В 1932 году создан Союз советских композиторов.
Главной особенностью развития науки в этот период стала ее ориентация на практические, иногда утилитарно-производственные нужды страны. Фундаментальные исследования почти не развивались, но прикладная наука имела серьезные достижения.
Действовали научные школы академиков С.В. Лебедева (производство синтетического каучука), И.М. Губкина (геологическая разведка нефти). Значительными были научные разработки В.И. Вернадского, физиолога И.П. Павлова; физиков А.Ф. Иоффе и Д.С. Рождественского, математиков Н.Н. Лузина и А.Н. Колмогорова, биологов И.В. Мичурина и Н.И. Вавилова, исследования Арктики О.Ю. Шмидта. Велись исследования в области ядерной физики. В 1933 г. был создан Реактивный научно-исследовательский институт (в 1936 г. пущен самый крупный в Европе циклотрон). В 1928 г. возникла Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ), которую возглавлял Н.И. Вавилов.
При этом ряд научных направлений были закрыты как ложные, в том числе прекратились исследования в области молекулярной биологии, кибернетики, гелиобиологии. В биологической науке борьбу против лженауки генетики под лозунгом защиты дарвинизма и мичуринской биологии вели Т.Д. Лысенко и И.И. Презент.
Гуманитарные науки должны были освобождаться от буржуазной идеологии. Единственно правильной идеологией провозглашался марксизм-ленинизм.
Историческую науку Сталин назвал грозным оружием в борьбе за социализм. С середины 30-х гг. начался пересмотр отечественной истории. СССР провозглашался преемником Российского государства, ранее считавшегося лишь тюрьмой народов.
Особое внимание уделялось истории партии. Сталин и представители его ближайшего окружения создали новую концепцию истории ВКП (б). Была сформулирована теория двух вождей партии и революции, послужившая исходным пунктом пропаганды идеи о равновеликом вкладе Ленина и Сталина в создание партии и руководство революцией. Это нашло свое отражение в Кратком курсе истории ВКП (б)(1938).
В то же время, несмотря на догматизм, внедрявшийся в общественных науках, многие конкретные исследования советских историков (Б.Д. Грекова, А.М. Панкратовой, В.В. Струве и многих других), физиологов и представителей других гуманитарных наук содержали значительные достижения, основанные на новых источниках и новых методах исследования.
Литература.
Гражданская война нанесла тяжелый ущерб культуре России, привела к уничтожению бесценных памятников архитектуры и живописи библиотек и архивов. В то же время в годы революции и гражданской войны страна пережила невиданный культурный подъем, вызванный революционной ломкой старого мира.
С особым энтузиазмом восприняли революцию сторонники «левых», авангардистских литературно-художественных направлений, например футуристы. Для них революция означала разрыв с опостылевшими классическими канонами и возможность свободного художественного творчества.
Государство в первые послереволюционные годы и в 20-х гг. постепенно усиливало вмешательство в литературно-художественные вопросы. Все более ощутимым становилось давление цензуры, распространявшейся не только на современные произведения, но и на русскую и зарубежную классику. И все же до конца 20-х гг. власть следила за тем, что пишут; литераторы и художники, но не предписывала им, как писать. Нарком просвещения А. В. Луначарский говорил: «Во всем, что касается форм искусства, правительство придерживается полного нейтралитета».
Такая позиция позволила 20-м гг. стать временем борьбы художественных школ и творческого разнообразия. В эти годы существовало немало литературно-художественных группировок: «Серапионовы братья», Левый фронт искусств (ЛЕФ), «Перевал», Всероссийский союз поэтов и др.
В 20-х гг. продолжали работать А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, Б. Л. Пастернак. Достигли расцвета «крестьянские поэты»: С. А. Есенин, С. А. Клычков, Н. А. Клюев. Появились и новые замечательные поэтические имена: Э. Г. Багрицкий, Н. С. Тихонов, И. П. Уткин. Вышли из печати новые произведения М. Горького: «Мои университеты» и «Дело Артамоновых».
О героизме красногвардейцев в годы Гражданской войны писали; Д. А. Фурманов («Чапаев»), И. Э. Бабель («Конармия»), Вс. В. Иванов («Бронепоезд 14-69»). С иных позиций рассматривал Гражданскую войну М. А. Булгаков в романе «Белая гвардия», опубликованном из-за цензуры лишь частично. Булгаков работал также в жанре социальной фантастики. В 20-х гг. он издал повести «Дьяволиада» и «Роковые яйца». Неопубликованной осталась повесть «Собачье сердце». В том же жанре социальной фантастики Е. И. Замятин создал антиутопию «Мы», сатирически, изображающую сверхтоталитарное общество.
