Четырнадцатая

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ

ПЛАН

1. Понятие "политическая идеология ".

2. Идеологические доктрины прошлого и

настоящего.

3. Проблема национальной идеи России.

ПОНЯТИЕ "ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ"

Формирование и развитие политической культуры во все времена происходило на основе известной суммы экономических, политических, социальных, духовных и нравственных идей. Если эти идеи способствовали укреплению существующих в государстве общественных порядков, стабильности в отношениях между различными общественными группами, то власти энергично поддерживали и распространяли их. Если же идеи тем или иным образом подрывали позиции господствующих классов, то власти не гнушались никакими средствами, чтобы помешать их распространению и опорочить (а иногда уничтожить) их носителей. Так было во времена египетских фараонов и римских цезарей. Так было в суровые годы якобинской диктатуры и фашизма в Германии. Так было в период сталинских репрессий и "великой пролетарской культурной революции" в Китае. Так есть во многих странах сегодня.

Не сразу доминирующие в обществе или преследуемые официальными властями, разнородные по своему характеру и направлению идеи получили название идеологии.

Впервые понятие "идеология" было введено в научный оборот представителями поздней ветви французского сенсуализма Дестют де Траси в "Элементах идеологии", Кабанисом в "Отношениях между физической и нравственной природой человека", Вольнеем в "Физических принципах морали". Они утверждали, что создали учение, раскрывающее всеобщие и неизменные законы возникновения идей, что идеи составляют основу политических решений и действий.

Большинство философов и политиков скептически встретили откровения Дестюта де Траси и его единомышленников. В начале XIX века термин "идеология" чаще всего использовался в негативном смысле. Идеологами называли людей, проповедовавших далекие от жизни и реальной политики взгляды. Ссылаясь на родоначальника английского материализма Ф. Бэкона, который в трактате "Новый органон" предложил реформу научного метода очищение разума от заблуждений ("идолов" и "призраков"), многие авторы отмечали "иллюзорный" характер идеологии, определяли ее как "ложное" сознание, противостоящее "истинному". Последняя точка зрения длительное время доминировала и в российской литературе. В "Толковом словаре живого великорусского языка" Владимира Даля слово "идея" расшифровывалось как "мысль, выдумка, изобретение, вымысел", а "идеология" как "мыслесловие, часть метафизики или психологии, рассуждающая о мышлении и мысли".

Попытку рассмотреть сущность идеологии с позиции материалистического понимания истории предприняли Маркс и Энгельс.В письме к Ф. Мерингу 14 июля 1893 года Ф. Энгельс, оценивая господствующие в официальной науке идеологические доктрины, писал: "Идеология - это процесс, который совершает так называемый мыслитель, хотя и с сознанием, но с сознанием ложным. Истинные побудительные силы, которые приводят его в движение, остаются ему неизвестными, в противном случае это не было бы идеологическим процессом. Он создает себе, следовательно, представления о ложных или кажущихся побудительных силах. Так как речь идет о мыслительном процессе, то он и выводит как содержание, так и форму его из чистого мышления - или из своего собственного, или из мышления своих предшественников".

Маркс и Энгельс считали, что причиной иллюзорного, "идеологического" отражения действительности в трудах большинства представителей различных философских школ являются объективные противоречия материальной жизни общества. В "Немецкой идеологии" и более поздних работах Маркс и Энгельс предложили следующую концепцию сущности идеологии. Во-первых, это исторически определенный тип мыслительного процесса, основанного на идеалистических теоретических посылках. Подобного рода процесс неизбежно ведет к выработке далеких от действительности иллюзорных суждений и выводов. Во-вторых, это совокупность взглядов, базирующихся на общих мировоззренческих предпосылках и систематизированных в виде идеологии (политических, правовых и других взглядах на общество), отражающих реально существующие материальные отношения с позиций интересов определенных классов или социальных групп. Это отражение может быть ошибочным, извращенным, если оно не выражает никаких потребностей, тенденций и интересов общественного развития, но может быть верным, научным, если исходит не из того, что говорят люди, что они воображают и представляют себе, а из действительной материальной жизни общества. Характеризуя истоки позиции сторонников абсолютной самостоятельности общественных идей, Ф. Энгельс писал, что образование "чистой идеологии" происходит путем выведения понятий, представлений о действительности не из самой действительности, а из представления о ней, выведения свойств предмета "...не путем обнаружения их в самом предмете, а путем логического выведения их из понятия предмета". Маркс и Энгельс не раз указывали на социально-классовую обусловленность идей, на их обратное влияние на экономический базис общества, на то, что подлинно научные идеи являются теоретическим выражением практического движения. В предисловии "К критике политической экономии" К. Маркс, подчеркивая, что с изменением экономической основы общества наступает более медленный или более быстрый переворот во всей огромной надстройке, писал: "При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отмечать материальный, с естественнонаучной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче - от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение". Совершенно очевидно, что когда К. Маркс говорит об идеологических формах отражения, то он не имеет ввиду только фальшивое и превратное сознание. Речь идет о всех тех формах, в которых дается более или менее верное познание объективного мира, включая как революционные идеи прогрессивных сил, так и реакционные идеи вечно вчерашних.

