Основные школы управления, их характеристика
История развития менеджмента
Эволюция управленческой мысли
Лекция № 2
1. Основные этапы истории менеджмента. Историю менеджмента нельзя рассматривать без увязки с эволюцией социально-экономических условий развития мирового сообщества. Принято выделять пять основных этапов такого развития.
1. Промышленный переворот (с 20—30-х по 80—90-е гг. XIX в.):
техническая база: паровая и хлопкоочистительные машины, вулканизация резины и другие новые промышленные технологии;
инфраструктура для развития промышленности: национальная система железных дорог, система каналов, телеграф и т.д.;
формирование общенационального рынка;
возникновение предприятий — действенной формы социальной организации работников;
конкуренция как форма разорения или поглощения соперника.
2. Эпоха массового производства (первые три десятилетия XX в.):
внедрение конвейерной системы, массовый выпуск продукции, резкое снижение стоимости товаров;
малонасыщенный рынок;
конкуренция как предложение стандартизированного продукта по самой низкой цене;
четкая дифференциация отраслей;
хорошие перспективы экономического роста для компаний;
слабое вмешательство государства в бизнес.
3. Эпоха массового сбыта (30—50-е гг. XX в.):
насыщение спроса на товары и услуги;
переход от стандартной продукции к дифференцированной; смена производственной ориентации на рыночную; усиление роли внешней среды в деятельности предприятия; государственное регулирование экономики.
4. Постиндустриальное общество (60—90-е гг. XX в.):
новое качество жизни: высокий уровень благосостояния граждан, высококачественные товары, индустрия досуга;
новые условия производства: быстроизменяющиеся технические решения, значительные вложения капитала в научно-исследовательские и опытно-промышленные работы, увеличение неопределенности внешней среды;
растущие ограничения со стороны государства: недовольство потребителей, вторжение иностранных конкурентов, меняющаяся трудовая мораль, все большая нехватка ресурсов;
смещение социальных приоритетов и концентрация внимания на таких негативных явлениях, как загрязнение окружающей среды, обман потребителя через нечестную рекламу, манипуляция общественным мнением.
Девяностые годы, наряду с социально-политическими и экономическими переворотами и кризисами, внедрением в постсоветский образ жизни многих элементов западной культуры, этики, морали, могут быть отмечены употреблением в обиходе понятий предпринимательство, бизнес, коммерция, менеджмент. В учреждениях и организациях появились должности менеджеров. Созданы самодеятельные школы менеджеров. Во многих вузах страны появились факультеты, группы, новые специальности, опирающиеся на менеджмент.
Становление и развитие новой для отечественной науки дисциплины связано с рядом особенностей.
Во-первых, появление новой дисциплины говорит о важности области человеческого знания, ориентированной на удовлетворение качественно новых требований к организации и управлению в условиях рыночных отношений, конкурентной борьбы, поиска новых источников доходов, подходов к потребителю; необходимости выполнения новых, нетрадиционных, плановых, организационных, координационных, распределительных функций.
Во-вторых, низкая культура менеджмента в нашем обществе заставляет обращаться за опытом в страны с развитыми рыночными отношениями. Но и в этих странах к понятию и феномену менеджмента отношение неоднозначное. Даже в США зачастую менеджмент отождествляют с «индустриальной социологией». Вероятно, с этим связан тот факт, что абсолютное большинство программ по дисциплине рассматривают менеджмент как управление. Возникает естественный вопрос: зачем нужна еще одна дисциплина об управлении, если их и так много: теория управления, социология управления, психология управления, управление персоналом, введение в управление, управленческие решения, теория и социология организаций, организация управления и т.п.
В-третьих, в научной литературе по менеджменту практически отсутствуют главные признаки самостоятельной научной дисциплины: идентификация в структуре знаний, определение предмета, наличие собственного метода, особенных законов, категорий, стиля мышления.
В-четвертых, большая часть западной литературы по менеджменту, декларируя ее как творческую научную дисциплину, по сути, ограничивается конкретными советами, рекомендациями по решению локальных, оригинальных ситуаций.
В-пятых, в нашей стране и ранее и сейчас есть должности и работы, которые можно было бы подвести под понятие «менеджмент».
5. Постэкономическая эпоха(с начала XXI в.):
новая экономика: от расточительности ресурсов к ресурсосбережению; разумное ограничение роста производства; рост сферы услуг;
переход к информационному обществу: прогресс в информационных и телекоммуникационных технологиях;
глобализация хозяйства: развитие транснациональных компаний; прозрачность политических границ; всемирные рынки; интеграция через информационные сети;
изменение жизненных приоритетов: самоограничение материального потребления;
ориентация на неэкономические и нематериальные ценности; здоровая экология.
2. Школа научного управления (1885—1920) создана Фредериком Уинслоу Тейлором. Суть подхода гласит: «Управление должно иметь свои законы, научные методы, формулы, принципы. Оно должно быть основано на измерениях, рационализации, систематическом учете».
