Угрозы национальным интересам в информационной сфере

Угрозы национальным интересам возникают в процессе взаимодействия субъектов этих интересов — личности, общества, нации, государства — с субъектами интересов других социальных общностей, в том числе наций, а также в процессе взаимодействия с окружающей средой.

Угрозы национальным интересам

Важной разновидностью объектов безопасности являются национальные интересы. Безопасность национальных интересов характеризуется безопасностью предметов и условий (объектов интересов), которые могут удовлетворить субъектов интересов, и безопасностью деятельности по реализации возможности обладания этими предметами и условиями.

Основные субъекты национальных интересов:

· личность,

· общество,

· нация как этническая общность

· государство.

Объектами национальных интересов являются условия существования нации, являющиеся гарантией ее прогрессивного развития, национальные духовные ценности, материальные и духовные блага. Содержание интересов заключается, прежде всего, в обладании требуемыми условиями существования, необходимыми духовными ценностями, материальными благами. Деятельность по реализации национальных интересов осуществляется членами данной социальной общности, институтами общества и органами государственной власти.

Они проявляются как угрозы безопасности субъектов национальных интересов, объектов национальных интересов и деятельности по реализации национальных интересов.

Угрозы безопасности личности, общества и государства отчасти обусловлены и тем, что эти субъекты являются основными выразителями национальных интересов и субъектами деятельности по их реализации. В процессе своей деятельности они находятся в постоянном взаимодействии с другими субъектами, каждый из которых реализует свои интересы. Если эти интересы не совпадают, то взаимодействие переходит в стадию дисгармонии или конфликта, и объект взаимодействия становится источником угроз.


Возможные варианты конфликтов между различными субъектами

  Личность Общество Государство
Личность Драка, межличностные конфликты Появление «изгоев» в обществе применение юридической ответственности
Общество Появление «изгоев» в обществе Борьба социальных слоев революция, государственный переворот
Государство применение юридической ответственности революция, государственный переворот Вооруженные, информационные и т.д. войны

 

Угроза условиям существования нации выступает в качестве возможности замедления темпов прогрессивного развития данной социальной общности, снижения ее конкурентоспособности по сравнению с другими общностями.

Угроза национальным духовным ценностям, порождаемая источниками социального характера, является формой нанесения вреда нации, так как может стать причиной ее развала.

Под угрозами национальным интересам понимается «совокупность условий и факторов, препятствующих реализации национальных интересов страны, создающих опасность национальным ценностям и национальному образу жизни».

Угроза как явление характеризуется:

· Объектом угрозы.В качестве объекта угрозы могут выступать те или иные свойства объекта национальных интересов, их субъектов и содержания национальных интересов, нанесение вреда которым затрудняет или делает невозможным реализацию этих интересов.

· Источником.Внешними источниками угроз являются те объекты, с которыми взаимодействует нация в процессе своего существования и развития. К числу таких объектов можно отнести природные условия, другие нации и социальные общности. Внутренними источниками угроз являются взаимоотношения между социальными группами, слоями и классами, образующими нацию, которые порождают угрозы национальным интересам. В качестве наиболее ярких примеров таких взаимоотношений можно привести межрелигиозную, межнациональную и межклассовую вражду, расовую ненависть.

· Проявлением. Проявление угрозы характеризуется видом негативного воздействия, оказываемого на объект угрозы. Эти воздействия различаются по характеру наносимого вреда, а именно: по степени изменения свойств объекта безопасности, по возможности ликвидации последствий проявления угрозы.

Угроза как свойство обладает рядом характеристик, к числу наиболее важных из которых относятся:

· Избирательность.Избирательность характеризует нацеленность угрозы на нанесение вреда тем или иным конкретным свойствам объекта безопасности. Угроза национальным интересам общества проявляется через возможность нанесения вреда конкретным общественным институтам, а угроза национальным интересам государства — через возможность нанесения вреда тем или иным органам государственной власти, их деятельности по реализации этих интересов.

· Предсказуемость.Предсказуемость характеризует наличие признаков возникновения угрозы, позволяющих заранее предполагать как возможные объекты угрозы, так и возможные формы ее реализации.