Понимание идеологии как формы общественного и индивидуального сознания, которое в систематизированном виде и сквозь призму классовых интересов отражает общественное бытие, получило дальнейшее развитие в трудах А. Бебеля, Ж. Геда, Фр. Меринга, Г. В. Плеханова, В. И. Ленина.

Среди них почетное место принадлежит Г. В. Плеханову. На большом фактическом и теоретическом материале он показал не только зависимость идеологии от социально-экономических факторов, но и ее специфику и относительную самостоятельность, основные законы и тенденции развития. Г. В. Плеханов одним из первых обратил внимание на мощное обратное воздействие идеологии на экономический базис и целостное развитие общества.

Своеобразным синтезом всего сделанного после К. Маркса и Ф. Энгельса в разработке материалистического представления о сущности идеологии являются работы В. И. Ленина: "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?", "Что делать?", "Материализм и эмпириокритицизм" и другие. В. И. Ленин сформулировал основные признаки идеологии (система теорий, идей и взглядов, отражающая материальную жизнь общества и выражающая интересы того или иного класса), раскрыл ее роль в социально-политической• жизни общества, борьбе классов, показал ее действительное отношение к науке.

Созданная В. И Лениным концепция идеологии как элемента общественной структуры, отражения отношений различных классов, как объективной реальности была поддержана в первую очередь философами материалистического направления и в короткий срок стала доминирующей не только в философии, но и в социологии, психологии, политологии, истории.

Правда, справедливости ради, следует заметить, что и в первой половине XX столетия и сейчас известная (кстати, довольно многочисленная) часть авторов придерживается иной точки зрения. В работах Г. Моски, Р. Михельса, В. Парето идеология рассматривается как система умозаключений, независимых от социальных и политических условий общества, далеких от них. Согласно утверждениям одного из патриархов социологии М. Вебера, идеология не имеет ничего общего с наукой, она опирается не на земные реалии, а на вымышленные образы.

Продолжают распространяться концепции, сводящие идеологию к психологии отдельных социальных групп, индивидов. Не утратили своего влияния на практических политиков социологи и философы, видящие в идеологии средство маскировки сомнительных политических акций и мистификаций действительности. К. Мангейм в книге "Идеология и утопия" замечает: "Изучение идеологии имеет своей задачей замаскировать более или менее сознательные жульничества и переодевания. По словам Г. Моргентау, "сама сущность политики требует от актера политической сцены использовать идеологию с намерением замаскировать непосредственную цель своих действий".

Исторический опыт свидетельствует, что общественные идеи бывают двух видов: 1. Реальные (научные гипотезы, прогнозы, теории). 2. Иллюзорные. Первые рождаются на основе анализа противоречий и объективных тенденций развития общества, содержат в себе сущностные характеристики, схватывают общую логику развития и отдельные его положения. Если для их существования выбраны верные средства, то они воплощаются в действительности, достигается позитивный результат. Вторые скорее похожи на благие пожелания, прекраснодушные мечты. Они далеки от жизни, содержат в себе логические противоречия и не могут быть реализованы независимо от выбора средств.

Разновидностью иллюзорных идей являются мифы. Миф – это форма общественного сознания, основанная на искаженном представлении о действительности. Сформированное в обществе мифологическое сознание становится существенным фактором политики, может не только увести от реально достижимой цели, но и упрочить ее антипод.

И реальные, и иллюзорные идеи во все времена не являлись нейтральными. Обусловленные материальными условиями жизни общества они всегда выражали интересы определенных социальных групп и потому, зачастую были не только разными, но противоположными. Это закономерно. Не могут быть одинаковыми взгляды на общественные явления и события у "хозяина" и "работника", у "нового русского" и месяцами не получающего зарплату шахтера, врача, инженера, учителя. То, что банкир, спекулянт, биржевик считает соответствующим интересам общества, для наемного работника выглядит как узаконенный государством грабеж, как наступление на его жизненный уровень.

