В 1932 году создан Союз советских композиторов.

Главной особенностью развития науки в этот период стала ее ориентация на практические, иногда утилитарно-производственные нужды страны. Фундаментальные исследования почти не развивались, но прикладная наука имела серьезные достижения.

Действовали научные школы академиков С.В. Лебедева (производство синтетического каучука), И.М. Губкина (геологическая разведка нефти). Значительными были научные разработки В.И. Вернадского, физиолога И.П. Павлова; физиков А.Ф. Иоффе и Д.С. Рождественского, математиков Н.Н. Лузина и А.Н. Колмогорова, биологов И.В. Мичурина и Н.И. Вавилова, исследования Арктики О.Ю. Шмидта. Велись исследования в области ядерной физики. В 1933 г. был создан Реактивный научно-исследовательский институт (в 1936 г. пущен самый крупный в Европе циклотрон). В 1928 г. возникла Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ), которую возглавлял Н.И. Вавилов.

При этом ряд научных направлений были закрыты как ложные, в том числе прекратились исследования в области молекулярной биологии, кибернетики, гелиобиологии. В биологической науке борьбу против лженауки генетики под лозунгом защиты дарвинизма и мичуринской биологии вели Т.Д. Лысенко и И.И. Презент.

Гуманитарные науки должны были освобождаться от буржуазной идеологии. Единственно правильной идеологией провозглашался марксизм-ленинизм.

Историческую науку Сталин назвал грозным оружием в борьбе за социализм. С середины 30-х гг. начался пересмотр отечественной истории. СССР провозглашался преемником Российского государства, ранее считавшегося лишь тюрьмой народов.

Особое внимание уделялось истории партии. Сталин и представители его ближайшего окружения создали новую концепцию истории ВКП (б). Была сформулирована теория двух вождей партии и революции, послужившая исходным пунктом пропаганды идеи о равновеликом вкладе Ленина и Сталина в создание партии и руководство революцией. Это нашло свое отражение в Кратком курсе истории ВКП (б)(1938).

В то же время, несмотря на догматизм, внедрявшийся в общественных науках, многие конкретные исследования советских историков (Б.Д. Грекова, А.М. Панкратовой, В.В. Струве и многих других), физиологов и представителей других гуманитарных наук содержали значительные достижения, основанные на новых источниках и новых методах исследования.

Литература.

Гражданская война нанесла тяжелый ущерб культуре России, привела к уничтожению бесценных памятников архитектуры и живописи библиотек и архивов. В то же время в годы революции и гражданской войны страна пережила невиданный культурный подъем, вызванный революционной ломкой старого мира.

С особым энтузиазмом восприняли революцию сторонники «левых», авангардистских литературно-художественных на­правлений, например футуристы. Для них революция означала разрыв с опостылевшими классическими канонами и возмож­ность свободного художественного творчества.

Государство в первые послереволюционные годы и в 20-х гг. постепенно усиливало вмешательство в литературно-художественные вопросы. Все более ощутимым становилось давление цензуры, распространявшейся не только на современные произ­ведения, но и на русскую и зарубежную классику. И все же до конца 20-х гг. власть следила за тем, что пишут; литераторы и художники, но не предписывала им, как писать. Нарком просвещения А. В. Луначарский говорил: «Во всем, что касается форм искусства, правительство придерживается полно­го нейтралитета».

Такая позиция позволила 20-м гг. стать временем борьбы художественных школ и творческого разнообразия. В эти годы существовало немало литературно-художественных группировок: «Серапионовы братья», Левый фронт искусств (ЛЕФ), «Пере­вал», Всероссийский союз поэтов и др.

В 20-х гг. продолжали работать А. А. Ахматова, О. Э. Ман­дельштам, Б. Л. Пастернак. Достигли расцвета «крестьянские поэты»: С. А. Есенин, С. А. Клычков, Н. А. Клюев. Появились и новые замечательные поэтические имена: Э. Г. Багрицкий, Н. С. Тихонов, И. П. Уткин. Вышли из печати новые произведения М. Горького: «Мои университеты» и «Дело Артамоновых».

О героизме красногвардейцев в годы Гражданской войны писали; Д. А. Фурманов («Чапаев»), И. Э. Бабель («Конармия»), Вс. В. Ива­нов («Бронепоезд 14-69»). С иных позиций рассматривал Гражданскую войну М. А. Булгаков в романе «Белая гвардия», опубликованном из-за цензуры лишь частично. Булгаков работал также в жанре социальной фантастики. В 20-х гг. он издал пове­сти «Дьяволиада» и «Роковые яйца». Неопубликованной осталась повесть «Собачье сердце». В том же жанре социальной фантастики Е. И. Замятин создал антиутопию «Мы», сатирически, изображающую сверхтоталитарное общество.

В то же время часть литераторов и критиков, фанатично увлеченных революционными лозунгами, считала необходимым отбросить все прежние культурные достижения и создать новую пролетарскую культуру. Сторонники этой идеи создали в 1918 г. общество пролетарской культуры (Пролеткульт). Пролеткульт пытался сосредоточить в своих руках руководство культурой, подчинить себе Наркомат просвещения.

