Основные школы управления, их характеристика

История развития менеджмента

Эволюция управленческой мысли

Лекция № 2

1. Основные этапы истории менеджмента. Историю менеджмента нельзя рассматривать без увязки с эволюцией социально-эконо­мических условий развития мирового сообщества. Принято выде­лять пять основных этапов такого развития.

1. Промышленный переворот (с 20—30-х по 80—90-е гг. XIX в.):
техническая база: паровая и хлопкоочистительные машины, вул­канизация резины и другие новые промышленные технологии;

инфраструктура для развития промышленности: национальная система железных дорог, система каналов, телеграф и т.д.;

формирование общенационального рынка;

возникновение предприятий — действенной формы социаль­ной организации работников;

конкуренция как форма разорения или поглощения соперника.

 

2. Эпоха массового производства (первые три десятилетия XX в.):

внедрение конвейерной системы, массовый выпуск продукции, резкое снижение стоимости товаров;

малонасыщенный рынок;

конкуренция как предложение стандартизированного продукта по самой низкой цене;

четкая дифференциация отраслей;

хорошие перспективы экономического роста для компаний;

слабое вмешательство государства в бизнес.

3. Эпоха массового сбыта (30—50-е гг. XX в.):
насыщение спроса на товары и услуги;

переход от стандартной продукции к дифференцированной; смена производственной ориентации на рыночную; усиление роли внешней среды в деятельности предприятия; государственное регулирование экономики.

4. Постиндустриальное общество (60—90-е гг. XX в.):

новое качество жизни: высокий уровень благосостояния граж­дан, высококачественные товары, индустрия досуга;

новые условия производства: быстроизменяющиеся техничес­кие решения, значительные вложения капитала в научно-иссле­довательские и опытно-промышленные работы, увеличение нео­пределенности внешней среды;

растущие ограничения со стороны государства: недовольство потребителей, вторжение иностранных конкурентов, меняющая­ся трудовая мораль, все большая нехватка ресурсов;

смещение социальных приоритетов и концентрация внимания на таких негативных явлениях, как загрязнение окружающей сре­ды, обман потребителя через нечестную рекламу, манипуляция общественным мнением.

Девяностые годы, наряду с социально-политическими и экономиче­скими переворотами и кризисами, внедрением в постсоветский образ жиз­ни многих элементов западной культуры, этики, морали, могут быть отме­чены употреблением в обиходе понятий предпринимательство, бизнес, ком­мерция, менеджмент. В учреждениях и организациях появились должности менеджеров. Созданы самодеятельные школы менеджеров. Во многих ву­зах страны появились факультеты, группы, новые специальности, опи­рающиеся на менеджмент.

Становление и развитие новой для отечественной науки дисциплины связано с рядом особенностей.

Во-первых, появление новой дисциплины говорит о важности области человеческого знания, ориентированной на удовлетворение качественно новых требований к организации и управлению в условиях рыночных отношений, конкурентной борьбы, поиска новых источников доходов, подходов к потребителю; необходимости выполнения новых, не­традиционных, плановых, организационных, координационных, распреде­лительных функций.

Во-вторых, низкая культура менеджмента в нашем обществе заставляет обращаться за опытом в страны с развитыми рыноч­ными отношениями. Но и в этих странах к понятию и феномену менедж­мента отношение неоднозначное. Даже в США зачастую менеджмент ото­ждествляют с «индустриальной социологией». Вероятно, с этим связан тот факт, что абсолютное большинство программ по дисциплине рассматри­вают менеджмент как управление. Возникает естественный вопрос: зачем нужна еще одна дисциплина об управлении, если их и так много: теория управления, социология управления, психология управления, управление персоналом, введение в управление, управленческие решения, теория и со­циология организаций, организация управления и т.п.

В-третьих, в науч­ной литературе по менеджменту практически отсутствуют главные призна­ки самостоятельной научной дисциплины: идентификация в структуре зна­ний, определение предмета, наличие собственного метода, особенных за­конов, категорий, стиля мышления.

В-четвертых, большая часть западной литературы по менеджменту, декларируя ее как творческую научную дисциплину, по сути, ограничивается конкретными советами, рекомендациями по решению локальных, оригинальных ситуаций.

В-пятых, в нашей стране и ранее и сейчас есть должности и работы, которые можно было бы подвести под понятие «менеджмент».

 

5. Постэкономическая эпоха(с начала XXI в.):

новая экономика: от расточительности ресурсов к ресурсосбережению; разумное ограничение роста производства; рост сферы услуг;

переход к информационному обществу: прогресс в информационных и телекоммуникационных технологиях;

глобализация хозяйства: развитие транснациональных компаний; прозрачность политических границ; всемирные рынки; интеграция через информационные сети;

изменение жизненных приоритетов: самоограничение материального потребления;

ориентация на неэкономические и нематериальные ценности; здоровая экология.

 

2. Школа научного управления (1885—1920) соз­дана Фредериком Уинслоу Тейлором. Суть подхода гласит: «Упра­вление должно иметь свои законы, научные методы, формулы, принципы. Оно должно быть основано на измерениях, рациона­лизации, систематическом учете».