Все сказанное позволяет определить идеологию как систему политических, нравственных, религиозных, эстетических, философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу. Важнейшими функциями идеологии являются идейно-теоретическая, аналитическая, прогностическая, воспитательная, просветительская, информационная и организационно-мобилизующая. Последняя выступает как предпосылка социального или политического действия, поскольку продуцируемые идеологией взгляды являются основой разработки программ для претворения в жизнь интересов, норм и ценностей определенных групп и движений.

Принципиальное отличие идеологии от общественной психологии заключается в том, что она отражает классовые интересы в систематизированной, преимущественно теоретической форме, разрабатывается особыми людьми-теоретиками, лидерами партий, движений. Если бросить ретроспективный взгляд на историю формирования идеологических доктрин, то выстраивается длинная цепь блестящих имен философов, экономистов, социологов: от Платона и Аристотеля, Фомы Аквинского и Николло Макиавелли, Джона Локка и Томаса Гоббса до Адама Смита и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Карла Маркса и Владимира Ленина.

Каждый из них внес заметный вклад не только в разработку идеологических платформ классов и социальных групп, интересы которых они выражали, но и в создание той системы взглядов, оценок, норм, которые получили название общечеловеческих ценностей.

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДОКТРИНЫ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО

Многообразие и противоречивость жизненных явлений, своеобразие исторического развития и традиций каждого народа, сохраняющаяся, а подчас углубляющаяся в большинстве стран пропасть между богатством и бедностью с неизбежностью порождают серьезные различия в мироощущении, взглядах, настроениях, существующих в каждом обществе классов и социальных групп. Эти различия находят систематизированное выражение в идеологических доктринах. Каждая из них носит отпечаток соответствующей эпохи, отличается большей или меньшей спецификой, но самые важные черты, определяющие существо доктрины, с течением времени не претерпевают кардинальных изменений. Это относится в первую очередь к идеологическим доктринам, выражающим жизненные цели, программные установки, стратегию и тактику борьбы за власть классов и социальных групп новой и новейшей истории. К ним относятся либерализм, консерватизм, социал-демократизм, коммунизм. Что же представляет собой каждая из этих доктрин?

Либерализм. Либерализм (от латинского liberalis – касающийся свободы, свободный) - совокупность идей, принципов, взглядов, политических и экономических программ, утверждающих самоценность человеческой личности, ставящих целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного и общественного принуждения по отношению к индивиду.

Большинство исследователей считает основоположником либерализма Дж. Локка. Для этого есть достаточно серьезные основания. На основе теории "естественного права" и "общественного договора" знаменитый английский философ в "Двух трактатах о государственном правлении" одним из первых в истории политической мысли обосновал следующие идеи, которые легли в основу либеральною мировоззрения.

В естественном состоянии люди свободны и равны между собой и перед богом. Свобода - не анархия, а "естественное право" следовать законам природы. Соблюдение естественных законов позволяет достичь согласия при сохранении индивидуальной свободы. Это согласие - основа "общественного договора", по которому власть передается правительству и осуществляется раздельно (законодательная, исполнительная и фeдерaтивнaя). Основной целью правительства является защита естественного права граждан на жизнь, свободу и собственность. Нарушение правительством положений "общественного договора" делает его незаконным и дает право подданным на сопротивление.

В последующем идеи и принципы либерализма разрабатывались И. Кантом и А. Смитом, В. Гумбольтом и Дж. Мэдисоном, Т. Джефферсоном и Б. Франклином, Б. Констаном и А. де Токвиллем, И. Бентамом и Дж. С. Миллем и многими другими представителями общественно-политической мысли разных стран.

Огромное влияние на формирование либеральной идеологии оказала Великая французская буржуазная революция. Принятая Учредительным собранием 26 августа 1789 года Декларация прав человека и гражданина провозглашала неотъемлемыми правами человека свободу личности, слова, совести, равенство граждан перед законом, право на сопротивление угнетению, объявляла неприкосновенной частную собственность. Эти принципы были широко использованы в процессе становления конституционного строя в Швейцарии, Голландии, Скандинавских странах, Великобритании, США, а позже и многих других государств.

Само понятие "либерализм" первоначально появилось в политическом лексиконе Испании, где в начале XIX в. "либералами" называли группу депутатов кортесов, выступающих с националистических позиций. Затем оно вошло в английский, французский, а вслед за ними во все европейские языки.

Классический либерализм, а именно он лежит в основе всех разновидностей современного либерального мировоззрения, в качестве универсальной цели провозгласил индивидуальную свободу, самоценность человека. Дж. Локк утверждал, что индивид, независимый от общества и государства, - "хозяин своей собственной персоны". Дж. С. Милль ту же мысль сформулировал в еще более категорической форме: "Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно".

