Аграрная Реформа Столыпина
План:
Причины аграрной реформы.. 1
Идея реформы.. 1
Содержание реформы (этапы) 1
Переселенческая политика. 2
Результаты реформы.. 2
Причины аграрной реформы:
Реформа 1861 г не разрешила всех проблем, связанных с аграрным сектором. Основными противоречиями оставались следующие:
- Сохранение крупного помещичьего землевладения, при малоземелье основной массы населения;
- Сохранение выкупных платежей за надельную землю (2,5 млрд. к началу XX в. выплатили крестьяне в пользу государства);
- Наличие 2-х видов крестьянского землевладения: общинного (на праве общей совместной собственности всех членов общины) и подворного (на праве единоличной частной собственности; приусадебная земля, как правило).
Идея реформы:
Сделать крестьянина реальным собственником своего земельного надела, чтобы он мог реально им распоряжаться. Одни разбогатеют и скупят земли разорившихся, введут прогрессивные технологии, начнут использовать сельскохозяйственную технику. Другие же, разорившись, смогут выгодно продать свой земельный участок и поедут в город (работать) либо на север (развивать земли). Государству же останется только не допускать перенаселение городов, направляя потоки переселенцев в незаселенные местности, пригодные для сельского хозяйства.
Содержание реформы (этапы):
I этап: 3.11.1905г. был принят Манифест «Об улучшении благосостояния и облегчении положения крестьянского населения». В этом Манифесте было объявлено об уменьшении выкупных платежей с 1.01.1906г. наполовину и их отмене с 1.01.1907г. Манифест обещал расширение льготного кредитования крестьянским банкам по купле-продаже земли.
II этап: Указ от 9.11.1906г «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования». Этот закон детально регламентировал порядок выхода крестьян из общины и порядок оформления земельных наделов в собственность. Требование о закреплении земли в собственность подавалось через сельского старосту общине, которое в течение месяца должна была определить земельные участки, подлежащие оформлению в собственность. В случае нарушения сроков, размеры надела определялись земским начальником, он же рассматривал все спорные вопросы. Указ устанавливал, что все земли, находящиеся в подворном владении сразу признаются частной собственностью их владельцев и снимал все ограничения распоряжения ими. Общине предоставлялось право установления отрывного землевладения, если за это решение проголосовало 2/3 членов общины.
III этап: Указ от 14.06.1910г. «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении», который развивал основные положения предыдущего указа. Так во всех общинах, где давно не было земельных переделов (20 лет; далее сроки сокращались), земля автоматически объявлялась частной собственностью. Расширялись возможности перехода к отрывной системе землепользования, как отдельными хозяевами, так и всей общиной. Порядок землеустроительных работ был определен Положением «О землеустройстве» от 29.05.1911г.
Переселенческая политика:
Было образовано широкое и добровольное переселение крестьян на государственные земли в восточные районы страны: в Сибирь, на Урал и проч. Государство оказывало экономическую помощь переселенцам.
Результаты реформы:
Аграрное законодательство начала века имело прогрессивное значение. Оно дало толчок в развитии сельского хозяйства. В деревне начался кооперативный бум. Однако вопрос о феодальном землевладении реформа могла бы решить только по истечении некоторого времени, по мере укрепления капитализма в сельском хозяйстве.