ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ РОССИИ

С середины девяностых годов на страницах российской печати идет дискуссия по поводу национальной идеологии новой России. В этой дискуссии отчетливо просматриваются три аспекта: во-первых, нужна ли и возможна национальная идеология; во-вторых, как она должна создаваться; в-третьих, что может составить ее содержание, какие идеи, принципы, взгляды.

Противоречивость позиций участников дискуссии, острота и даже какая-то подчеркнутая жесткость выступлений, стремление выдать собственную точку зрения за единственно верную, претензии части авторов статей на своеобразное мессианство - таковы главные черты газетно-журнальных баталий. Это свидетельствует как об исключительной важности проблемы, так и о необыкновенной сложности ее решения.

Не претендуя на полноту и тем более окончательный характер оценок и выводов, попробуем разобраться в сущности обсуждаемых в ходе дискуссии вопросов.

Необходимость и возможность национальной идеологии. В статье известного германского политолога профессора Кёльнского университета У. Матца "Идеология как детерминанта политики в эпоху модерна" говорится: "Идеология - специфическая разновидность убеждений, имеющих силу веры". С этим утверждением можно соглашаться или не соглашаться, но отрицать, что любая идеологическая доктрина в той или иной степени связана с верой, нельзя.

История мировой цивилизации свидетельствует, что самое страшное для человека - потеря Веры. При этом речь идет не о вере в Бога, а о Вере как способе существования. Человеку (как абстрактному субъекту, а не конкретному лицу) все равно во что верить. Но Вера ему необходима. Без нее он не выживет и, строго говоря, никогда не жил. Этим объясняется многообразие религий и верований человека в прошлом и настоящем, этим объясняется многомерность пространства, в котором бьются не на жизнь, а на смерть политические партии и движения последние 150-200 лет, этим объясняется огромное количество философских учений, порожденных человеческим гением за обозримые тысячелетия.

Занятие политикой - это сфера вероисканий. "Ошибка" идеологий и политических мировоззрений была, есть и будет. Это естественный и просто необходимый элемент человеческой жизни.

Предложение разработать приемлемую для большинства российских граждан национальную идею, дать вчерашним коммунистам, комсомольцам, пионерам, православным, мусульманам, буддистам общий для всех "символ веры" вызвали принципиальные возражения многих ученых и политиков России. Их позиция нашла отражение в опубликованной в одном из номеров "Независимой газеты" статье "Свято место пусто не бывает. Зачем нужна России национальная идея". В ней, в частности, говорится:

"Нельзя искусственно культивировать и внедрять в общественное сознание то, что оно не выработало самостоятельно...".

"Создаваемые властью идеологические конструкции призваны манипулировать сознанием народа...".

"Человек сам знает, как ему жить. И если "верхи не могут, а низы не хотят", никакая "национальная идея" не поможет".

"Власти надо больше заботиться не о "национальной идее", а об обеспечении права зарабатывать и тратить деньги".

При ближайшем рассмотрении аргументы оппонентов "национальной идеи" не выдерживают серьезной критики.

Жизненная необходимость идеологии определяется не только невозможностью существования человека без веры, без основополагающих принципов, без системы взглядов и идей, которыми и в которых осознаются и оцениваются отношения индивидов друг к другу, к природе и обществу. Идеология консолидирует или разъединяет людей. Она усиливает или ослабляет способность общества к преодолению неизбежных при любой власти проблем и трудностей, экономических кризисов и социальных потрясений. Идейное единство общества является залогом могущества государства, способности противостоять внешней агрессии. История мировой цивилизации показывает, что при отсутствии цементирующей идеи государство, каким бы могущественным оно не казалось, сколь бы впечатляющими не были его военные и иные успехи, какие бы победы не одерживали его властители, в конце концов терпит поражение и разваливается. Это подтверждается крушением казавшихся несокрушимыми мировых империй - Персии, Рима, Византии, Англии с колониями и доминионами, а также потерями постсоветской России. Что касается последней, на ее судьбу отсутствие национальной идеи оказало и продолжает оказывать особенно негативное воздействие. Власть пока ничего не может противопоставить требованиям отдельных политиков «больше суверенитета регионам». А это уже развал России.