Ленин отнесся к пролеткультовским идеям крайне отрица­тельно, считая попытку обособления пролетарской культуры и стремление Пролеткульта к самостоятельности по отношению к партии и государству вредными. Однако пролеткультовская идеология оказалась устойчивой. Наследником Пролеткульта явилась Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП). Члены РАППа во главе с кри­тиком Л. Авербахом вели борьбу против так называемых попут­чиков, которых они считали мелкобуржуазными литераторами: А. Н. Толстого, А. П. Платонова, М. А. Булгакова, С. А. Есенина и даже В. В. Маяковского. К началу 30-х гг. РАПП занял в лите­ратуре практически монопольное положение.

В 1932 г. ЦК ВКП (б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций». Было принято ре­шение об объединении всех писателей в союз. Дальнейшее суще­ствование особых пролетарских писательских организаций при­знавалось нецелесообразным. Таким образом, РАПП был ликви­дирован. Деление литераторов на пролетарских и попутчиков прекращалось. Утверждалось единое понятие «советский писа­тель». К этому времени РАПП уже выполнил свою задачу, добился роспуска большинства литературных группировок. К тому же РАПП вызывал дружную ненависть художественной интеллигенции, и его уничтожение способствовало росту попу­лярности Сталина. Наконец, Сталина, вероятно, раздражали претензии рапповцев на самостоятельную роль.

В 1934 г. прошел 1-й Всесоюзный съезд советских писателей. На съезде было завершено создание Союза писателей СССР. Пер­вым его председателем стал М. Горький, после его смерти Союз возглавил А. А. Фадеев.

В уставе Союза писателей говорилось, что основным методом советской литературы является социалистический реализм, тре­бующий от художника «правдивого, историко-конкретного изо­бражения действительности в ее революционном развитии». Это означало отказ от авангардистских художественных приемов и форм. Но главное заключалось в ином — теперь вопрос о том, ка­кое изображение действительности считать правдивым, решали партийные инстанции.

В 30-х гг. советские писатели продолжали разрабатывать историко-революционную тему. Наиболее заметными произведениями этого направления стали «Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Хождение по мукам» А. Н. Толстого и «Как закалялась сталь Н. А. Островского.

Важное место в литературе 30-х гг. занял производственный, роман, прославлявший индустриализацию. Главным героем здесь был не конкретный человек, а обобщенный образ техниче­ского прогресса и героического труда. Таковы произведения М. С. Шагинян «Гидроцентраль», Ф. В. Гладкова «Цемент», Ф. И. Панферова «Бруски», В. П. Катаева «Время, вперед!».

Прославлению коллективизации был посвящен роман Шолохова «Поднятая целина». Еще большее внимание, нежели в 20-х гг., уделялось истори­ческой тематике. Появились роман А. Н. Толстого «Петр Первый», произведения Ю. Н. Тынянова «Пушкин», «Восковая пер­сона». В 1927-1941 гг. был создан выдающийся образец советской сатиры — дилогия И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».

Во второй половине 30-х гг. в обстановке репрессий уровень советской прозы заметно снизился. Многие писатели были ре­прессированы или отлучены от литературы, как, например, Платонов и Булгаков.

Театр и кино

Первые годы Советской власти характеризова­лись стремительным ростом числа театров. Новые театры стоя­ли, как правило, на крайне левых позициях, отрицая старое те­атральное искусство. Среди идеологов «театрального Октября» самое видное место занимал великий режиссер В. Э. Мейер­хольд. Первые советские пьесы (например, «Мистерия-буфф» Маяковского) были плакатными, агитационными, но именно та­кое искусство было востребовано эпохой Гражданской войны.

С переходом к нэпу для театров настало тяжелое время. Мно­гие из них закрылись из-за финансовых трудностей, которых не испытывало только развлекательное искусство — эстрада и опе­ретта. Драматические же и оперные театры смогли поправить свое положение лишь во второй половине 20-х гг. К этому времени агитационное искусство времен Гражданской войны перестало удовлетворять зрителя. Театральный авангар­дизм оказался непонятным тем самым рабочим, на революцион­ные чувства которых был рассчитан. В театре возрождаются реа­лизм, внимание к деталям. Решающую роль в восстановлении те­атральных традиций сыграли академические театры, особенно МХАТ во главе с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Дан­ченко.

Во второй половине 20 – начале 30-х гг. появились советские пьесы, завоевавшие большую популярность: «Дни Турбиных» М. А. Булгакова, «Любовь Яровая» К. А. Тренева, «Разлом» В. А. Лавренева, «Бронепоезд 14-69» Вс. В. Иванова, «Мандат» Н. Р. Эрдмана, «Оптимистическая трагедия» Вс. В. Вишневского и др. Правда, почти все они неоднократно запрещались цензурой. Ставились и спектакли по произведениям русской классики.

