. произведенныя продукция перестала быть собственностью каждого члена колхоза.
4. процесс распределения продуктов перешел в руки государства.
В 1953 г. пленум ЦК КПСС наметил программу подъема с/х., а с 1954 г. страна нацелена на освоение целинных и залежных земель в Казахстане. Дальнейшая реформация земельного строя происходила по пути реорганизации колхозов в крупные государственные хозяйства-совхозы. Последняя попытка спасти земельный строй СССР была предпринята Верховным Советом СССР в 1990 году.
Новый период земельных отношений официально начинается с 16 декабря 1991 г., с момента принятия Конституционного Закона РК «О государственной независимости РК», но практически начинается с 1990 года, когда Верховный Совет Казахской ССР принял новую редакцию Земельного Кодекса, в котором было установлено, что земля в РК находится в исключительной собственности республики.
Задания для самоконтроля
Контрольные вопросы
1.Какое значение имела земля в общественной жизни народов, проживавших на территории нынешней РК.
2. Какие виды, формы землепользования использовались другими народами, проживавшими на современной территории РК.
3. Для каких целей использовались земли народами древних государств на территории Средней Азии и Казахстана.
4. На каких территориях развивалось орошаемое земледелие.
5. Назовите формы собственности на землю и пользования землей в период господства царской России.
6. Как проводилась земельная реформа в период образования СССР.
Литература (ссылки на учебно-методическую литературу, указанную в разделе учебно-методическое обеспечение дисциплины)
См. Список учебно-методической литературы 8 раздел