Структура госаппарата

Понятие госаппарата

Госаппарат – это система государственных органов, т.е. органов обладающих властными полномочиями и осуществляющих управленческую деятельность в гос-ве и обществе.

 

Кроме госаппарата есть понятие «гос-венный механизма». Гос механизм означает не только систему гос органов + тех институтов, которые способствуют реализации функции гос-ва. В понятие гос механизм входят те институты, которые не являются по своей природе такими институтами, но выполняют гос функции. Например, по законодательству Англии, если готовится закон или постановлении правительства, касающегося экологии, то это проект должен проходить апробацию от таких организаций, в данном случае партии зеленых или других организаций, имеющих отношение к данной области. Сейчас в РФ такой системы нет, а было в СССР. Например, профсоюзы, были наделены полномочиями принимать решения в различных узких отраслях, например, медицине (профотборы и т.д.). Профсоюз при этом не является гос органом.

Госаппарат – часть гос механизма.

Политические партии имеют большие аппараты. Партийный аппарат отличается от госаппарата тем, что акты внутри партии распространяются только на членов партии. За ними не стоит госмашина, судебная система и т.д.

Госорганы наделяются такой чертой – наличие государственно-властных полномочий, т.е. они обладают полномочиями на принятие актов, имеющих юридический характер, обеспеченные принуждением. Реализация этих актов обеспечивается государством, вплоть до применения насильственных мер.

 

В ЕС различают госорганы и институты (учреждения). Гос. органы это те органы, которые действуют в рамках сообщества. Орган – те структуры, которые непосредственно решает внутриинституциональные проблемы. Обладают только административными полномочиями. Институт – парламент, совет, принимают решения, имеющие общеюридическую силу, которые имеют силу для национальных гос-в.

 

 

Основной критерий гос органов по роду деятельности, по характеру выполняемых функций. ??

ГО подразделяются на:

1. Законодательные

2. Правотворческие

3. Исполнительные (контрольные, судебные и т.д.)

4. Представительные (Парламент – выбранный орган на определенный срок). Орган обладает властными, законодательными полномочиями.

 

На уровне федерации издаются акты, которые содержали в себе принципы законодательства (например, в СССР «Основы гражданского законодательства СССР»). Федерация имеет свою систему законодательства, которая отличается от законодательства других федераций. Когда говорят о гос-органах, имеют в виду структуру.

Основная функция – правотворчество. Субъекты федерации не могут принимать акты, противоречащие актам федерации. Если принимается новый закон в ведении субъекта федерации, то может возникнуть противоречие с зак-ством федерации. По конституции приоритет имеет федеральный закон.

Представительные. Данные органы приставляют интересы своих избирателей.

Орган формируется выборщиками или прямыми выборами. Существует система ограничений, цензов (возрастные, имущественные, материальные, конституционная лояльность – насколько человек понимает конституцию).

Вторая система исполнительно-рапорядительных органов.Основная функция управленческая. Законы принимать не могут. Прерогатива только высших законодательных органов. Наделяются высшими полномочиями в управленческой сфере. Действуют на основе и в соответствии с действующим законом. Издают акты, распоряжения. Принимают акты общего характера. Такого рода акты будут рассматриваться как источники права, которые формируют всю правовую систему гос-ва в обществе.

Судебная система.Это система органов, которые выполняют правосудие. Суд применяет нормы права, но не творит их. Не подменяет законодательства. Это когда-то было. Сейчас уже все не так. Суд создает прецедент, который является источником права и работает наряду с Законом и имеет одинаковую силу, а иногда и даже большую силу. Причина здесь банальная – по действующему законодательству Англии, суверенитетом обладает не только гос-во, но и парламент и высшая судебная система.