Структура, стадии, типы политического процесса
Политический процесс
Партийная система в Республике Беларусь
Типология партийных систем
Партийная система – это механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и ее осуществлением.
Классификация партийных систем:
Ø По числу партий;
Ø Есть или нет доминирующая партия;
Ø Уровень соревновательности между партиями.
Принято выделять одна-, двух- и многопартийные системы.
Однопартийная система – это система, где правит одна партия или фактически или юридически. Также существую несколько иных партий. Такая партия срастается с государством и не допускает претендентов на власть. Она тотальна. Например, в СССР.
Двухпартийная система – это система, где только две партии имеют вес, но партий может быть много. Причем одна из партий обеспечивает себе большинство голосов, которое поможет ей сформировать однопартийное Правительство. Классический вариант: две партии собирают до 90% голосов. Например, в Англии и США.
Когда 90 % не набираются, то начинает действовать система «2+1» или «2.5», которая называется двухпартийной модифицированнойсистемой. Германия (ХДС лидер – Ангела Меркель/ХСС, СДПГ). При этом партия вступала в коалицию с небольшой партией в Парламенте. Лидеру этой небольшой партии обещали «теплое местечко», например пост министра иностранных дел (как Геншер в Германии). СДПГподелило с ХДС министерские места, и образовали Большую коалицию.
Многопартийная система – более чем 2 партии имеют вес политической системе. Каждая партия набирает не более 30% голосов и надо формировать коалиционное Правительство. Надо формировать уклады.
Уклад партийной раздробленности.Партии должны идти на компромиссы и искать союзников, чтобы сформировать Правительство. Ле Пен говорит, что Франция для французов.
Уклад партийной доминации.У власти долго может быть одна партия, а оппозиция слаба. В Японии с 1955 года почти 40 лет была либерально-демократическая партия, институциональная партия в Мексике, в Швеции доминировала ШСДРП.
Максимальное число зарегистрированных партий – 43.
Сейчас зарегистрировано 17 партий. Некоторые партии находятся на уровне протопартий.
Процесс(лат. processus, продвижение) – 1) это последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-либо; 2) совокупность действия для достижения какого-либо результата.
Процессы: естественные, природные, биологические, химические.
Политический процесс часто определяют как естественный ход событий, обусловленных различными обстоятельствами. Если один из участников этих событий является субъектом политики, то такой процесс называется политическим.
Политический процесс – 1) это взаимодействие и деятельность всех субъектов политических отношений; 2) это способ функционирования политически организованного общества.
Результатом является формирование политической системы и формирование мнений. Политический процесс – это то, что происходит здесь-и-сейчас, вчера – это уже история.
Структура политического процесса:
1. Субъект (носитель власти):
a.официальный (учреждения, лица, наделенные властными полномочиями: группы интересов, партии, движения отдельные граждане которые и могут играть определяющую роль в политике, но не обладают властными полномочиями);
b.неофициальный.
2. Объект. (то, что должно быть достигнуто как цель процесса);
3. Средства, методы, ресурсы (знание, наука, деньги, настроение масс, идеология), исполнители.
3 уровня политического процесса:
1. Микрополитика (группы, индивиды, их действия, которые направлены на поддержку структур);
2. Подсистемный (частные виды политики: жилищная политика, коммунальное хозяйство, политика в области здравоохранения, образования);
3. Макрополитка(политика высших должностных лиц:Парламент, Правительство).
Среда может как сдерживать политические процессы, так и ускорять их.
· Среда – географическое положение, наличие полезных ископаемых;
· Демография – возраст, национальный состав населения, уровень квалификации населения;
· Экономика – уровень благосостояния, безработица, какие формы собственности;
· Социальные факторы;
· Духовные факторы.
Уровни политического процесса:
Ø Центральные;
Ø Региональные;
Ø Местные.
Функционирование органов:
Ø законодательные
Ø административные и т. д.
По значимости для общества:
Ø базовые (граждане включаются в отношения с государством и их интересы превращаются в политические решения);
Ø перереферийные (касаются отдельных партий, местного самоуправления, то, что не оказывает влияния большого на систему).
Фазы политического процесса:
1. Формулирование или вызревание политической проблемы. Всякий процесс начинается с четкого формулирования проблемы. Формулирование политики связано с формированием политического курса. Вырабатывают партии, СМИ, государственные служащие, советники, исследовательские центры.
2. Выдвижение (включение) проблемы на повестку дня. Если вопрос не включен в повестку дня, то считается, что его нет. Кто пытается выявить: разные социальные группы, группы интересов, партии, СМИ, избирательные кампании.
3. Принятие политического решения. Надо по данной проблеме выработать решение: положительное/отрицательное, решение либо программу, целое направление в государственной политике.
4. Исполнение принятых решений. Надо изыскать ресурсы на то, кто будет выполнять решение.
5. Оценка эффективности исполнения, значимости принятых решений. Получаем результаты и можем сказать, что программа выполнена. Можем оценить результаты. Оцениваем по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП). Беларусь сейчас на 68 месте (высший уровень – 53). (Программа развития ООН – ПРО
ОН).
Программа по уровню развития страны ПРООН, 3 показателя:
· средняя продолжительность жизни при рождении;
· уровень образования;
· ВВП на душу населения/уровень материального достатка (покупательная способность).
Классификация субъектов политического процесса:
Субъект политики – конкретный носитель политической деятельности, способный участвовать в политическом процессе.
Субъекты политики | Субъекты власти |
Те силы, личности, которые направлены на завоевание, защиту, использование власти. Они могут и не дойти до власти. | Те группы, элиты, индивиды, которые реализуют властные полномочия. |
Классификация субъектов:
ü Личность – потенциальный субъект. Чтобы стать реальным, надо участвовать. По Веберу политики;
§ по случаю (когда сходим на выборы);
§ по совместительству;
§ по профессии.
ü Социальные общности – народ, группы, классы, страты, нации, элиты. Представляют совокупный субъект политики. Когда группа осознает свои интересы, то она становится политической группой.
ü Политический институты (Институт – 1. учебное заведение 2) совокупность норм, которые регулируют определенную сферу отношений) – учреждения, системы учреждения (государство, партии, группы интересов, группы давления). Институт парламентаризма, институт исполнительной власти, главы государства, политических партий, избирательного права. Когда возникают институты, это означает, что система развита и закрепила и формализовала правила.
§ формальные
§ неформальные
Марксистская классификация:
ü Народные массы – главный субъект;
ü Первичные институт – классы;
ü Вторичные институты – партии.
Бихевиористские классификация:
ü Первичный субъект – личность.