Роль лидера в функционировании политической системы.

Лекция 12. Политическое лидерство.

Гражданская защита

В сфере безопасности в чрезвычайных ситуациях и гражданской обороны необходим новый подход к организации и ведению гражданской обороны на территории РФ, качественное совершенствование Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), в том числе дальнейшая интеграция её с аналогичными системами иностранных государств.

 

Для защиты населения, территорий, объектов экономики, окружающей среды от чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации созданы:

на мирное время – Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);

на военное время – Гражданская оборона (ГО).

 

В последние годы для обозначения проблемы защиты населения и территории в мирное и военное время используется термин «гражданская защита».

Предполагается, что перспектива развития РСЧС и ГО – интеграция в единую Российскую систему гражданской защиты (PC ГЗ). Необходимость создания РСГЗ вызвана:

– изменением характера ведения современных войн и соответственно изменением средств и способов защиты населения и расширением задач ГО;

– военными конфликтами и терроризмом, которые ведут к нанесению ударов по потенциально опасным объектам, в то же время

ЧС природного и техногенного характера вызывают такие же разрушения объектов, что и вследствие ведения военных действий, т. е. объединяются задачи по защите населения в мирное и военное время;

– возможностью малыми затратами поднять потенциал ГО и РСЧС на более высокий уровень.

 

1. Роль лидера в функционировании политической системы.

2. Типы и функции лидеров.

3. Современные теории лидерства.

 

 

Политическое лидерство является важным фактором стабильного и динамичного развития политических систем. Оно оказывает заметное воздействие на все политические институты и политические процессы общества. Политический лидер принимает активное участие в выработке стратегических целей и задач развития политической системы, в выборе средств и методов их достижения. В зависимости от того, насколько его политические программы и действия совпадают с объективными общественными потребностями, политический лидер может оказать как позитивное, так и негативное воздействие на ход истории.

Термин "лидер" (от англ. leader) в переводе с английского означает "ведущий", "руководитель", "вождь".Политическое лидерство - один из важнейших видов социального лидерства, связанный с управлением государственными и общественными процессами. Это своего рода предпринимательство, осуществляемое на политическом рынке, где действуют свои правила и принципы жёсткой конкуренции. Наиболее зримо и непосредственно этот вид лидерства проявляется в политической сфере функционирования общества. Именно последнее определяет специфику, масштабы и институциональные формы функционирования политического лидерства.

Феномен лидерства коренится в самой природе человека и общества. Яв­ления, во многом схожие с лидерст­вом и называемые «протолидерством», встречаются в среде животных, ведущих коллективный, стадный образ жизни, например в стадах обезьян или оленей, в волчьих стаях и т.д. Здесь всегда выделяется наиболее сильная, достаточно умная, упорная и ре­шительная особь — вожак, руководящий стадом (стаей) в соот­ветствии с его неписанными законами, продиктованными взаи­моотношениями со средой и биологически запрограммированными.

Лидерство основывается на определенных потребностях слож­но организованных систем. К ним относится прежде всего по­требность в самоорганизации, упорядочении поведения отдель­ных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функ­циональной способности.Такая упорядоченность осуществляет­ся через вертикальное (управление—подчинение) и горизонталь­ное (коррелятивные одноуровневые связи, например разделение труда и кооперация) распределение функций и ролей и прежде всего через выделение управленческой функции и осуществляю­щих ее структур, которые для своей эффективности требуют, как правило, иерархической, пирамидальной организации.Вершиной такой управленческой пирамиды и выступает лидер.

Четкость выделения лидирующих позиций зависит от типа об­щности, составляющей систему, и ее взаимоотношений с окру­жающей средой. В системах с низкой групповой интеграцией и высокой степенью автономии и свободы различных элементов и уровней организации функции лидера выражены слабо. По мере же усиления потребностей системы и самих людей в сложно ор­ганизованных коллективных действиях и осознания этих потреб­ностей в форме коллективных целей — спецификация функций лидера и его структурное, институциональное обособление по­вышаются.

В малых группах, основанных на непосредственных контак­тах их членов, институциализация лидирующих позиций может не происходить. Здесь на первый план выдвигаются индивиду­альные качества личности, ее способность объединить и повести за собой группу. В крупных же объединениях, эффективность кол­лективных действий которых требует четкой функционально-ро­левой дифференциации и специализации, а также оперативности управления и жесткости подчинения (например в армии), инсти­туциализация и формализация (официальное закрепление) лиди­рующих позиций, придание им сравнительно больших властных полномочий обязательны.

Именно к такому типу объединений относится политика. В ней действуют огромные массы людей, ставящие перед собой вполне определенные, ясно осознанные цели и испытывающие непрерывное противодействие со стороны политических оппо­нентов. В силу этого институциализация лидирующих позиций проявляется в политике особенно отчетливо.

Институциализация руководящих функций отражается в по­нятииформального лидерства. Оно представляет собой приори­тетное влияние определенного лица на членов организации, за­крепленное в ее нормах и правилах и основывающееся на поло­жении в общественной иерархии, месте в ролевых структурах, обладании ресурсами влияния. В противоположность формаль­ному,неформальное лидерство характеризует субъективную спо­собность, готовность и умение выполнять роль лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны членов груп­пы (общества). Оно основывается на авторитете, приобретенном в результате обладания определенными личными качествами.

Понятие политического лидерства включает два аспекта: формально-должностной статус, связанный с обла­данием властью, и субъективную деятельность по выполнению возложенной социальной роли. Причем первый аспект, предпо­лагая хотя бы минимальную личностную активность, имеет клю­чевое значение для оценки индивида как политического лидера. Второй же аспект — личностные качества и реальное поведе­ние на занимаемом посту — определяет главным образом лишь сохранение властной должности, а также служит для оценки лидера как результативного или нерезультативного, великого или ординарного, как «хорошего» или «плохого» руководите­ля. Учитывая все это, отделение политического лидерства от его институционально закрепленной руководящей позиции, которой приданы властные полномочия, представляется непра­вомерным.

Политическое лидерство представляет собой постоянное приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество, организацию или группу.