"Индивидуум", "человеческий фактор" рассматривался представителями классического либерализма как нечто самодовлеющее, не зависящее ни от исторических, ни от расовых, ни от религиозных особенностей. Для "либерального" взгляда все люди в сущности, как и их мотивы, одинаковы, а если в реальной действительности это не так, то за «отклонения», «необычность», «исключения» ответственны «архаические», «реакционные» стороны общественного бытия, досадно ограничивающие "свободу индивидуума".

Провозглашение индивидуальной свободы в качестве важнейшего принципа жизнедеятельности личности имело особое значение для раскрытия творческих потенций идущей на смену феодализму капиталистической системы. Этот принцип стимулировал инициативу, предприимчивость, трудолюбие, настойчивость в поисках эффективных путей достижения успеха и в конечном счете продвижения вверх по социальной лестнице.

В области экономики либерализм нашел свое воплощение в формуле laissez faire (фр. "предоставьте свободу делать все что угодно"). Последняя означала "свободу частного предпринимательства", отмену регламентации и ограничений со стороны государственной власти, равенство возможностей, свободу индивидуума в стихии рынка, ничем не ограниченную конкуренцию.

В политической сфере представители классического либерализма отстаивали идеи «государства - ночного сторожа», правового государства, демократии и парламентаризма. Суть идеи «государства - ночного сторожа» состояла в минимизации государственного вмешательства в жизнь граждан. Главные функции государства, по мнению отцов-основателей, должны ограничиваться охраной порядка, прав и свобод отдельного человека, защитой страны от внешней опасности. Многие видные идеологи либерализма возлагали на государство ответственность за материальное обеспечение обездоленной части населения. И. Кант предлагал облагать богатых социальным налогом, «предназначенным для поддержки тех членов общества, которые не в состоянии жить своими средствами".

Но предложения об усилении социальной роли государства не нашли отражения в программах большинства либеральных партий. Это стало одной из главных причин кризиса либерализма, признаки которого обнаружились в конце XIX - начале XX века.

К этому времени влияние ведущих либеральных партий европейских стран резко упало. Все то, на чем они раньше наживали политический капитал, утратило прежнее значение.

В обстановке усиления социальных противоречий наиболее дальновидные полпики, социологи, экономисты выступили с предложениями о пересмотре ряда постулатов классического либерализма. В их числе были английские политологи Дж. Гоббсон, Т. Грин, Л. Хобхауз, немецкие экономисты В. Ремке и В. Ойкен, американские социологи и философы Дж. Дьюи, Ч. Бирд, Дж. Кроули, Л. Уорд и другие. Они сформулировали принципы так называемого "нового" или "социального" либерализма.Их предложения сводились к следующему.

В области политики - расширение регулирующей роли государства в целях защиты прав и свобод человека; антитоталитаризм; последовательная реализация пришита разделения властей; преодоление противоречий .между индивидуальными и коллективными интересами.

В области экономики - акцент на этике общества и социальном благе, не сводимом к "количеству счастливых"; установление партнерства между производством, бизнесом и трудом на всех уровнях; проведение государством реформ, призванных ограничить произвол корпораций и облегчить положение наиболее обездоленных слоев населения.

На основе идеологии неолиберализма получили стимулы к новой жизни в политике сохранившиеся в ряде стран старые либеральные партии и созданы новые. В 1947 году они объединились в Либеральный интернационал. Позднее к 19 партиям-учредителям, принявшим "Манифест либералов", присоединились 13 партий. В Европарламенте либералы имеют пятую по численности фракцию. Поэтому рассуждения о "смерти либерализма" вряд ли можно считать обоснованными. Либерализм как течение общественно-политической мысли, как мировоззренческое кредо, как идеология сохраняет свою значимость в наши дни.

Консерватизм. Консерватизм (от латинского conservare - сохранять, заботиться о сохранении) - политическая идеология, ориентирующаяся на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь морально-правовых ее оснований, воплощенных в нации, религии, собственности, семье.

Истоки консерватизма кроются во взглядах Платона и Аристотеля, Цицерона и Макиавелли, в идеях традиционалистов - защитников устоев "прежнего порядка".

Однако подлинная история консервативной идеологии, как и либерализма, начинается с эпохи Просвещения и Великой французской революции. Именно в то время начали формироваться классические традиции консерватизма, как своеобразной реакции на угрозу традиционным ценностям, привычному образу жизни и мыслей, как признания противоестественности сознательного, революционного переустройства общества.

В конце XVIII века противодействие переменам шло прежде всего от дворянства, но по мере развития революции к феодальной аристократии примыкали и другие слои общества. Консервативные взгляды были характерны для средних и мелких предпринимателей, фермеров, лавочников, ремесленников, которые испытывали страх перед будущим, несущим с собой неопределенность и зачастую реальное ухудшение социального статуса.

