А. «Изобретение» содержания
В соответствии с классическим риторическим каноном спичрайтер начинает работу над текстом с «изобретения» содержания, иными слова-
ми, с выбора моделей развития мысли, называемых в риторике топоса-ми, или топами, и аргументов,которые будут использованы для обоснования главной идеи речи.
Основные смысловые модели развития содержания включают топы «род и вид», «целое и части», «определение», «свойства», «сопоставление», «причина и следствие», «обстоятельства», «пример» и «свидетельство» [16]. Выделив понятие, важное для раскрытия темы речи, мы переходим от него к более общему, родовому понятию или к более частному, видовому; представляем его как часть чего-то большего или как целое, состоящее из нескольких частей; толкуем понятие, давая ему определение; описываем характерные признаки и функции предмета речи; выявляем его сходство с другими предметами или отличия от противоположных предметов; показываем причины описываемых явлений и реальные или возможные следствия этих явлений; излагаем обстоятельства совершенных или планируемых действий (кто? где? когда? как?); приводим примеры и авторитетные суждения, подтверждающие истинность высказываемых идей [16].
В результате использования этих смысловых моделей образуется множество второстепенных идей, раскрывающих главную мысль речи. В дальнейшем от части этих идей придется отказаться, другие будут объединены в более крупные смысловые блоки, и только некоторые можно использовать в первоначальном виде. Важно, что работа с топами помогает определить направления развития содержания речи, стимулирует творческую мыслительную деятельность спичрайтера и снимает вопрос: «А что писать?»
Для обоснования главной и второстепенных идей используются аргументычетырех типов: к реальности, к разуму, к норме и к личности[4]. При использовании аргумента к реальности доказывается, что выдвинутое положение соответствует объективным условиям. Используя рациональные аргументы, мы апеллируем к логике или здравому смыслу: сюда относятся, например, аргументы к причинно-следственным связям и пользе (прагматические аргументы). Основанием аргумента к норме служит существующее правило, обычай, прецедент, высказывание уважаемого лица или цитата из авторитетного источника. Аргумент к личности предполагает использование информации об ораторе или его оппоненте для подтверждения истинности или ложности их утвержде-
ний либо апелляцию к совести [4].
Выбор аргументов того или иного типа и их конкретное содержание зависят от многих условий, особенно от характеристик целевой аудитории и цели выступающего. Хотя предпочтительными представляются
рациональные аргументы, особенно при обращении к компетентной аудитории, способной к логическим умозаключениям, это не означает, что от других аргументов следует отказаться.
Рассмотрим с точки зрения аргументации выступление М. Б. Хо-дорковского на судебном заседании 11 апреля 2005 г. [36]. Речь начина-етсяи заканчивается аргументами к личности: оратор стремится расположить к себе аудиторию и опорочить своих противников. В основной части выступления используется множество аргументов к разуму и к норме, причем оратор обращается к нескольким видам норм: законам, в том числе Конституции, мнениям авторитетных лиц и организаций, выс- шим ценностям общества. Аргументы к реальности представлены в виде апелляций к документам, относящимся к «делу ЮКОСа», и описания Действийобвиняемых и прокуратуры. Ниже приводятся примеры аргументов каждого типа.