· Вредоносность. Вредоносность характеризует возможность нанесения различной тяжести вреда объекту безопасности. Этот вред, как правило, может быть оценен стоимостью затрат на ликвидацию последствий проявления угрозы, либо ее предотвращения.

К числу наиболее важных внешних объектов, с которыми взаимодействует нация, следует отнести, прежде всего, другие нации, представляемые органами государственной власти, должностными лицами, общественными организациями и индивидами, и международные организации. Эти нации и международные организации являются источником угрозы, если некоторые их интересы не могут быть удовлетворены без нанесения ущерба условиям существования объекта безопасности.

 

Содержание угроз определяется, прежде всего, условиями и факторами, оказывающими негативное воздействие на объекты безопасности.

Как было показано выше, к объектам национальных интересов в информационной сфере относятся:

· Информация. Информация является результатом отражения индивидом и социальной группой изменяющихся условий существования и соответственно — одной из основ организации совместной деятельности членов социальной общности по адаптации к этим изменениям либо учетом этих изменений. Угрозы информации существенно зависят от ее формы

· Информационная инфраструктура.Информационная инфраструктура обеспечивает возможность осуществления информационного взаимодействия между отдельными индивидами, а также социальными группами и существует в современном обществе в виде совокупности информационно-телекоммуникационных систем, средств и систем связи, систем автоматизации управления социальными и технологическими процессами. Угрозы информационной инфраструктуре заключаются в возможности нарушения работоспособности составляющих ее элементов. Так, работоспособность систем автоматизации обработки информации может быть нарушена путем внедрения в них «вредоносных» программ, нарушающих структуру или содержание используемых в этих системах баз данных, программного обеспечения, работоспособность отдельных технических устройств. Следствием этой деятельности может явиться блокирование деятельности государственных органов власти по оперативному информированию граждан о наиболее важных событиях общественной жизни.

· Правовой статус человека и гражданина в области информационной деятельности.Угрозы правовому статусу человека и гражданина в области информационной деятельности заключаются, прежде всего, в ограничении правомочий осуществления информационной деятельности, противодействиях их реализации, отсутствии их достаточной защиты государством. Эти угрозы могут проявляться в виде принятия органами государственной власти нормативных правовых актов, ущемляющих права и свободы человека, создания монополий на формирование, получение и распространение информации, нарушения права на личную и семейную тайну, неприкосновенность частной жизни и т. д.

 

Угрозы деятельности по реализации национальных интересов в информационной сфере заключаются в создании искусственных препятствий ее осуществлению и, как следствие, в повышении социальных издержек этой деятельности, а также в ее неадекватном социальном регулировании. Так, нежелание и неумение руководителей органов государственной власти общаться со средствами массовой информации, убеждать журналистов и население в правильности принимаемых решений, предоставлять гражданам доступ к открытой информации о деятельности возглавляемых ими органов власти является угрозой деятельности по реализации национальных интересов, связанных с информационным обеспечением государственной политики. Пробелы в правовом регулировании отношений по поводу охраны неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны стимулируют деятельность некоторых индивидов и организаций по получению доступа к защищаемой информации и использовании ее для ущемления конституционных прав и свобод человека и гражданина. Общая структура угроз национальным интересам в информационной сфере представлена на рис.

Рис. 5.3. Общая структура угроз национальным интересам в информационной сфере


§6. Национальные интересы и их защита в информационной сфере

Национальные интересы и их содержание

Определим содержание интересов индивида, общества и государства в составе национальных интересов. Понятие «интересы» неразрывно связано с понятиями «потребности» и «нужды». В социологии понятие «нужда» обозначает объективное явление, связанное с дефицитом чего-либо необходимого для организма, личности или социальной общности. Потребность представляет собой форму проявления нужды, в которой последняя опредмечивается (приобретает образ того или иного предмета, материального или духовного блага, способного удовлетворить нужду). Кроме того, в потребности нужда приобретает свойства устремления, т. е. приобретает способность стать причиной деятельности по овладению необходимым объектом и использованием его для удовлетворения нужды.

