Следовательно, если в обществе есть государство, то в нем есть и

Определите что общего у этих рассуждений

Понятие логической формы мысли и логического закона

Понятие логики как науки

Логика (древнегреч. /logos - «слово», «рассуждение», «понятие») -это наука о формах, законах и операциях мышления.

.

Объектом исследования логики является мышление. Предметом изучения логики являются формы мышления (отсюда название - «формальная логика»), а также законы и операции мышления.

 

Логика зародилась в Древней Греции в V в. до н. э. Интерес к логической проблематике определялся, во-первых, потребностями судопроизводства и ораторского искусства времени античной демократии и, во-вторых, интенсивным развитием наук - математических и философских, связанных с необходимостью осмысления самого процесса познания.

Основателем логики является Аристотель (384-322 гг. до н. э.), который сделал формы мышления предметом специального исследования. Значительный вклад в её развитие внесли Ф. Бэкон ,Буль, Шрёдер и др. Логика, основанная на учении Аристотеля, сохраняла свою проблематику неизменной до начала XX в., поэтому она стала называться «аристотелевской», или «традиционной» логикой.

В начале XX в. в логическом познании начинают активно использоваться методы так называемой символической (математической) логики, идеи которой были высказаны ещё немецким философом Г. В. Лейбницем (1646-1716). Таким образом, современная логика, сохраняя все достижения и всю проблематику логики традиционной, характеризуется широким применением для анализа различных интеллектуальных процедур и методов символической (математической) логики.

Значение логики:

 

• изучение логики закладывает основы правильного мышления, позволяющего отличать истинные высказывания от ложных, правильные рассуждения от неправильных;

• логика повышает культуру мышления, вырабатывает способность критически относиться к своим и чужим идеям;

• в процессе изучения логики формируется умение самостоятельно оценивать сложные проблемные ситуации, что позволяет принимать правильные решения в любых сферах деятельности;

• знание логики облегает восприятие и усвоение информации в процессе обучения. *

А .1.Если в обществе есть классы, то в нем есть и государство

классы

Б .1. Если , А =В, то А22.

Следовательно если А2 не равно В2, то

А не равно В.

Общая -форма (строение мысли): если p то q , следовательно, если не q то не p

 

Логическая форма мысли - это строение данной мысли, ее структура, способ связи ее составных частей.

Логическая форма не зависит от конкретного содержания, но служит для связи и упорядочения элементов этого содержания

.

Логическая форма на языке символической логики фиксируется с помощью разных видов переменных, а также логических констант.

Именныепеременные S, Р - заменяют слова и словосочетания. Обозначив символом S" название предмета рассуждения, а символом Р название признака данного предмета в каждом из высказываний «Все квадраты - прямоугольники», «Все студенты -учащиеся» получим следующую логическую форму этих утверждений: Все Sсуть Р

. Пропозициональныепеременные (строчные буквы конца латинского алфавита p, q,r,s t, др.) заменяют целые предложения и высказывания. Исходя из этого, логическую форму суждений «Если человек изучает логику, то он повышает культуру своего мышления»; «Если предприятие получает прибыль, то оно рентабельно» можно представить следующей схемой: Если р , то q.

 

 

Логические константы (логические постоянные) - это выражения, сохраняющие свои значения в любых рассуждениях, независимо от контекста. В рассмотренных выше примерах в качестве логических констант использовались слова «все», «суть», «если, то».

Выделяют три вида логических схем: 1) правильные, или логический закон,

2) рискованные,

3) противоречивые , или абсурдные.

 

Логический закон — это логическая форма, которая порождает истинные высказывания при любой подстановке вместо переменных их значений (конкретного содержания).

 

Пример логической формы, которая

A ) выражает логический закон:

Если р, то q; следовательно, если не q, то не p

Если Иванов студент (р), то он сдает экзамены(q); следовательно,

если Иванов не сдает экзамены (не q), то он не студент (не р).Верно

 

Б) не выражает логический закон:

Если р, то q; следовательно, если не р ,то неq Если Иванов студент (р), то он сдает экзамены(q) следовательно, если Иванов не студент (не р) то он не сдает экзамены ( не q); неверно

 

 

.3. Правильность и истинность мысли. Ошибки в мышлении *

Мышление - это двусторонний процесс, имеющий содержание и форму.

Понятие истинностихарактеризуют мышление со стороны его содержания. Истинной является мысль, которая соответствует действительности. В противном случае мысль является ложной

. Например, высказывание «Минск - столица Беларуси» будет истинным, а высказывание «Все экономисты имеют высшее образование» - ложным, поскольку первое отражает действительность верно, а второе - нет.

 

Понятие правильностихарактеризуют мышление со стороны егоформы. Правильным называется рассуждение, форма которого - логический закон. Рассуждение, форма которого не выражает логический закон, является неправильным.

 

Разграничение понятий истинности и правильности позволяет выделять среди ошибок, допускаемых в мышлении, содержательные и формальные .