Ф. Тейлор считал, что необходим научный подход к организации труда. Это предполагает использование наблюдения за рабочим циклом, хронометраж рабочего времени, анализ полученной информации и выявление резервов роста производительности труда. В результате руководитель получает возможность устанавливать нормы выработки и отбирать лучших работников на основе научных критериев (профессионализма, силы, ловкости, сообразительности). Для повышения эффективности производства необходимо сотрудничество администрации и рабочих. Оплата труда должна быть сдельной, т. е. оценивать надо конкретно выполненную работу. Следует, считал Ф.Тейлор, вводить систему распределения труда и персональную ответственность за порученное дело. В результате реализации положений этой научной школы на одном из сталелитейных заводов за три с половиной года производительность труда выросла в 2 раза. Объем работ, который ранее выполняли 600 чел., стали делать 140 чел. Возросло качество продукции, снизились расходы на производство.
Школа административного управления (1920—1950) основана на научном подходе, разработанном Анри Файолем, главная идея которого — рациональное построение организации как иерархической структуры. Необходимо, считал автор, четкое определение следующих функций управления: техническая (технологическая) деятельность; коммерческая деятельность (закупка, продажа, обмен); финансовая деятельность (поиски капитала и его эффективное использование); защитная деятельность (защита собственности и личности); бухгалтерская деятельность (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки, статистика); административная деятельность (воздействие на персонал), которая включает несколько общих функций управления (предвидение, планирование, организация, распоряжение, координирование и контроль). А. Файоль, кроме того, разработал ряд универсальных принципов управления.
Разделение труда. Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.
Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия, там возникает ответственность.
Дисциплина. Дисциплина предлагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму и работников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.
Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.
Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.
Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большого
масштаба.
Вознаграждение персонала. Работники должны получать справедливую зарплату за свою службу.
Централизация. Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией. Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие результаты.
Скалярная цепь. Скалярная цепь — это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказываться от иерархической системы без необходимости, но было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.
Порядок. Место — для всего, и все на своем месте.
Справедливость. Справедливость — это сочетание доброты и правосудия.
Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.
Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации, это придает организации силу и энергию.
Корпоративный дух. Союз — это сила, которая является результатом гармонии персонала.
Таким образом, по мнению А.Файоля, управление является универсальным процессом, состоящим из нескольких взаимосвязанных функций. Реализация же основных принципов управления способствует повышению эффективности управления производством.
Школа человеческих отношений и поведенческие науки (1950 г. — по настоящее время) как научное направление являются естественным продолжением упомянутой выше школы научного управления и логично дополняют ее пониманием важности психологической составляющей в трудовой деятельности человека. Авторами школы человеческих отношений считают Мери Фоллет и Элтону Мейо.
В своих научных трудах М. Фоллет и Э. Мейо впервые обратили внимание на то, что далеко не всегда только высокая заработная плата приводит к росту производительности труда. Достигнуть увеличения выработки можно при большем внимании и заботе о подчиненных со стороны руководителя. Кроме того, рабочие действуют и принимают решения чаще как члены группы, а не как отдельные личности. Группа — это два или более лиц, взаимодействующих друг с другом. При этом каждое лицо оказывает влияние на других членов группы, одновременно находясь под их влиянием. Группа является инструментом коллективной реализации проблем. Человек, работающий в коллективе, воспринимает требующие решения вопросы гораздо лучше, нежели указания руководства, поскольку на него оказывают влияние его коллеги. Вариантом развития научного направления, уделявшего повышенное внимание характеру взаимоотношений между людьми в процессе производства продукции, явились поведенческие науки.
Авторов данного научного направления (К.Арджирис и др.) в первую очередь заинтересовала проблема разработки методов оптимизации межличностных отношений, преодоления несовместимости целей организации и отдельной личности. Эффективность труда работника, по мнению ученых, в значительной степени зависит от знания руководителем мотивов его поведения. В свою очередь, грамотное использование научных методов науки о поведении человека может способствовать повышению эффективности деятельности предприятия или организации.
Школа количественных методов (1950 г. — по настоящее время) возникла в результате бурного развития точных наук, создавших благоприятную среду для использования в науке управления последних достижений в области компьютеризации, математики, физики и др. Суть количественного научного подхода заключается в следующем. Для решения задачи управления каким-либо объектом (например, машиностроительным предприятием) разрабатывается модель процесса управления. Модель представляет собой схематическое отображение будущей реальной ситуации. Задавая различные количественные значения переменным величинам, можно рассчитать сколь угодно большое число вариантов решения задачи и выбрать из них наилучший. Таким образом, чем точнее выполнены расчеты, тем выше степень получения искомого результата в реальной ситуации управления каким-либо объектом. Особую важность использование количественных методов исследования приобретает в сложных ситуациях, требующих обработки большого массива информации в условиях дефицита времени.