Либеральные реформы 1860 – 1870-х годов
Реформа 1861 г. не сняла аграрный вопрос в России, который оставался центральным и наиболее острым во второй половине XIX-начале XX в.
2) В условиях земельного «голода» крестьяне вынуждены были брать помещичьи земли в аренду на кабальных условиях. В результате этого складывалась так называемая отработочная система, внешне напоминавшая барщину со всеми ее негативными последствиями.
Тяжесть выкупных платежей мешала процессу вхождения крестьянского хозяйства в рыночные отношения, приводила многих к обнищанию.
3) Сохранение сельской общины консервировало патриархальный характер деревни, затрудняло появление предпринимательских хозяйств. Она способствовала сохранению коллективистских настроений и превратилась в оплот традиционализма, стоявшего на пути модернизации России.
4) Реформа укрепила самодержавие. Но, встав на путь преобразований, государство рано или поздно должно было столкнуться с проблемой самореформирования и придти к установлению конституционного строя. Колебания на этом пути, нежелание ограничить самодержавную власть и привлечь граждан к управлению страной определили незавершенность реформ, стали одним из факторов глубокого общественно-политического кризиса начала XX в.
Причины реформ.Необходимо было привести судебную систему, органы местного самоуправления, образование, финансы, вооруженные силы в соответствие с изменившимися общественными и экономическими условиями.
Рост общественного движения, социальных и национальных конфликтов также побуждали к преобразованиям. Необходимость реформ обусловливалась также настроениями и пожеланиями либеральных кругов о введении новых судов и местного самоуправления, тем более, что после освобождения крестьян государство своими силами не могло поднять местное хозяйство.
Реорганизация местного управления:
— в 1864г. на основе «Положения о губернских и уездных земских учреждениях»началась земская реформа. В губерниях и уездах создавались выборные всесословные учреждения — земства.Высокий имущественный ценз и многоступенчатая выборная система обеспечивали преобладание в них помещиков. Земства были лишены каких-либо политических функций — их деятельность ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения. Земства находились под контролем центральной и местной администрации, которая имела право приостанавливать любое постановление земского собрания. Несмотря на ущемление прав, земства сыграли большую роль в развитии просвещения и здравоохранения, стали центрами формирования либеральной дворянской и буржуазной оппозиции;
— с 1870 г.на основе «Городового положения» проводилась городская реформа. В городах создавались выборные всесословные органы — городские думы. Высокий имущественный ценз при выборах обеспечивал главенствующую роль жителей, обладавших крупной собственностью. Думы занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, просвещении и медицинских нуждах. Они находились под строгим контролем администрации.
Судебная реформа 1864 г.опиралась на «Новые судебные уставы», вводившие в России принципиально новую систему судопроизводства:
—всесословность суда;
— его независимость от администрации;
— несменяемость судей;
— гласность;
— состязательность судебного процесса. В нем участвовали прокурор (обвинитель) и адвокат (защитник). Вопрос о виновности обвиняемого решался присяжными заседателями;
— строгое разграничение компетенции судебных инстанций. Высшей судебной инстанцией стал Сенат.