Необходимость национальной идеологии для человека, общества, государства вовсе не означает простого и легкого превращения той или иной системы взглядов (либерализма, консерватизма, коммунизма, социал-демократизма) в господствующие. Политическая практика подавляющего большинства стран мира свидетельствует, что в каждом обществе сосуществуют и взаимодействуют все или почти все известные науке идеологические доктрины. Разница заключается лишь в том, что масштабы и устойчивость влияния каждой из доктрин в Швеции и Франции, США и ФРГ, Индии и Турции, Бельгии и так далее различна. В Швеции и Норвегии десятилетиями доминируют социал-демократы. В Германии раз за разом завоевывает большинство в бундестаге христианско-демократическая партия (неоконсерваторы). В США сменяют друг друга в Конгрессе и Белом доме представители республиканцев и демократов (неоконсерваторы и неолибералы). И так во всех странах, где существует плюралистическая демократия.

В связи с этим естественно возникает вопрос, реально ли в конкретном обществе в условиях многообразия идеологических доктрин решение Проблемы утверждения в массовом сознании национальной идеи. Иными словами, возможно ли единство народа в условиях многообразия духовных пристрастий индивидов.

Ответ на поставленный вопрос дает жизнь.

Бесспорным является факт существования национального самосознания американцев и греков, испанцев и французов, итальянцев и бразильцев, короче всех достаточно давно сложившихся наций.

В ходе исторического развития у каждого народа формируется система политических, духовных и нравственных ценностей, одинаково близких левым и правым, либералам и консерваторам, коммунистам и социал-демократам. Не вдаваясь в детали, можно утверждать, что национальная идея французов базируется на политическом манифесте Великой революции - Декларации прав человека и гражданина, суть которой выражена в знаменитой формуле "Свобода. Равенство. Братство", В основе национальной идеи американцев лежит трепетное, благоговейное отношение к вожделенному, всемогущему доллару и сознание превосходства собственной страны над остальным миром. О национальной идее России в свое время немало интересных мыслей высказал В. И. Ленин. В статье "О национальной гордости великороссов" он писал о любви граждан России к своей родине и своему языку, о неприятии трудящимися насилия, гнета и издевательства властей, об уважении к мужеству Радищева, подвигу декабристов, беззаветности революционеров-разночинцев.

Приведенные примеры, а число их можно увеличить во много раз, наглядно свидетельствуют, что у каждого народа есть общие для всех взгляды, жизненные позиции, ценности. Это в том числе отличает один народ от другого, составляет то, что часто не совсем точно называют чертами национального характера.

Как создается национальная психология. Формирование национальной идеологии представляет собою сложный, многоплановый и чаще всего длительный процесс, общие закономерности которого выявить практически невозможно. Дело в том, что в разных странах, у разных народов он отличается особенностями, которые не повторяются в других странах, у других народов. Где-то первые кирпичи в фундамент национальной идеологии закладываются стихийно, где-то они формируются, обжигаются и кладутся на место сознательно, по заранее намеченной схеме. Правда, во все времена, в заключительной, решающей стадии процесса в дело вступали "профессионалы" от политики, которые придавали идеологическим доктринам известную стройность и законченность.

Скажем идеология империи Чингисхана складывалась в значительной степени стихийно. В основе ее лежали представления, обычаи и традиции пестрого конгломерата кочевых племен, разбросанных по необъятным просторам центральной Азии. Когда железной рукой будущий Каган сбивал разрозненные, враждующие орды в грозные, подчиняющиеся единой воле, тумены, то из верований, норм и правил поведения степняков "мудрыми советниками" правителя были отобраны и превращены в законы те, которые споспешествовали укреплению власти великого хана и поддерживали могущество империи.

Примерно так же по существу, хотя совершенно иначепо форме, развертывался процесс формирования национальной идеологии в США.

Начинался он с порожденных специфической обстановкой жизни среди дикой природы, в окружении враждебных к пришельцам аборигенов, представлений и запросов первых переселенцев: получить землю, обустроиться, выстоять в кровавых схватках с индейцами, завести собственное дело и т. д. Когда Новая Англия отделилась от метрополии и превратилась в самостоятельное государство, "отцы-основатели" в Декларации независимости США, а несколько позже и конституции сформулировали основные принципы национальной идеологии. Последние как раз и представляли собой юридически оформленную систему взглядов, идей, духовных и нравственных ценностей выходцев из Старого света: равенство граждан перед законом, неприкосновенность частной собственности, свобода слова, печати, собраний и т. д. В последующем под влиянием меняющейся социально-экономической и общественно-политической обстановки национальная идеология США совершенствовалась: либеральные идеи смыкались с консервативными, усиливалось значение социального элемента, но главное - ориентация на индивида, инициативу и предприимчивость личности, восхваление "американского образа жизни" оставалось неизменным.