Во второй половине 30-х гг., когда в литературе безраздельно утверждался социалистический реализм, в театре и музыкаль­ном искусстве началась борьба с «формализмом». В 1936 г. гру­бым нападкам подверглась гениальная опера Д. Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», не понравившаяся Сталину, привыкшему к традиционному оперному искусству. Статья в «Правде», в которой громили оперу Шостаковича, называлась «Сумбур вместо музыки». Под лозунгом борьбы с формализмом был закрыт театр Мейерхольда, а сам он в 1939 г. был арестован и расстрелян.

В театральном искусстве было принудительно установлено господство одного направления — системы Станиславского. О ху­дожественном эксперименте в театре пришлось надолго забыть.

С особым вниманием Советская власть относилась к кинема­тографии, обладавшей колоссальными пропагандистскими воз­можностями. Первые советские художественные фильмы стали выпускаться еще в годы Гражданской войны. Самым знамени­тым фильмом 20-х гг. стал снятый С. М. Эйзенштейном «Броне­носец Потемкин», завоевавший всемирную славу,

По-настоящему широкое распространение в стране кинемато­граф получил в конце 20-х и в 30-х гг. Ведущей темой советско­го кино стала история революции и Гражданской войны. Чрез­вычайно популярны были фильмы М. И. Ромма «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году», трилогия о Максиме Г. М. Козинцева и Л. 3. Трауберга, «Мы из Кронштадта» Е. Л. Дзигана, но особен­но – «Чапаев» С. Д. и Г. Н. Васильевых с Б. А. Бабочкиным в главной роли.

Историческая тематика была представлена фильмами С. М. Эйзенштейна «Петр I» В. М. Петрова, «Александр Невский». Важную роль в советском киноискусстве играла жизнеут­верждающая музыкальная комедия, призванная подтвердить тезис Сталина о том, что «жить стало лучше, жить стало весе­лее». Таковы фильмы «Веселые ребята», «Цирк» и «Волга-Вол­га» Г. В. Александрова, «Трактористы» И. А. Пырьева.

Изобразительное искусство и архитектура

Почти сразу после революции началось осуще­ствление предложенного Лениным плана монументальной пропаганды. Сооружались памятники революционерам и крестьян­ским вождям, писателям и ученым. Выполненные в большинстве своем из гипса или дерева, они оказались недолговечными, но свидетельствовали о желании новой власти говорить с народом на языке изобразительного искусства.

Изобразительное искусство 20-х гг. характеризовалось ост­рым соперничеством «левых» направлений и реализма. В тради­циях старого реалистического искусства работали И. Э. Грабарь» К. А. Коровин, С. В. Малютин. Различные направления авангар­дизма разрабатывали в своем творчестве П. П. Кончаловский, К. С. Малевич, К. С. Петров-Водкин, В. Е. Татлин и др. Во вто­рой половине 20-х гг. появляются новые выдающиеся имена: С. В. Герасимов, А. А. Дейнека, Б. В. Иогансон.

В 1922 г. художники-реалисты создали Ассоциацию худож­ников революционной России (АХРР). Усилиями АХРР в изобразительном искусстве уже в 20-х гг. начал склады­ваться художественный метод социалистического реализма с присущей ему героизацией действительности.

В 30-х гг. в живописи особенно ярко проявилось стремление к унификации. Все художественные общества были распущены и заменены едиными региональными союзами художников. Оргкомитет Союза художников СССР возглавил А. М. Герасимов, специализировавшийся главным образом на парадных портре­тах вождей.

В 30-е гг. работали многие выдающиеся художники: С. В. Ге­расимов, Б. В. Иогансон, А. А. Дейнека, П. Д. Корин и др. Но главной задачей живописи стало прославление побед социализ­ма, изображение героического труда рабочих и крестьян, возве­личивание Сталина.

Для архитектуры 20-х гг. характерен стиль конструктивиз­ма, отличающийся подчеркнутой простотой и утилитарностью архитектурных форм. Примером интересных градостроитель­ных решений стал кооперативный поселок «Сокол», спроекти­рованный как поселок-сад с бульварами и парком.

В середине и второй полови­не 30-х гг. начал формироваться так называемый сталинский классицизм, которому присущи торжественность и помпез­ность. В этом стиле построены, например, жилые дома на Твер­ской улице, многие станции московского метрополитена.

В 1935 г. был принят генеральный план реконструкции Моск­вы. В соответствии с планом устраивались площади, расширя­лись улицы. На сохранение исторической застройки внимания не обращали, что привело к варварскому разрушению многих старинных памятников, особенно церквей. Еще до принятия генплана реконструкции — в 1931 году — был взорван храм Хрис­та Спасителя, на месте которого предполагалось построить грандиозный Дворец Советов, увенчанный 100-метровой статуей Ле­нина.

Итоги «культурной революции» были неоднозначны. В результате этих преобразований были созданы непреходящие ценности в области духовной и материальной культуры. Повысилась грамотность населения, увеличилась численность специалистов. И в то же время идеологический нажим на общественную жизнь, регламентация художественного творчества тяжело отражались на развитии всех сфер культуры.