В то же время часть литераторов и критиков, фанатично увлеченных революционными лозунгами, считала необходимым отбросить все прежние культурные достижения и создать новую пролетарскую культуру. Сторонники этой идеи создали в 1918 г. общество пролетарской культуры (Пролеткульт). Пролеткульт пытался сосредоточить в своих руках руководство культурой, подчинить себе Наркомат просвещения.
Ленин отнесся к пролеткультовским идеям крайне отрицательно, считая попытку обособления пролетарской культуры и стремление Пролеткульта к самостоятельности по отношению к партии и государству вредными. Однако пролеткультовская идеология оказалась устойчивой. Наследником Пролеткульта явилась Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП). Члены РАППа во главе с критиком Л. Авербахом вели борьбу против так называемых попутчиков, которых они считали мелкобуржуазными литераторами: А. Н. Толстого, А. П. Платонова, М. А. Булгакова, С. А. Есенина и даже В. В. Маяковского. К началу 30-х гг. РАПП занял в литературе практически монопольное положение.
В 1932 г. ЦК ВКП (б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций». Было принято решение об объединении всех писателей в союз. Дальнейшее существование особых пролетарских писательских организаций признавалось нецелесообразным. Таким образом, РАПП был ликвидирован. Деление литераторов на пролетарских и попутчиков прекращалось. Утверждалось единое понятие «советский писатель». К этому времени РАПП уже выполнил свою задачу, добился роспуска большинства литературных группировок. К тому же РАПП вызывал дружную ненависть художественной интеллигенции, и его уничтожение способствовало росту популярности Сталина. Наконец, Сталина, вероятно, раздражали претензии рапповцев на самостоятельную роль.
В 1934 г. прошел 1-й Всесоюзный съезд советских писателей. На съезде было завершено создание Союза писателей СССР. Первым его председателем стал М. Горький, после его смерти Союз возглавил А. А. Фадеев.
В уставе Союза писателей говорилось, что основным методом советской литературы является социалистический реализм, требующий от художника «правдивого, историко-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии». Это означало отказ от авангардистских художественных приемов и форм. Но главное заключалось в ином — теперь вопрос о том, какое изображение действительности считать правдивым, решали партийные инстанции.
В 30-х гг. советские писатели продолжали разрабатывать историко-революционную тему. Наиболее заметными произведениями этого направления стали «Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Хождение по мукам» А. Н. Толстого и «Как закалялась сталь Н. А. Островского.
Важное место в литературе 30-х гг. занял производственный, роман, прославлявший индустриализацию. Главным героем здесь был не конкретный человек, а обобщенный образ технического прогресса и героического труда. Таковы произведения М. С. Шагинян «Гидроцентраль», Ф. В. Гладкова «Цемент», Ф. И. Панферова «Бруски», В. П. Катаева «Время, вперед!».
Прославлению коллективизации был посвящен роман Шолохова «Поднятая целина». Еще большее внимание, нежели в 20-х гг., уделялось исторической тематике. Появились роман А. Н. Толстого «Петр Первый», произведения Ю. Н. Тынянова «Пушкин», «Восковая персона». В 1927-1941 гг. был создан выдающийся образец советской сатиры — дилогия И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».
Во второй половине 30-х гг. в обстановке репрессий уровень советской прозы заметно снизился. Многие писатели были репрессированы или отлучены от литературы, как, например, Платонов и Булгаков.
Театр и кино
Первые годы Советской власти характеризовались стремительным ростом числа театров. Новые театры стояли, как правило, на крайне левых позициях, отрицая старое театральное искусство. Среди идеологов «театрального Октября» самое видное место занимал великий режиссер В. Э. Мейерхольд. Первые советские пьесы (например, «Мистерия-буфф» Маяковского) были плакатными, агитационными, но именно такое искусство было востребовано эпохой Гражданской войны.
С переходом к нэпу для театров настало тяжелое время. Многие из них закрылись из-за финансовых трудностей, которых не испытывало только развлекательное искусство — эстрада и оперетта. Драматические же и оперные театры смогли поправить свое положение лишь во второй половине 20-х гг. К этому времени агитационное искусство времен Гражданской войны перестало удовлетворять зрителя. Театральный авангардизм оказался непонятным тем самым рабочим, на революционные чувства которых был рассчитан. В театре возрождаются реализм, внимание к деталям. Решающую роль в восстановлении театральных традиций сыграли академические театры, особенно МХАТ во главе с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.
Во второй половине 20 – начале 30-х гг. появились советские пьесы, завоевавшие большую популярность: «Дни Турбиных» М. А. Булгакова, «Любовь Яровая» К. А. Тренева, «Разлом» В. А. Лавренева, «Бронепоезд 14-69» Вс. В. Иванова, «Мандат» Н. Р. Эрдмана, «Оптимистическая трагедия» Вс. В. Вишневского и др. Правда, почти все они неоднократно запрещались цензурой. Ставились и спектакли по произведениям русской классики.