Среди "отцов-основателей" консерватизма едва ли не главной фигурой является английский политик, философ и публицист Эдмунд Берк. В 1790 году он опубликовал знаменитое эссе "Размышления о французской революции", в котором впервые были сформулированы важнейшие принципы консерватизма. Выступая как сторонник старых привычных обычаев, традиций, незыблемого порядка и противник революции - "источник порчи нравов абсолютной демократией", Э. Берк доказывал, что общественная жизнь основывается на моральных и материальных ценностях, унаследованных от предшествующих поколений и взаимосвязанных между собой. Стабильность, равновесие, постепенность обновления – вот принципы, которым, по мнению английского мыслителя, должно следовать общество.

Крупный вклад в развитие консервативной идеологии внесли А. дс Токвилль, Ф. Ницше, А. Гамильтон, Дж. Адамс, а также русские философы и социологи К. Леонтьев, Н. Данилевский, В. Соловьев, И. Ильин. Последних отличает особо пристальное внимание разработке идеи некоего жизненного начала. У В. Соловьева в качестве такого жизненного начала фигурировала София - Душа мира. Премудрость Божья. Он утверждал, что человек в силу ограниченности своего разума не вправе бездумно браться за переустройство мира, поскольку тем самым он рискует задеть заключенную в этом мире духовность, "жизненное начало", "мировую душу".

Сам термин "консерватизм" был введен в научный оборот французским писателем Франсуа Шатобрианом, который в 1818 году стал издавать журнал "Консерватор". С тех пор слова "консерватизм", "консерватор", "консервативный", не имея четких значений и порой меняя их, употреблялись и употребляются произвольно. Это объясняется характером использования понятия. Если речь идет о политической философии, то под консерватизмом понимается ориентация на защиту традиционных устоев общественной жизни, отрицание революционных изменений, недоверие к народным движениям. Иначе это понятие расшифровывается, если оно используется для характеристики умонастроений индивидов и общественных групп. В этом случае о консерватизме говорят как о приверженности к стабильности, упорядоченности, тяготении к "нормальному", "естественному развитию", скептическом или даже негативном отношении к революционным изменениям. В политической практике консервативная идеология выступает в качестве теоретической основы программных документов политических партий, общественных организаций и движений. Иллюстрацией в этом отношении могут служить программы Консервативной партии Великобритании, Христианско-демократического союза ФРГ, Объединения в защиту республики Франции, Либерально-демократической партии Японии и др.

За многие годы существования консерватизма как течения политической мысли, как политической идеологии неоднократно предпринимались попытки его типологизации. В западной литературе выделяются четыре, пять, семь, а то и более направлений. Однако чаще всего в специальных исследованиях консервативной идеологии анализируются три главных: традиционализм, либертаризм и неоконсерватизм.

Т р а д и ц и о н а л и з м(Э. Берк, Ж. де Местр, Л. де Бональд) отличает глубокая приверженность социальным устоям и моральным нормам, присущим классическому рыночному капитализму, в чем-то и феодализму, с акцентом на признание закона и порядка "старых добрых времен". "Традиционализм - это консерватизм в основном на уровне чувств и срежиссированных политических инициатив, игры на массовых настроениях".

Л и б е р т а р и з м (Р. Позик, Дж. Роулс, Ф. Хайек) – комплекс не только экономических, но и в не меньшей степени социально-философских, идейно-политических, морально-этических норм, установок, ориентации. Это течение довольно разнородное и аморфное. В основе либертаризма идея, согласно которой человек, как единоличный хозяин своей жизни, вправе поступать с ней по своему усмотрению до тех пор, пока он насильственно не вмешивается в жизнь другого человека. Для либертаризма характерно признание безусловного преимущества прав индивида перед интересами коллектива, недопустимости государственного вмешательства в экономику, категорическое отрицание идеи строительства государства всеобщего благоденствия как по существу своему социалистической. Сколько-нибудь широкой политической базы либертаризм не имеет.

Н е о к о н с е р в а т и з м - современная разновидность консервативной идеологии, отличающаяся практическим признанием важности сохранения механизма государственного регулирования экономики и невозможности возврата к системе, основанной всецело на принципах свободного рынка и неограниченной конкуренции. В официальных речах и декларациях неконсерваторы или, как их часто называют, "новые правые" по прежнему оперируют лозунгами "свобода рыночных отношений", "свобода конкуренции", критикуют "государство благосостояния" и социальные реформы, но на практике они не выдвигают задачу демонтажа института государственного вмешательства, не отрицают необходимости сохранения программ социальной помощи беднейшим слоям населения.