В свою очередь интерес представляет собой форму проявления потребности, в которой она становится причиной деятельности субъекта. Интерес, по Гегелю, есть содержание тех влечений, на удовлетворение которых направлена деятельность субъекта, т, е, совокупность тех объектов, целей и задач деятельности, которые овладевают сознанием субъекта действия. Они проявляются в совокупности практических мотивов действия, Отличие интереса от вызвавшей его потребности заключается в их содержании. Содержание потребности образуется совокупностью образов предметов, явлений и процессов, которые в сознании индивида, пего «информационной модели» связаны с возможностью удовлетворения нужды, а содержание интереса образуется совокупностью целей деятельности, задач, которые по представлению индивида необходимо решить, чтобы завладеть объектами, требуемыми для удовлетворения потребности.

 

 

Рис. 6.1 Структура понятия «интерес»

 


Тип субъетов потребностей и интересов Описание субъекта Характеристика основных потребностей Характеристика основных интересов
ЛИЧНОСТЬ Интересы индивида во многом определяются его личностными качествами, т. е, его личностью. психологи определяют личность и как «систему свойств, благодаря которым человек становится субъектом деятельности, активным деятелем, преобразователем природы, общественной жизни, т. е, свойств, которые придают направление преобразующей деятельности человека», и как человека в совокупности его социальных качеств, формирующихся в различных видах общественной деятельности и отношений. В праве личность рассматривается как социальная характеристика человека. По мнению А. В. Венгерова, это член общества, наделенный правовым статусом, участвующийв многообразных общественных отношениях, совокупность которых определяют его положение и социальную роль, поведение и духовную жизнь.  
  1. Биологические
Биологические потребности отражают нужду в условиях для существования индивида как организма. Они включают потребности в питании, дыхании, движении и безопасности.
  1. Социальные
Социальные потребности отражают нужду индивида как социального существа, обладающего сознанием (как личности), в действиях, обусловленных социальным характером его существования, К ним относят трудовые, познавательные, эстетические, нравственные потребности личности.
Интересы опосредуют потребность путем формирования в «информационной модели» индивида нового отношения к объектам потребности, придающего им мотивационное содержание, определяющего выбор определенной линии поведения, направленности конкретных действий по овладению объектами. Интересы индивида как личности представляют собой проявление социальных потребностей индивида и обусловливаются первой подструктурой личности, в то время как особенности деятельности по реализации этих интересов — тремя другими подструктурами, В составе этих интересов можно выделить частные интересы, направленные на удовлетворение потребностей личности в саморазвитии, общественные интересы, направленные на удовлетворение потребности личности в самореализации, в участии в делах общества, в сохранении своей этнической идентичности,
  Известно значительное количество различных определений «общества». Например, «общность людей на определенной территории, характеризующаяся экономическим и духовным единством и целостностью организации жизни»; «исторически развивающаяся система отношений между людьми, продукт взаимодействия людей в процессе их совместной жизнедеятельности». По мнению Г В. Пушкаревой, оно представляет собой вид социальной жизни, включающий «все многообразие устойчивых социальных взаимодействий, все институты и общности, локализованные в рамках конкретных государственно–территориальных границ».   Потребности общества отражают нужду образующих его индивидов и социальных групп в разрешении наиболее острых противоречий общественного развития. Содержание потребностей в этом случае заключается в необходимости осуществления назревших изменений в укладе общественной жизни, политическом устройстве общества, экономических отношениях, а актуальность, острота их восприятия обществом — определяется глубиной накопившихся противоречий. Эти потребности представляют собой концентрированное выражение повседневных нужд людей, их стремлений и притязаний. Без удовлетворения этих потребностей на том уровне, который задастся культурными и историческими стандартами, невозможна жизнедеятельность общества, общественное воспроизводство. Общественные потребности существуют как результирующая потребностей различных социальных групп общества. В свою очередь, потребность всякой социальной группы есть притязание на определенный предмет, стремление к обладанию им, желание использовать его. Но вместе с тем потребность социальной группы учитывает отношение к этому предмету других участников социального процесса: тех, кто участвовал в создании предмета потребности; тех, кто уже обладает им на основе права собственности; тех, кто испытывает по отношению к этому предмету ту же самую потребность. Интересы общества, в которых проявляется общественная потребность, выступают в качестве непосредственной причины массовых действий. Интересы общества, как и потребность общества, направлены на определенные объекты, в качестве которых выступают материальные и духовные ценности, социальные институты и общественные отношения, установившиеся обычаи и порядки. В то же время, если потребность ориентирована, прежде всего, на предмет ее удовлетворения, то интерес направлен на те социальные отношения, институты, учреждения, от которых зависит обладание предметами, ценностями, благами, обеспечивающими удовлетворение потребностей. Интересы общества особенно тесно связаны с распределительными отношениями в обществе, будучи направлены на их изменение или закрепление. Интересы общества лежат в основании системы духовных ценностей, культуры. Если признать, что главной характеристикой ценности является значение и смысл, которые придаются тем или иным объектам природы, материальным и духовным благам, то эти значение и смысл придаются тем или иным «вещам» сообразно интересам общностей, социальных групп- Интересы получают свое завершение через определенные формы символизации, которые действуют уже в качестве непосредственных побудителей деятельности, в качестве мотивов. Так, потребность ц определенном уровне жизни трансформируется в экономические интересы, направленные на изменение отношений между различными социальными группами. На основе интересов господствующих классов и социальных групп формируются нормы, регулирующие поведение всех членов общества не только в качестве сил внешнего принуждения, но и в качестве внутренне усвоенных ценностей.  
  Потребности государства являются проявлением его нужды в качественном выполнении функций управления общественными делами. Нужда возникает как противоречие между содержанием функций государства и формой организации их выполнения. Она может проявляться как дефицит сил и средств для выполнения возложенных функций, потребность в укреплении властных полномочий, повышении эффективности использования правовых средств воздействия на составляющие общество отношения Интересы государства представляют собой форму проявления потребностей, в которой они превращаются в причину деятельности общества и государства по разрешению существующих противоречий. Конкретное содержание интересов государства определяется его сущностью, которая, в частности, проявляется в форме правления, форме государственного устройства и государственном режиме. Интересы государства, управляющего делами нации, обусловлены также потребностью нации в сохранении национальной идентичности.    
Вывод: Анализ интересов индивида, общества и государства показывает, что они, вообще говоря, имеют разнонаправленный характер Объекты интересов: ИНДИВИДА выступают материальные и духовные блага, необходимые для удовлетворения ею потребностей, индивид стремится обладать необходимыми ему благами,   ОБЩЕСТВА являются социальные отношения, институты и учреждения, общество стремится обеспечить определенную социальную справедливость в распределении благ между его членами   ГОСУДАРСТВА — властеотношения, средства регулирования общественных отношений. государство стремится закрепить и обеспечить охрану представлении о справедливости распределения благ между его членами.