Совсем но иному формировалась идеология царской России, здесь процесс начинался сверху. В 30-е гг. XIX в. министр просвещения Николая I граф С. Уваров в ряде выступлений предложил принять в качестве официальной российской идеологии триединую формулу "Православие. Самодержание. Народность". Уваровская формула явилась ответом консервативно-охранительной России на вызов либерально-революционной .Франции. Она была сразу же поддержана Николаем I и долгие годы олицетворяла позицию российских властей по вопросу о том, что и как должны думать граждане России.

Появление уваровской триады не было случайным. Как справедливо подчеркивал поэт и дипломат Ф. Тютчев: "В Европе существуют только две действительные силы - революция и Россия... Между ними никакие переговоры, никакие трактаты невозможны; существование одной из них равносильно смерти другой. От исхода борьбы, возникшей между ними, зависит на все века политическая и религиозная будущность человечества".

Что означала формула С. Уварова? Каково ее реальное содержание?

Она позволяла рассматривать революционно-либеральную идеологию, воплощенную в лозунге "Свобода. Равенство. Братство", как "свободу совести, быстро выродившуюся в полную бессовестность", "как уравнивание Истины и Лжи", как стремление подорвать "иерархию общественного и государственного устройства, являющуюся обязательным условием жизнеспособности любого народа, любой страны", "очевидной профанации Христианской идеи любви - главной добродетели человека". По существу, в уваровской триаде обозначались - ни больше ни меньше - границы идеологического пространства русской цивилизации. Содержание же последней определялось следующим постулатами:

"...Вера в Истинного Бога делает человека подлинно свободным";

"Самодержавие есть единственное - религиозно, нравственно осмысленное государственное устройство;

"Люди - братья во Христе, по воле Божьей...".

Российские власти много делали для внедрения уваровской триады в общественное сознание. С церковных амвонов постоянно звучали призывы к покорности властям, верности православию, братству во Христе. Триаду изучали на уроках Закона Божьего в гимназиях, реальных училищах и церковноприходских школах. Она лежала в основе преподавания гуманитарных наук в системе высшего образования. На ней основывалось воспитание солдатской массы в армии. И все-таки она не выдержала испытания временем. Это еще раз свидетельствует о том, что только идеология, в основе которой лежат выстраданные в течение столетий идеи, взгляды, нормы, имеет будущее.

Какая идеология нужна России? Проблема разработки идеологической доктрины для новой России возникла вскоре после провозглашения занявшим пост Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачевым курса на перестройку. В первые два "перестроечных" года проблема формально не обозначалась. В политических докладах на XXVII и XXVIII съездах КПСС, на XIX партийной конференции, на Пленумах ЦК, в многочисленных публичных выступлениях членов Политбюро, в общеизвестной брошюре "Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира" говорилось о верности делу Великой Октябрьской социалистической революции, о необходимости дальнейшего развития марксизма-ленинизма как теоретической основы коммунистической идеологии, о важности трезвого подхода к определению конкретных путей совершенствования социализма, о роли человеческого фактора в раскрытии и реализации потенциала нового общества, о развитии социалистической демократии, о расширении прав трудовых коллективов и т. д.

Расхожими для первых лет перестройки были формулы автора "нового мышления":

"Мы учились и учимся у Ленина творческому подходу к теории и практике социалистического строительства, берем на вооружение его научную методологию, овладеваем искусством конкретного анализа конкретной ситуации".

"...Социализм как общественный строй доказал свои огромные возможности в решении сложнейших проблем общественного прогресса".

"Мы будем идти к лучшему социализму, а не в сторону от него".

"Самое главное, чтобы человек не на словах, а на деле был хозяином производства".

"Социальная справедливость - для всех, равные нрава - для всех, один закон - для всех, высокие обязанности - для каждого".