Для политиков неоконсервативного толка характерно предпочтение прагматизма, компромисса перед абстрактными схемами. Они не склонны игнорировать те серьезные изменения, которые произошли в структуре капитализма за последние десятилетия под влиянием "информационной революции" и других факторов. Они за реформы без "антиисторической спешки" "сверху", за преобразования под девизом "меньше - это лучше". Как отмечал видный деятель английских тори Ф. Ним, консерватизм выступает за медленные и постепенные изменения, имеющие своей целью сохранение всего хорошего и исправление дурного.

Часто "новых правых" оппоненты обвиняют в игнорировании "теории", в "антитеоретическом" складе мышления. С этим нельзя согласиться. Для идеологов неоконсерватизма, как и для их предшественников, характерна приверженность таким традиционным ценностям, как закон и порядок, дисциплина, согласие, патриотизм, семья, церковь. В отношении к государству позиция "новых правых" противоречива. С одной стороны, консерваторы считают государство источником и стражем закона, порядка, морали. С другой стороны, они опасаются превращения государства в орудие подавления свободы. Поэтому теоретики неоконсерватизма постоянно подчеркивают «важность ассоциации людей, меньших по размеру, чем государство».

Так обстоит дело с консерватизмом как с политической идеологией, типом сознания, системой ценностей, ориентаций и установок.

Коммунизм. Коммунизм (от латинского communis - общий) - символ веры одной из широко распространенных в мире и в течение семи десятилетий господствующей в СССР марксистско-ленинской идеологии. Созданная К. Марксом и Ф. Энгельсом в XIX в., конкретизированная применительно к изменившейся экономической, политической и социальной обстановке в XX в. В. И. Лениным, получившая по имени авторов название марксизм-ленинизм, эта идеология в свой звездный час собрала под красными знаменами революции и коммунизма 88 партий с количеством свыше 50 млн. человек.

Содержание коммунистической идеи изложено Марксом, Энгельсом, Лениным в таких работах, как "Немецкая идеология", "Манифест коммунистической партии", "Классовая борьба во Франции", "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта", "Капитал", "Критика Готской программы", "Гражданская война во Франции", "Анти-Дюринг", "Государство и революция", "Очередные задачи советской власти", "Великий почин", "Задачи союзов молодежи", "Пролетарская революция и ренегат Каутский" и многих других.

В работах Маркса, Энгельса и Ленина, а также в трудах их учеников и последователей Поля Лафарга, Августа Бебеля, Розы Люксембург, Антонио Грамши, Мориса Тореза, Эрнста Тельмана и других были сформулированы следующие главные положения коммунистической идеологии.

В основе прогресса мировой цивилизации лежит развитие общественного производства. Оно имеет две неразрывно связанные друг с другом стороны - производительные силы и производственные отношения. Производительные силы (орудия труда и люди, приводящие их в движение благодаря известному опыту и умениям) являются определяющим элементом производства. Каковы производительные силы, такими должны быть и производственные отношения (главное в них - характер собственности). Если производственные отношения тормозят, сковывают развитие производительных сил, если между выросшими производительными силами и старыми производственными отношениями дело доходит до конфликта, то неизбежна смена одного способа производства другим, более прогрессивным.

Средством разрешения конфликта между исчерпавшими свои потенции производственными отношениями и переросшими их рамки производительными силами является социальная революция. Других способов разрешения этого конфликта нет, ибо на защите старых производственных отношении стоят классы собственников (рабовладельцы, феодалы, капиталисты), кровно заинтересованные в увековечивании существующих форм собственности.

Движущей силой истории является классовая борьба. В "Манифесте Коммунистической партии" Маркс и Энгельс писали: "История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов.

Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов".

Главная причина нужды и бедствии миллионов людей, вопиющих контрастов между богатством и роскошью одних бедностью и ужасающей нищетой других, то и дело потрясающих общество социальных конфликтов - частная собственность на средства производства.

Именно она порождает возможность эксплуатации человека человеком. Поэтому условием освобождения труда, создания общества социальной справедливости является уничтожение частной собственности. Классом, который способен решить задачу коренного преобразования общественных отношений обеспечить торжество вековой мечты угнетенных о коммунизме как царстве свободного труда, изобилия и счастья, является пролетариат. В условиях рыночной экономики он растет количественно и качественно вместе с развитием крупной промышленности, у него нет ничего, что надо было бы охранять, он может и должен разрушить все, что охраняет и обеспечивает частная собственность. В революции пролетариату нечего терять кроме своих цепей.