Во второй половине 30-х гг., когда в литературе безраздельно утверждался социалистический реализм, в театре и музыкальном искусстве началась борьба с «формализмом». В 1936 г. грубым нападкам подверглась гениальная опера Д. Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», не понравившаяся Сталину, привыкшему к традиционному оперному искусству. Статья в «Правде», в которой громили оперу Шостаковича, называлась «Сумбур вместо музыки». Под лозунгом борьбы с формализмом был закрыт театр Мейерхольда, а сам он в 1939 г. был арестован и расстрелян.
В театральном искусстве было принудительно установлено господство одного направления — системы Станиславского. О художественном эксперименте в театре пришлось надолго забыть.
С особым вниманием Советская власть относилась к кинематографии, обладавшей колоссальными пропагандистскими возможностями. Первые советские художественные фильмы стали выпускаться еще в годы Гражданской войны. Самым знаменитым фильмом 20-х гг. стал снятый С. М. Эйзенштейном «Броненосец Потемкин», завоевавший всемирную славу,
По-настоящему широкое распространение в стране кинематограф получил в конце 20-х и в 30-х гг. Ведущей темой советского кино стала история революции и Гражданской войны. Чрезвычайно популярны были фильмы М. И. Ромма «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году», трилогия о Максиме Г. М. Козинцева и Л. 3. Трауберга, «Мы из Кронштадта» Е. Л. Дзигана, но особенно – «Чапаев» С. Д. и Г. Н. Васильевых с Б. А. Бабочкиным в главной роли.
Историческая тематика была представлена фильмами С. М. Эйзенштейна «Петр I» В. М. Петрова, «Александр Невский». Важную роль в советском киноискусстве играла жизнеутверждающая музыкальная комедия, призванная подтвердить тезис Сталина о том, что «жить стало лучше, жить стало веселее». Таковы фильмы «Веселые ребята», «Цирк» и «Волга-Волга» Г. В. Александрова, «Трактористы» И. А. Пырьева.
Изобразительное искусство и архитектура
Почти сразу после революции началось осуществление предложенного Лениным плана монументальной пропаганды. Сооружались памятники революционерам и крестьянским вождям, писателям и ученым. Выполненные в большинстве своем из гипса или дерева, они оказались недолговечными, но свидетельствовали о желании новой власти говорить с народом на языке изобразительного искусства.
Изобразительное искусство 20-х гг. характеризовалось острым соперничеством «левых» направлений и реализма. В традициях старого реалистического искусства работали И. Э. Грабарь» К. А. Коровин, С. В. Малютин. Различные направления авангардизма разрабатывали в своем творчестве П. П. Кончаловский, К. С. Малевич, К. С. Петров-Водкин, В. Е. Татлин и др. Во второй половине 20-х гг. появляются новые выдающиеся имена: С. В. Герасимов, А. А. Дейнека, Б. В. Иогансон.
В 1922 г. художники-реалисты создали Ассоциацию художников революционной России (АХРР). Усилиями АХРР в изобразительном искусстве уже в 20-х гг. начал складываться художественный метод социалистического реализма с присущей ему героизацией действительности.
В 30-х гг. в живописи особенно ярко проявилось стремление к унификации. Все художественные общества были распущены и заменены едиными региональными союзами художников. Оргкомитет Союза художников СССР возглавил А. М. Герасимов, специализировавшийся главным образом на парадных портретах вождей.
В 30-е гг. работали многие выдающиеся художники: С. В. Герасимов, Б. В. Иогансон, А. А. Дейнека, П. Д. Корин и др. Но главной задачей живописи стало прославление побед социализма, изображение героического труда рабочих и крестьян, возвеличивание Сталина.
Для архитектуры 20-х гг. характерен стиль конструктивизма, отличающийся подчеркнутой простотой и утилитарностью архитектурных форм. Примером интересных градостроительных решений стал кооперативный поселок «Сокол», спроектированный как поселок-сад с бульварами и парком.
В середине и второй половине 30-х гг. начал формироваться так называемый сталинский классицизм, которому присущи торжественность и помпезность. В этом стиле построены, например, жилые дома на Тверской улице, многие станции московского метрополитена.
В 1935 г. был принят генеральный план реконструкции Москвы. В соответствии с планом устраивались площади, расширялись улицы. На сохранение исторической застройки внимания не обращали, что привело к варварскому разрушению многих старинных памятников, особенно церквей. Еще до принятия генплана реконструкции — в 1931 году — был взорван храм Христа Спасителя, на месте которого предполагалось построить грандиозный Дворец Советов, увенчанный 100-метровой статуей Ленина.
Итоги «культурной революции» были неоднозначны. В результате этих преобразований были созданы непреходящие ценности в области духовной и материальной культуры. Повысилась грамотность населения, увеличилась численность специалистов. И в то же время идеологический нажим на общественную жизнь, регламентация художественного творчества тяжело отражались на развитии всех сфер культуры.