Однако постепенно в оборот пускались формулы иного порядка от "нейтральных" до антикоммунистических:

"больше демократии - больше социализма";

"разрешено все, что не запрещено законом";

"берите суверенитет сколько удастся проглотить";

"земле следует возвратить хозяина";

"разгосударствление собственности и демонополизация экономики - первостепенная задача";

"статья 6-я Конституции (о руководящей роли КПСС - Н. П.) несовместима с демократией", и т. д. и т. п.

Шаг за шагом пересматривалась дооктябрьская и послеоктябрьская история страны. В общественное сознание внедрялось негативное отношение к марксизму-ленинизму, к советским лидерам, к политике индустриализации и коллективизации. Победа в Великой Отечественной войне объявлялась чуть ли не случайной. В качестве главных задач выдвигались отказ от социалистических догм и" возвращение в мировую цивилизацию. Последнее объявлялось единственной возможностью выхода из тупика, в который завели Россию большевики.

Следствием дискредитации коммунистической идеи, осуждения большевизма и советской власти, отрицания общественной собственности и плановой экономики стал своеобразный идеологический вакуум. Россия сегодня - страна проблем, как Египет - страна пирамид. Временами кажется пирамиды настолько высоки, что за ними не увидишь проблесков неба.

Идеологический вакуум в реформируемой России нельзя расценивать иначе как явную неудачу попыток, что называется сходу, одним разом утвердить в общественном сознании принятые па Западе политические, социальные, духовные и нравственные ценности. Социологические опросы населения, итоги голосования на выборах в Государственную Думу, президента, глав администрации субъектов федерации отчетливо продемонстрировали отсутствие единства среди граждан России по коренным вопросам внутренней и внешней политики. Почти в одинаковой пропорции электорат высказался "за" и "против" стратегии и тактики проводимых властью реформ. Главный же итог социологических опросов и выборных кампаний заключается в том, что приемлемой для большинства российских граждан системы принципов, взглядов, ценностей сторонники возврата страны на капиталистический путь не создали. Это чревато углублением существующего в обществе раскола, обострением противоречий между различными социальными группами, между центром и регионами, а в конечном счете ослаблением и даже распадом России. Все сказанное как раз и привело российские власти к мысли о необходимости корректировки курса реформ и разработки идеологической доктрины, которую могли бы поддержать если не все, то большинство россиян. Бывший председатель Совета Федерации Е. Строев в одном из интервью с главным редактором еженедельника "Аргументы и факты" сказал: "Россия подходит к этапу, когда мы должны четко определиться: чего мы хотим, куда дальше движемся". "Один из главных вопросов о национальной идее... Что мы здесь имеем? Одни национальную идею сводят к русскому патриотизму. Другие говорят: "Давайте возьмем все, что есть на Западе, и прирастим к своему российскому сознанию". Вряд ли с этим можно согласиться. Нам нужны "идея созидания, идея подъема страны".

Известный экономист, известный государственный деятель А. Шохин в ответ на вопрос корреспондента "Известий" о мировоззренческих ориентирах демократов заявил: "Нам нужна идеология, которая обеспечила бы сближение демократических партий в широкую правоцентристскую коалицию. Думаю наша задача соединить либеральные идеи с традиционными для российского общества ценностями".

Представляет интерес концепция национальной идеи, разработанная А. Солженицыным. В основе ее лежит здравый смысл, под которым писатель понимает простейший социальный элемент личности, независимый от культуры, религии, образования, жизненного опыта, единожды и навечно данный Господом. В соответствии с здравым смыслом А. Солженицын включает в российскую национальную идею три составляющих: нравственное самосознание, просвещенный патриотизм и частный экономический интерес. Он считает политикам пришло время провозгласить в качестве официальной идеологической доктрины формулу: Бог, Отечество, семья, личный успех. Только эта идеология приведет Россию к духовному подъему и материальному благоденствию.

Свою точку зрения на вопрос о содержании национальной идеи России предложили также иерархи православной церкви. Они выступают за систему идеалов, норм и ценностей, находящуюся в "родственных" отношениях с "уваровской триадой", поскольку последняя, по их мнению, определила "сущность, структуру и содержание того целостного организма, который именуется Россией". Главными аргументами в обосновании предлагаемой позиции в большинстве статей на эту тему служат следующие положения:

1. Сущность русской цивилизации есть православие. "Православие сформировало русскую культуру, фактически создало русскую государственность, насквозь пронизало бытовую жизнь русского человека". Оно составляет сущность русской цивилизации. Поэтому "Православная Церковь должна быть восстановлена в своих правах первенствующей и господствующей церкви России".