С приходом к власти рабочего класса начинается длительный период революционного превращения капитализма в коммунизм.

Коммунистическая формация в своем развитии проходит две фазы - социализм и коммунизм.

Первая, или низшая, фаза - социализм отличается тем, что она непосредственно выходит на свет божий из недр капиталистического общества и поэтому "во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, носит еще отпечаток старого общества".

"Справедливости и равенства... первая фаза коммунизма дать еще не может: различия в богатстве останутся и различия несправедливые, но невозможна будет эксплуатация человека человеком, ибо нельзя захватить средства производства, фабрики, машины, землю и прочее в частную собственность".

Коммунизм представляет собой более высокую в сравнении с социализмом ступень общественного процесса.

"...На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда, когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидуумов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, - лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: "Каждый по способностям, каждому по потребностям".

Так обстоит дело с положениями, оценками, выводами, прогнозами создателей коммунистической идеологии, их учеников и последователей.

Следует сказать, что теоретические исследования в области марксизма-ленинизма в СССР, а именно советские марксисты всегда претендовали на ведущую роль в развитии исторического материализма, страдали не только примитивизмом, скудостью идей, но (и это, пожалуй, самое главное) их отличало бьющее в глаза угодничество властям, "полное соответствие" лозунгам и директивам очередных "вождей". Прав известный политолог С. Кара-Мурза в своей нелицеприятной оценке официальной марксистско-ленинской науки в СССР: "Истмат - это не десяток умных мыслей Маркса и Энгельса, а доктрина, ставшая частью официальной советской идеологии. Доктрина быстро оторвалась от ее творцов и стала жить своей жизнью. Реально истмат был слеплен в партийных "лабораториях" в советское время и вовсе не исходя из идей классиков, а на потребу дня - не для предвидения, а для оправдания практики".

Созданная на основе теоретических "разработок" сотрудников агитпропов советская система была полна несообразностей и противоречий. Она обладала не только бесспорными достоинствами, но и очевидными недостатками. Обеспечивая большинству граждан необходимые социальные гарантии и средний по мировым масштабам уровень благосостояния, эта система сковывала личную инициативу, опиралась в основном на административно-командные методы. А это в свою очередь вело к отставанию в производительности труда, низкому качеству товаров, их неконкурентоспособности на мировом рынке.

Блестящие разработки советских ученых годами не находили применения в отечественной промышленности и продавались за бесценок за рубеж, откуда начинали победное шествие по всему миру. Цикл освоения новых товаров был неоправданно затянут, огромные средства омертвлялись в незавершенном производстве. В результате нарушения законов денежного обращения и игнорирования рыночных механизмов возникла унизительная система "распределения товаров".

В советском обществе не были до конца преодолены остатки авторитаризма. Деятельность средств массовой информации жестко опекалась партийными и государственными органами. Бюрократизм сковывал литературу, искусство, развитие научной мысли. Безраздельно господствовала одна идеология, которая преподавалась догматически, как непогрешимая и единственно верная.

Все это оказало крайне отрицательное влияние па популярность коммунистической идеи и в значительной степени предопределило разрушение Советского государства.

Социал-демократизм. Социал-демократизм - одно из наиболее распространенных в мире идейно-политических течений, выражающее интересы рабочих, крестьян, служащих, инженерно-технических работников, творческой интеллигенции, чиновников государственного аппарата, мелких собственников, пенсионеров, студентов. В настоящее время под знаменами социал-демократии выступают более 80 партий с количеством членов свыше 17 миллионов человек. В 1951 году социал-демократические партии объединились в Социалистический Интернационал. Последний входит в число самых влиятельных международных политических организаций.

Становление социал-демократизма как политической идеологии, как системы взглядов на пути совершенствования общества, гармонизации отношений между трудом и капиталом, обеспечения прав и свобод личности относится к концу XIX - началу XX в., когда на арену самостоятельного политического существования вышел рабочий класс. Первоначально практически все социал-демократические партии разделяли марксистские положения о революционной ликвидации капитализма, установлении диктатуры пролетариата, всеобщем обобществлении собственности. Однако постепенно под влиянием многих объективных и субъективных факторов (перерастание капитализма в империализм, широкие возможности использования колоний в качестве источников дешевого сырья и рабочей силы, формирование рабочей аристократии, создание богатых и влиятельных реформистских профсоюзов и т. д.) большинство социал-демократических партий перешло на позиции "демократического социализма". Последний имеет множество разновидностей: "интегральный социализм", "латинский", "функциональный", "гильдейский поссибилизм" и другие. Они отличаются в деталях, но едины в главном - стремлении реализовать интересы трудящихся в процессе повседневных и постепенных перемен.

