Опыт российского парламентаризма.
Изменения в государственном и политическом строе империи.
Принятие манифеста 17 октября 1905 года и создание нового государственного органа – Государственной думы – потребовало внесения изменений в систему политического строя. В феврале – марте 1906 года структура власти в России была уточнена, что представляло самодержавию способ сосуществования с Думой. В апреле 1906 года были приняты "Основные государственные законы Российской империи", которые в совокупности означали, что Россия перестала быть классической самодержавной монархией, каковой она была на рубеже веков.
Императорсохранил всю полноту власти по управлению страной в своих руках: правительство было ответственным только перед ним; он назначал и увольнял министров, руководил внешней политикой (объявлял войну и заключал мир), армией и флотом; в перерывах между сессиями Думы он имел право издавать законы и распускать Думу до истечения срока ее полномочий.
Статья 87 Основных Законов Российской империи гласила, что в случае прекращения или перерыва в деятельности Государственной думы и государственного совета, «если чрезвычайные обстоятельства вызывают необходимость», законопроекты обсуждаются в Совете министров и утверждаются в форме императорских высочайших указов, которые сразу вступают в силу.
Государственный совет был реорганизован. С 1906 года 50% его членов по-прежнему ежегодно назначались царем, а еще 50 % выбирались от земств, дворянских собраний, объединений буржуазии.
С 19 октября 1905 года постоянным высшим правительственным учреждением становится Совет министров.Существовавший ранее Комитет министров в апреле 1906 года был упразднен, часть его дел отошла государственному совету, часть – Совету министров.
Характеристика деятельности Государственных дум (таблица).
3 июня 1907 года были обнародованы царский Манифест о роспуске Думы и новый закон, изменивший порядок выборов в Думу. Издание нового избирательного закона одной волей царя явилось грубым нарушением Манифеста 17 октября 1905 года и обнародованных 23 апреля 1906 года "Основных государственных законов", согласно которым "никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы". Тем самым был совершен акт государственного переворота («третьеиюньский переворот»). Он знаменовал собой поражение революции 1905 - 1907 годов и наступление реакции.
В результате государственного переворота 3 июня 1907 года в России установилась так называемая "третьеиюньская" политическая система, или "третьеиюньская монархия", которая знаменовала собой поворот к политической реакции, но вместе с тем и проведение необходимых реформ, чтобы предотвратить новый революционный взрыв.
Политика "третьеиюньской монархии" в целом расценивается как реакционная. Однако это было и время преобразований. Самодержавие не могло не учитывать "уроков" революции 1905 – 1907 годов, поэтому для его политического курса в этот период характерно сочетание реакционных мер с проведением реформ, лавирование между реакционными дворянскими кругами и либеральной буржуазией.