Теория происхождения государства и права
Методология теории государства и права.
Соотношение государства и права.
Теория естественного права – антипод позитивного права. Ничего общество с государством. Человек при рождении обладает неотчуждаемыми правами, не ограничиваемы государством.
Государство постоянно заигрывает с естественным правом.
Социально-экономические права – привилегии и не более того.
В конституции есть право свободного распоряжения своими трудовыми возможностями.
Социальное государство, естественное право:
1. Право на жизнь. Что было бы, если в конституции не было закреплено право на жизнь? «Государство гарантирует, обеспечивает право на достойную жизнь» - это совсем другой вопрос.
2. Естественное право ближе к обществу. Оно не выдуманное, оно не приобретенное. Как традиции, как обычай, который на западе рассматривается как источник права.
В системе частного права есть понятие «аналогия закона». Если этого нет, то обращаются к обычаям. На основе тех принципам, которые существуют в данной правовой системе. В Швейцарии, если нет норм, аналогов и обычаев, то тогда суд действует так, как будто он законодатель.
Очень долго идет спор, может ли суд быть законодателем. Против: кошмар, что же тогда будет. За: англичане живут так больше 800 лет.
Роль теории государства и права. Зачем изучать.
Что дает данная дисциплина? Методология, выработка понятий.
Юридическая ответственность. Уголовно-правовая ответственность.
Если бы курсовая, то выбираете сквозную тему. Например, правоотношения, система правонарушений, признаки правонарушения.
Совокупность методов исследования государственно правовой материи. Обще методы, частные методы.
Метод сравнительного анализа.Глобализация, регионализация.
Легитимаций, легитимизация – реальная поддержка обществом государственно-правовых институтов.
«Целились в коммунизм, а попали в государство».
Темы:
1. Множественность теории происхождения государства и права.
2. Виды основных теорий происхождения государства и права.
3. Характеристика теории происхождения государства и права.
Для того чтобы познать истину надо знать прошлое, настоящее и будущее (Гегель).
Первое мнение, что знание теории государства и права – это академическое знание. Но на самом деле, даже на сегодняшний день, нет четкого понятия, что такое право. На сегодняшний день право это воля государства.
О понятии «государство» судили с многих сторон. За этим всегда стояли интересы некоторого круга людей.
Существует множество теорий. Вам дается только 2-3, на самом деле из десятки.
Объективные причины: сложность, многовариантность, многогранность, противоречивость, невозможность охватить, и государство, и право.
Очень сложно провести грани между одним политическим режимом и другим.
Явление можно понять только в его развитии. Какое-бы государство ни было всегда есть преемственность от ранее существовавших государств.
Рецепция римского права – истории не только теории принципов права ранее развивавшихся.
Принципы, традиции, взгляды – основные наследственные практики.
Критерии оценки эффективности современного государства и современной правовой системы: моральное состояние, материальное состояние, традиции способствующие развитию общества.
Есть цели реформ, а есть результаты. Что получило государство от реформ 1990х годов. Если реформа способствует развитию общества – это хорошая реформа. А если результатом реформы получается социальная яма, то это плохая реформа.
Воздействие «интерес защищается – не защищается».
Когда государство берется не только как государство, а как организация. Чем отличается догосударственная организация, от государственной. В чем принципиальное отличие? Организация отвечает интересам или не отвечает интересам?
Государство или общество освобождается от того, что создало через сотни или тысячи лет. Ведь конституция это всего лишь носитель власти.
Диалектика познания. В основе ее лежит тезис о том, что государство вторично. По конституции источником власти является народ. Кто такой народ? Правоспособное, дееспособное население. На советском периоде было проще – кто работает, тот и народ. Нет это население.
Население только тогда имеет власть, когда он в системе. Но народ бывает на работе, а есть на пощаде 3 вокзалов.
Легитимация. Легитимность режима. Легитимность законных актов. Поддержка со стороны того, кто называется народом. Если поддерживается народом, то власть легитимная.
Социальная основа государства.
Евросоюз. Есть гражданство. Француз, немец и он одновременно он Европеец. Что это за зверь такой Европеец. 6-7% говорят, что мы Европейцы. Остальные: «зачем нам это? Налоги еще платить?!». Сейчас речь идет не только о внутригосударственных реалиях, а о надгосударственных реалиях. Не межгосударственная. Сложность с постулатом суверенитета, границы, обособленности нации.
Позитивизм. Государство есть право. Главное чтобы тот орган, который их издает, чтобы он был компетентным. Второе, чтобы он действовал в рамках закона.
