ФУНКЦИИ МАСС-МЕДИА В ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ
МЕДИАСОДЕРЖАНИЕ
ВЛИЯНИЕ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ ПРОПАГАНДУ
На природу политической пропаганды в обществе влияют несколько динамичных факторов: социальная сфера, политическая ситуация, медиаокружение и медиа-содержание. Мы называем эти факторы динамичными потому, что они постоянно меняются, часто весьма значительно. Со временем появляются новые технологии, происходит смена общественного мнения, политического климата и другие изменения на социальном уровне.
Исследования сосредоточивают свое внимание главным образом на двух типах медиасодержания, касающегося политической пропаганды: политической рекламе и сюжетах новостей. Первая из них, политическая реклама, представляет основную форму коммуникации между политическими кандидатами и избирателями {Kaid, 1996). В бюджете крупных политических кампаний телевизионная реклама обычно является основной статьей расходов.
Исследования показали, что политическая реклама на телевидении эффективна при представлении избирателям имиджа конкретного кандидата, изложении ключевых пунктов его программы и способна иногда влиять на волеизъявление избирателей {Kaid, 1981). С помощью контент-анализа было установлено, что политическая реклама часто предоставляет больше информации о ходе кампании, чем о личностях кандидатов (Joslyn, 1980; Kaid&Johnston, 1991).
В сфере сюжетов новостей на политическую пропаганду могут влиять несколько аспектов медиасодержания. Два распространенных типа медиасодержания включают фрейминг и искажения новостей.
ФреймХ является абстрактным понятием, которое используют специалисты в области медиа для передачи сюжетов новостей определенным способом. У. Гамсон и К. Лаш определили фрейм как "центральную организующую идею для осмысления событий, связанных с затронутой проблемой" (Gamson & Lasch, 1983, p. 398). Если обратиться к политической пропаганде, то можно увидеть, что в информационных кампаниях очень часто используются метафоры и фразы-зацепки. Информационные кампании часто сравниваются с битвой или соревнованиями, вроде лошадиных бегов с их "лидерами" и "темными лошадками". Приемы фрейминга часто воздействуют на восприятие аудитории и ее интерпретацию увиденного и услышанного {McLeod & Detenber, 1999; Valkenburg, Semetko & de Vreese, 1999;Nelson, Oxley & Clawson, 1997).
У. Беннет {Bennett, 1988) определил четыре вида искажения новостей, часто встречающихся при их освещении: персонализация, фрагментация, драматизация и нормализация. Персонализация относится к тенденции сюжетов новостей концентрировать внимание на конкретных личностях во время сообщений о темах, представляющих широкий интерес для общества. Фрагментация предполагает подачу новостей в виде отдельных сжатых сводок. Р. Харт считал фрагментарное изложение следствием "политики как последовательности сцен" (Hart, 1996, р. 109). Драматизация происходит всякий раз, когда новость отбирается скорее из-за ее драматической или развлекательной ценности, чем из-за важности проблемы. Нормализация имеет место, когда та или иная новость преподносится как частная проблема, которая может быть разрешена в рамках существующей политической системы. На характер политической пропаганды может воздействовать каждый из этих типов искажения.
В демократических обществах всего мира масс-медиа стараются выполнять целый ряд специальных функций. М. Гуревич иДж. Блумлер (Gurevltch&Blumler, 1990) определили восемь функций СМИ, а Дж. Мак-Леод, Г. Козицки и Д. Мак-Леод перефразировали их следующим образом.
1. Наблюдение за современными событиями, способными положительно или отрицательно воздействовать на благополучие граждан.
2. Определение ключевых социально-политических проблем, включая их происхождение и возможности решения.
3. Предоставление трибуны для людей, представляющих и защищающих интересы аудитории.
4. Передача разнообразной информации как от различных сторон и групп политического дискурса, так и о них; обмен информацией между потенциальными представителями власти и широкими массами.
5. Внимательное наблюдение за государственными чиновниками, общественными институтами и другими органами власти с целью контроля их действий и политики.
6. Информирование и побуждение граждан к активному участию в политических процессах, а не просто к их пассивному наблюдению.
7. Принципиальное противостояние внешним силам, пытающимся разрушить независимость медиа.
8. Почтительные отзывы об аудитории как о заинтересованных, здравомыслящих и активных гражданах (McLeod, Kosicki&McLeod, 1994,p. 126).
Согласно М. Гуревичу и Дж. Блумлеру (Gurevitch & Blumler, 1990), эти специальные функции на самом деле являются целями или стандартами, которых масс-медиа должны достичь в демократическом обществе. В действительности, вследствие фундаментальной природы СМИ как организаций, ориентированных главным образом на прибыли, или вследствие других ограничивающих факторов новостные медиа часто не дотягивают до этих стандартов. Например, чтобы привлечь внимание наибольшего количества людей, новостные СМИ иногда освещают псевдособытия или другие не относящиеся к делу развлекательные сюжеты. Другой преградой на пути к стандартам является тенденция новостных медиа освещать события, а не проблемы. Адресуемые аудитории сообщения часто отражают точку зрения конкретного канала (McLeod, Kosicki & McLeod, 1994). К тому же, масс-медиа обычно любят драматизировать ситуацию во время освещения политических кампаний и представляют события как лошадиные бега, где кандидаты идут голова к голове, успехи делает темная лошадка-кандидат, а лидер уходит в отрыв.