Ф. Тейлор считал, что необходим научный подход к организа­ции труда. Это предполагает использование наблюдения за рабо­чим циклом, хронометраж рабочего времени, анализ полученной информации и выявление резервов роста производительности труда. В результате руководитель получает возможность устанавливать нормы выработки и отбирать лучших работников на основе науч­ных критериев (профессионализма, силы, ловкости, сообразитель­ности). Для повышения эффективности производства необходимо сотрудничество администрации и рабочих. Оплата труда должна быть сдельной, т. е. оценивать надо конкретно выполненную рабо­ту. Следует, считал Ф.Тейлор, вводить систему распределения труда и персональную ответственность за порученное дело. В результате реализации положений этой научной школы на одном из сталели­тейных заводов за три с половиной года производительность труда выросла в 2 раза. Объем работ, который ранее выполняли 600 чел., стали делать 140 чел. Возросло качество продукции, снизились рас­ходы на производство.

 

Школа административного управления (1920—1950) основа­на на научном подходе, разработанном Анри Файолем, главная идея которого — рациональное построение организации как иерар­хической структуры. Необходимо, считал автор, четкое определе­ние следующих функций управления: техническая (технологическая) деятельность; коммерческая деятельность (закупка, прода­жа, обмен); финансовая деятельность (поиски капитала и его эф­фективное использование); защитная деятельность (защита соб­ственности и личности); бухгалтерская деятельность (инвентари­зация, балансовые ведомости, издержки, статистика); админист­ративная деятельность (воздействие на персонал), которая включа­ет несколько общих функций управления (предвидение, планиро­вание, организация, распоряжение, координирование и контроль). А. Файоль, кроме того, разработал ряд универсальных принци­пов управления.

Разделение труда. Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнение ра­боты, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усили­ях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.

Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия, там возникает от­ветственность.

Дисциплина. Дисциплина предлагает послушание и уваже­ние к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму и работни­ков, из которых возникают дисциплинарные формальности, дол­жно оставаться одной из главных задач руководителей. Дисципли­на также предполагает справедливо применяемые санкции.

Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.

Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

Подчиненность личных интересов общим. Инте­ресы одного работника или группы работников не должны пре­валировать над интересами компании или организации большого

масштаба.

Вознаграждение персонала. Работники должны полу­чать справедливую зарплату за свою службу.

Централизация. Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конк­ретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропор­ции между централизацией и децентрализацией. Это проблема опре­деления меры, которая обеспечит лучшие результаты.

Скалярная цепь. Скалярная цепь — это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего са­мое высокое положение в этой цепочке, до руководителя низово­го звена. Было бы ошибкой отказываться от иерархической системы без необходимости, но было бы еще большей ошибкой поддер­живать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.

Порядок. Место — для всего, и все на своем месте.

Справедливость. Справедливость — это сочетание добро­ты и правосудия.

Стабильность рабочего места для персонала. Вы­сокая текучесть кадров снижает эффективность организации. По­средственный руководитель, который держится за место, безус­ловно предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менед­жер, который быстро уходит и не держится за свое место.

Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обес­печение его успешной реализации, это придает организации силу и энергию.

Корпоративный дух. Союз — это сила, которая является результатом гармонии персонала.

Таким образом, по мнению А.Файоля, управление является универсальным процессом, состоящим из нескольких взаимосвя­занных функций. Реализация же основных принципов управле­ния способствует повышению эффективности управления произ­водством.

 

Школа человеческих отношений и поведенческие науки (1950 г. — по настоящее время) как научное направление являются есте­ственным продолжением упомянутой выше школы научного уп­равления и логично дополняют ее пониманием важности психо­логической составляющей в трудовой деятельности человека. Ав­торами школы человеческих отношений считают Мери Фоллет и Элтону Мейо.

В своих научных трудах М. Фоллет и Э. Мейо впервые обратили внимание на то, что далеко не всегда только высокая заработная плата приводит к росту производительности труда. Достигнуть уве­личения выработки можно при большем внимании и заботе о под­чиненных со стороны руководителя. Кроме того, рабочие действу­ют и принимают решения чаще как члены группы, а не как от­дельные личности. Группа — это два или более лиц, взаимодей­ствующих друг с другом. При этом каждое лицо оказывает влияние на других членов группы, одновременно находясь под их влияни­ем. Группа является инструментом коллективной реализации про­блем. Человек, работающий в коллективе, воспринимает требую­щие решения вопросы гораздо лучше, нежели указания руковод­ства, поскольку на него оказывают влияние его коллеги. Вариан­том развития научного направления, уделявшего повышенное вни­мание характеру взаимоотношений между людьми в процессе про­изводства продукции, явились поведенческие науки.

Авторов данного научного направления (К.Арджирис и др.) в первую очередь заинтересовала проблема разработки методов оп­тимизации межличностных отношений, преодоления несовместимости целей организации и отдельной личности. Эффективность труда работника, по мнению ученых, в значительной степени за­висит от знания руководителем мотивов его поведения. В свою оче­редь, грамотное использование научных методов науки о поведе­нии человека может способствовать повышению эффективности деятельности предприятия или организации.

Школа количественных методов (1950 г. — по настоящее время) возникла в результате бурного развития точных наук, создавших благоприятную среду для использования в науке управления пос­ледних достижений в области компьютеризации, математики, физики и др. Суть количественного научного подхода заключается в следующем. Для решения задачи управления каким-либо объек­том (например, машиностроительным предприятием) разрабаты­вается модель процесса управления. Модель представляет собой схе­матическое отображение будущей реальной ситуации. Задавая раз­личные количественные значения переменным величинам, мож­но рассчитать сколь угодно большое число вариантов решения за­дачи и выбрать из них наилучший. Таким образом, чем точнее вы­полнены расчеты, тем выше степень получения искомого резуль­тата в реальной ситуации управления каким-либо объектом. Осо­бую важность использование количественных методов исследова­ния приобретает в сложных ситуациях, требующих обработки боль­шого массива информации в условиях дефицита времени.