Простое или даже сбалансированное объединение в совокупность не придает нового качества, не создает основы для возникновения чувства патриотизма и, как следствие — наделает эту совокупность национальными интересами, если не включает интересы, связанные с сохранением национальной идентичности.

Для того, чтобы это новое качество появилось, необходимо,

во-первых, существование интересов индивида, общества и государства, связанных с сохранением национальной идентичности,

во-вторых, включение этих интересов в сбалансированную совокупность наряду с социальными интересами личности, интересами общества и государства.

Реализация этих интересов будет способствовать единению членов общества в нацию, се устойчивому развитию, повышению ее способности привлекать новых индивидов и расширению материальной и духовной основы своего существования. Эти интересы должны в определенной мере иметь правовое опосредованно, позволяющее государству использовать весь имеющийся у нега арсенал средств для их реализации.

На основе изложенного и используя сформулированное Ю.А.Тихомировым определение публичного интереса, можно предложить следующую трактовку национальных интересов — признанная государством и обеспеченная правом сбалансированная совокупность социальных интересов личности, общества и государства, реализация которой служит гарантией существования, безопасности и устойчивого развития нации и конкретных исторических условиях..

В политологической и юридической литературе, в законодательстве интересы и потребности часто рассматривают как синонимы, что представляется вполне допустимым в силу особенностей объекта правового регулирования и используемых правовых средств— норм права, правоотношений, актов реализации и применения правовых норм и т. д.

Так, «жизненно важные интересы» раскрываются в законодательстве как «совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства». Видимо исходя из этого, «национальные интересы» также достаточно часто раскрываются как совокупность потребностей, Данное положение, как правило, не вносит существенных искажений в изучаемые закономерности возникновения и развития явлений политической и правовой жизни.