Лекция 2
10.02.2011
Лекция 1
Ермолов, Арсений Юрьевич
Контрольные вопросы
1. Что такое идеология?
2. Каковы важнейшие сущностные характеристики либерализма?
3. В чем заключаются сходство и различие классического либерализма и неолиберализма?
4. Доктрина консерватизма и ее разновидности.
5. Позиции и роль консерватизма в современном мире (Англия, США, Франция, Германия).
6. Что понимается под социал-демократизмом?
7. Какое место занимает социал-демократия в идейно-политическом спектре современного мира?
8. Коммунистическая идеология - утопия или наука?
9. В чем заключается необходимость национальной идеи?
10.Что должна включать национальная идея России?
Введение.
Политология – наука о политике.
Политика – сфера деятельности, связанная с формированием, перераспределением, удержанием (захватом) и использованием власти.
Власть – способность заставить других делать то, что они сами без своего желания делать бы не стали.
Деньги – «обобществленное рабство».
Сферы власти, которыми занимается политология (3 уровня политолоии):
1. Международный.
2. Государственный.
3. Локальный (муниципальный, региональный).
Власть существует потому, что люди подчиняются власти! Что заставляет людей подчиняться власти?
Главная опора власти легитимность (от лат. legitimus — согласный с законами, законный, правомерный) — согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.
Принципы легитимности (верования) могут иметь истоки в древних традициях, революционной харизме или в действующем законодательстве. Соответствующая типология легитимности, пользующаяся широким признанием, введена Максом Вебером. Согласно ей, три типа легитимности соответствуют трём источникам правомерности политической власти: традиция, харизма и рационально-правовая основа. Вебер подчёркивал, что речь идёт не об отнесении любого реального режима к какому-то из типов, а об абстракциях (так называемых «идеальных типах»), в конкретных политических системах сочетающихся в той или иной пропорции.
В зависимости от того, какой из перечисленных мотивов поддержки населением политического нормативного порядка преобладает в обществе, принято выделять следующие типы легитимности: традиционную, харизматическую и рациональную.
- традиционная легитимность, формирующаяся на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе (группе) статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам. Данная разновидность легитимности особенно часто встречается при наследственном типе правления, в частности, в монархических государствах. Длительная привычка к оправданию той или иной формы правления создает эффект её справедливости и законности, что придаёт власти высокую стабильность и устойчивость;
- рациональная (демократическая) легитимность, возникающая в результате признания людьми справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти. Данный тип поддержки складывается благодаря пониманию человеком наличия сторонних интересов, что предполагает необходимость выработки правил общего поведения, следование которым и создает возможность для реализации его собственных целей. Иначе говоря, рациональный тип легитимности имеет по сути дела нормативную основу, характерную для организации власти в сложно организованных обществах.
- харизматическая легитимность, складывающаяся в результате веры людей в признаваемые ими выдающимися качества политического лидера. Этот образ непогрешимого, наделенного исключительными качествами человека (харизма) переносится общественным мнением на всю систему власти. Безоговорочно веря всем действиям и замыслам харизматического лидера, люди некритически воспринимают стиль и методы его правления. Эмоциональный восторг населения, формирующий этот высший авторитет, чаще всего возникает в период революционных перемен, когда рушатся привычные для человека социальные порядки и идеалы и люди не могут опереться ни на бывшие нормы и ценности, ни на только еще формирующиеся правила политической игры. Поэтому харизма лидера воплощает веру и надежду людей на лучшее будущее в смутное время. Но такая безоговорочная поддержка властителя населением нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности.
- сокральная (4-й тип легитимности, добавлен преподавателем)– обращение к высшим силам.
- обобществление правителя.
- придание некоторых сокральных свойств.
o свечение отраженным светом (наместничество).
Функции политологии:
1. Познавательная.
2. Объяснительная.
3. Прогностическая.
4. Пропагандистская.
5. Социолизирующая.
Человек – политическое существо. (Аристотель)