История политической мысли.

1)Политические идеи Древнего Востока.

В Египте фараон соединял в одном лице и Верховную политическую власть, правителя и главного жреца, возглавлял соц. пирамиду, был посредником между царём, богом и людьми(обществом). Символ Египта – пирамиды, река Нил.

В Древней Индии главным источником политико-правовых идей служили священные тексты и писание веды. Самым известным политическим трактатом Древней Индии является Архашастра(наука политики) 10 в. до н.э.

Основными элементами гос-ва являются:

– государь,

– министр,

– сельская местность,

– укреплённые города,

– казна,

– войска,

– союзники.

В Древнем Китае в центре внимания находились проблемы организации гос-ва.

Основа культуры Китая – конфуцианство. Конфуцианство определило особенность Китайского гос-ва. В качестве высшего определяющего начала являлось,является небо, которое определяет путь. Даосизм.

В китайском обществе, как и в других обществах Востока, человек полностью подчинён обществу, гос-ву. Взаимоотношения возникают на основе традиций и обычаев.

2) Политические мысли античных философов.

Политическая мысль Древней Греции была более рациональной,что определялось уровнем развития общества.

Платон (427-347 до н.э.) в своих работах «Государство», «Законы»

Аристотель (384-322 до н.э.) «Политика»

Социрон (106-43 до н.э.) «О государстве», «О законах» рассматривали политику, как единственную форму цивилизованного бытия, в которой общество, человек и государство ещё не разделялись.

Античные философы искали справедливую, идеальную модель гос-ва.

Платон дифференцировал общество: выделил 3 класса – стражи, земледельцы, философы и согласовал их взаимодействие.

Аристотель выделил политического человека.

Платон назвал совершенными формами правления аристократию и подверг критики демократию.

Аристотель впервые соединил все формы правления в понятии «Полития» («Конституция»). Совершенные формы правления для него - монархия, аристократия и полития, а несправедливые – деспотия, терания и алигархия.

Социрон регулировал отношения нормами естественного права. Он подошёл к идеи, понятию правового гос-ва. Он первый ввёл понятие гражданина. Лучшей формой правления он считал смешенную.

3) Политические взгляды средневекового общества.

Средневековое общества определяет католичество, централизованное гос-во, политическая теология (божественное откровение).

Аврелий Августин (354-430 н.э.) писал олицетворение божественной воли и мудрости на земле. Гос-во выступает в лице монарха, в котором предписано реализовать божественный промысел. Главная работа «О граде божьем».

В средневековом обществе теперь стали преобладать такие политические идеи:

– самоценность личности,

– идея индивидуализма,

– идея равенства всех людей перед богом,

– нравственная ценность личности не зависит от политического и социального положения человека,

– космополитизм,

– разделение духовной и политической власти.

Фома Аквенский(1125-1274) связывал крестьянское вероучение с философией Аристотеля. В своей работе «О правлении государей» писал, что разделение на сословия установлено богом. Государственное сообщество – это приготовление к высшему сообществу, к гос-ву бога.

4) Политические учения нового времени (15-19 век)

Теперь участниками политического процесса становятся государство, общество, личность. В новое время наиболее известны Жан Жак Руссо, Никола Макиавелли и др.

Никола Макиавелли (1469-1527) – отец политической науки. В своей работе «Государь» он сформулировал предмет и метод политической науки и обосновал самостоятельность политической сферы. Предмет политической науки – власть во всех её проявлениях, а метод – наблюдение. Макиавелли ввёл само слово государство. Он отделил политику от морали. Это стало основой такого утверждения: «Политика – грязное дело». Макиавелли одним из первых создал модель эффективного стиля лидерства.

В новое время были сформулированы теории естественного права, общественного договора.

Томас Гоппс считал, что люди передали все свои права монарху в обмен на сохранение порядка в обществе. Он был против разделения власти, что ослабляло государство.

Джон Локк впервые выдвинул теорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Жан Жак Руссо (1712-1778) впервые показывает разницу между государством и гражданским обществом. Руссо защищал равенство людей, но осознавал разницу между равенством юридическим и физическим.

 

3.Структура социологического знания: объект, предмет, законы, уровни и функции социологии.

В 20 веке в социологии выделялись 3 уровня:

– макроуровень,

– мезоуровень,

– микроуровень.

В социологии выделяют разделы: социология образования, здравоохранения, политики, истории, экономики и тд.

Объект социологии - общество, как целостная социальная реальность, соц. организации, соц. институты, соц. взаимодействия, соц. явления, соц. процессы, соц. общности и тд.

Предмет социологии - законы и закономерности, функционирование и развитие личности, соц. группы, соц. общности, механизмы функционирования соц. общности, свойства и признаки соц. отношений, процессов.

Категории социологии:

1). Социум (Соц. структура)

2). Социальность (соц. стратификация, соц. системы, соц. общности, соц. группы, личность, соц. организации, соц. институты)_

3). Социальная реальность (соц. процессы)

4). Социальные изменения

Функции:

– познавательная

– прогностическая

– идеологическая

– методологическая

– управленческая

– прикладная