Истоки современного социал-демократизма кроются в мечтаниях древних о "золотом веке" и красочных картинах общества будущего Т. Мора и Т. Кампанеллы, в гениальных догадках великих социалистов-утопистов Сен-Симона, Фурье и Оуэна, в рассуждениях Луи Блана о возможности ликвидации капиталистических отношений и социального гнета путем создания общественных мастерских и введения всеобщего избирательного права. В основе первоначальной концепции "демократического социализма" лежит созданная в середине XIX века Л. фон Штайном программа политической, экономической и культурной интеграции рабочего движения в существующую систему всеобщего господства товарного производства, рынка и конкуренции.

Крестным отцом современной социал-демократии считается один из лидеров германской социал-демократической партии и II Интернационала Э. Бернштейн. В ряде статей, опубликованных в восьмидесятых-девяностых годах XIX века в социал-демократической печати Германии и других стран, он выступил с критикой основных постулатов марксизма. Э. Бернштейн отрицал теорию классовой борьбы как несовместимую с демократическим обществом, управляемым согласно воле народа; выступал за отказ от насильственных форм создания более совершенного социального устройства, доказывал необходимость перехода социал-демократии "на почву парламентской деятельности".

Много внимания Э. Бернштейн и его последователи уделяли теоретической разработке таких вопросов, как пути и средства превращения будущего социализма в общество наибольшей свободы при обеспечении равенства всех граждан, сочетание идеи национальной отечества с международной солидарностью, соперничество и сотрудничество рабочего класса и буржуазии в рамках национального государства и т. д.

Практические шаги по реализации идей Э. Бернштейна в первой половине XX в были предприняты в Швеции, Австрии, Франции, Норвегии и раде других государств. К этому времени относится превращение в важные факторы политической жизни своих стран таких социал-демократических партий, как Социалистическая партия Франции, Лейбористская партия Великобритании, Социал-демократическая партия Германии, Норвежская рабочая партия и некоторых других. Кое-где они входили в состав правительства, а кое-где даже возглавляли их.

В 1951 г. конгресс Социалистического Интернационала, состоявшийся во Франкфурте-на-Майне, утвердил в качестве теоретической основы деятельности социал-демократических партий доктрину "демократического социализма". В декларации говорилось о четырех составных частях "демократического социализма" - политической демократии, экономической демократии, социальной демократии и международной демократии.

К началу 60-х годов большинство социал-демократических партий в соответствии с решением конгресса разработали новые программы. Их содержание в основном сводится к следующим требованиям:

утверждение демократии как гарантированного права на "частную жизнь, защищенную от произвольного вмешательства государства, свободу мысли, организаций, вероисповедания, независимость судов, культурно-национальную автономию для национальных меньшинств, права на оппозицию";

превращение государства в орган "всеобщей воли", стоящий над интересами классов и общественных групп, регулирующий и примеряющий их "частные интересы", являющийся главным инструментом общественной трансформации";

создание "смешанной" (государственно-частной) экономики, обеспечивающей полную занятость трудящихся, более высокую производительность труда, неуклонный рост жизненного уровня, социальное обеспечение, справедливое распределение доходов и собственности;

"соучастие" рабочих и служащих в управлении производством, превращение работников наемного труда в "маленьких капиталистов" путем продажи им части акций предприятий;

строительство "общественного благосостояния", суть которого состоит в признании необходимости децентрализации социальных функций государства.

Так обстоит дело с принципами и лозунгами, которые провозглашает и пытается реализовать современная социал-демократия. Ее перспективы в раскладе политических партий и движений в различных странах мира во многом зависят от состояния экономики, характера использования достижений научно-технической революции, социальной политики властей, привлекательности программных установок социал-демократических партий. Совершенно очевидно, что для сохранения и укрепления политического влияния социал-демократии нужны в том числе гигантские усилия в области дальнейшего развития социал-демократической идеологии.

Либерaлизм, консерватизм, коммунизм и социал-демократизм являются наиболее распространенными и влиятельными идеологическими доктринами нового времени. В них с достаточной полнотой и определенностью отражены экономические, политические, духовные и нравственные ценности, взгляды, идеалы основных классов и социальных групп современного общества. Предприниматели и наемные рабочие, государственные чиновники и фермеры, врачи и учителя, ремесленники и люди свободных профессий находят в каждой из доктрин близкие им идеи и становятся под знамена соответствующих политических партий, общественных организаций и движений. Масштабы поддержки населением той или иной идеологии решающим образом влияют на расстановку политических сил и определяют стабильность (или нестабильность) существующей в стране общественной системы.