2. Отчетливо понимая, что говорить всерьез о самодержавии как о политическом явлении в современной России не имеет никакого смысла, сторонники реанимации "уваровской триады" выдвигают тезис: "нравственно-иерархический принцип самодержавия государственной власти вполне применим в нашей нынешней жизни как организующее, структурирующее начало в распадающемся обществе, охваченном всеобщей эпидемией безответственности и безнравственности".

3. Поскольку сегодняшняя Россия представляет собой огромное скопление "Иванов, родства не помнящих", необходимо для выхода из этого "ужасного состояния" пробудить в людях русское национальное самосознание во всей его державной, исторической и религиозной полноте.

Очевидно, что в позиции православной церкви есть заслуживающие внимания соображения, которые могут быть использованы при формировании идеологии будущей великой России, естественно, с учетом изменившегося менталитета русского народа, глубоко укоренившихся атеистических настроений и резко усилившегося в последние годы проникновения в Россию западных религий. На начало 1996 г. в Российской Федерации было официально зарегистрировано 309 миссий зарубежных конфессий. Сколько в России действует религиозных организаций без регистрации, не знает никто. По оценкам некоторых специалистов МВД, сегодня в Российской Федерации насчитывается до 5 миллионов активных сторонников западных религий. Многие из них не только молятся чужим богам, но и поклоняются чуждым россиянам духовным и нравственным ценностям.

Чтобы система взглядов, норм, принципов была принята народом и превратилась в национальную идеологию, необходимо, чтобы она, во-первых, опиралась на уже признанные большинством людей ценности; во-вторых, способствовала удовлетворению запросов и потребностей личности, раскрытию потенциала каждого человека; в-третьих, отвечала требованиям усиления могущества и процветания Отечества.

В настоящее время в российском обществе, в разных по материальному положению, уровню образования и духовности социальных группах, в значительной мере стихийно идет процесс формирования национальной идеи развития страны, идеи, включающей исторические и традиционные элементы русской культуры, образа жизни, национальных обычаев. Эта идея охватывает не только ценности далекого прошлого - времен битвы на Куликовом поле, подвига Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, дивных творений Растрелли, удивительных стихов гениального Пушкина, но и свершений народа в советскую эпоху.

Однако в обозримом будущем вряд ли перечисленные идеи поддержит современное руководство России. Они не списываются в программу национальной идеологии, разработанную в смутные ельцинские времена.

Недавно ушедший из жизни философ и политолог Александр Панарин, который1 был 22 года лишен возможности выступать в печати и на телевидении, с 1985 по 2003 год написавший более 20 книг, сотни статей, обличающих язвы социал-дарвинизма и глобализации, в одном из последних интервью сказал:

«Если каждое государство нуждается в идеологии, Россия в ней нуждается трижды. Русские – нация особая, у нас статут более высок, чем в других странах. Помнится Маркс считал, что основой существования и даже формирования нации является рынок. Я не совсем доверяю этому экономо-центризму, но, может быть, он в какой-то мере применим к западному обществу. Что касается русских, то мы никогда не идентифицировали себе как нация, через единый рынок, но всегда - по идеологии, русской идее… У России есть одно закадычное свойство: сплачивать слабых против сильных. Русское призвание в мире – унизить сильного за его наглость… Сегодня наша правящая элита решила объединиться с богатыми против бедных, быть с сильными против слабых. Это самое настоящее предательство русской идеи. Причем элита ошиблась: богатые никогда Россию не примут, никогда не признают своей».

Разброд и шатания последних лет не будут продолжаться вечно. Стремление коррумпированных чиновников, заполнивших эстрадные подмостки и кинематограф профессиональных растлителей от "искусства", захвативших телевидение "новых русских" утвердить в России безнравственность, развить самые низменные черты человеческой природы, алчность, стяжательство, равнодушие к лишениям и страданиям ближних, презрение к Отечеству, к делам отцов и дедов наших, - обречены на провал. Народ скажет свое слово.