Фактическая сторона – сколько тот или иной акт обслуживает интересы общества. Субъективная сторона: мировоззрение, восприятие – идеология, политика. Как запрограммированный идеалистически, политически воспринимает закон. Марксизм: государство – основа экономики. Либерализм: государство – помеха экономике.
Мотивированное восприятие. Строится на привлечении конкретных
Теория насилия. Государство обладает возможностями воздействовать на общество. Диктатор – лидер государства, злоупотребляющий властью. Тоталитарное государство – государство регламентирует все аспекты жизни общества, используя насилие. «Садам Хусейн подавляет общество».
«Гуманитарные бомбардировки» - реальный термин, которые пытались протянуть в ООН.
Разве любое государство не осуществляет насилие. Отберите у государства механизм насилия и во что оно превратится?
Это не дань истории, это современная объективная реальность.
Может ли государство быть без насилия? До какой степени государство может применять насилие? С какого уровня применения насилия государство рассматривается как авторитарное/тоталитарное/фашистское?
Теория договорного государства. Государство возникло по причине того, что граждане договорились создать государство, потому что это в их интересах. Руссо, Радищев, Декабристы.
Эпитет был «революционная теория». Но в чем тут революция? С нынешней позиции тут нет ничего революционного. А со средневековой позиции (власть от бога, церковь) очень даже революционная. Власть могла быть только от Бога.
Божественная теория. Психологические теории. Националистические теории. Расовые теории.
Расовая теория. Националисты защищают свои традиции, национальные ценности, культуру. Но как только одна нация начинает возноситься над другой, возникает расовая теория.
Психологические теории. Эмоциональное восприятие толпы. В революциях, контрреволюциях очень часто используется толпа. Психоанализ лелеяли в Германии в 1930-1940 годы, так как считалось, что он дает возможность управления над человеком, управлении обществом.
В 1990 года, когда сказали всем, что вы теперь станете свободные. Вы будете торговать. А общество психологически были не готовы к такому повороту.
ЕБН несмотря на то, что был плохим государем, мог легко воздействовать на общество не на уровне логики, а психологически. Мог залезть на танк, проехать в трамвае, выпить с работягами.
Даже сейчас очень активно играет концепция психологической теории. Не открыто.
Вышеизложенные концепции являются работающими на сегодняшний момент. Интернет и свободное информационное общество может принять только данные простые теории.
Материалистическая теория. Очень популярная теория на западе и у нас. Ее, почему то отождествляют с марксизмом, но нет, она возникла еще в Древней Греции. Марксизм использовал её и свел к классовости.
Марксизм зациклился на классовости. Классы есть или нет? Марксизм не учитывал, что кроме классовых интересов есть интересы групп, индивидов, государства, нации. Другая крайность, когда говорят, что классов нет.
Классы есть. В марксизме разделение на классы происходило по отношению к средствам производства. На западе разделение классов по обладанию материальными средствами и возможностями. Upper class.
Среднего класса у нас маловато. Средний класс играет роль стабилизатора. В Германии очень активно выращивали средний класс в рамках идеологии. Формировали средний класс из фермеров.
Суть теории в том, что государство возникает вместе с обществом, развивается вместе с обществом и погибает вместе с обществом.
Энгельс «Возникновение семьи, частной собственности и государства». Советует почитать. Работа написана на основе материала взятого из жизни. Морган «Первобытное общество» - изучение жизни ирокезов.
Возникновение частной собственности связывают с возникновением классов. Собственность не проклинается, но и не возводится к священному.
Руссо изучал собственность - «Будь проклят тот, кто первый забил кол в землю и сказал «Это моё!»».
Собственность это порождение самого общества. Государство возникло как необходимость, когда возникли классы. И чтобы классы не сожрали друг друга необходима была узда, которая бы их ограничивала.
В первобытном обществе не было людей, которые бы не производили полезный для общества продукт. Того, кто осуществлял бы только управление, контроль.
Рабовладельческое государство. Экономическая сфера лежала в основе. Хозяйственная сфера.
Феодализм.
Буржуа.
…
Социальная концепция учитывала интересы всех граждан.
Буржуазная теория на первом этапе не учитывала, хотя на более позднем этапе появилась социальная компонента.
Со временем развития общество (увеличение уровня морали, достатка, образованность) приводит к тому, что классы размываются. Это приводит к тому, что государство становится не нужным. Государство заменяется общественным самоуправлением. Это теория была популярна в 1960х годах. Профсоюзы имели лечебницы, больницы, …. Создавали акты регулирующие охрану труда, материнство, качество труда, занятость, пенсионное законодательство. «Государства раньше не было, государства в будущем не будет».