УЧЕНИЕ О БЫТИИ (ОНТОЛОГИЯ)

План.

Понятие как форма мышления.

1. Понятие и имя. Определение и логическая характеристика

понятия..

2. Виды понятий.

3. Содержание и объем понятия.

4. Отношения между понятиями.

 

 

Как мы уже отмечали, логика это наука о формах и законах познающего мышления. Мышление человека имеет определенные формы, изучаемые логикой. Формы мышления– категория, характеризующая структуру, способ образования и взаимосвязи мыслей, отражающих предметы и явления действительности. По своему содержанию мысли разнообразны, однако формы одинаковы, что позволяет классифицировать их, изучать, выявлять единые правила построения и применения, обеспечивающие истинность мышления.

Формами мышления, как мы уже говорили, являются понятие, суждение, умозаключение. Понятие – наиболее простая и фундаментальная форма мышления, из понятий складываются суждения и умозаключения.

Понятие – форма мышления, или мысль, отражающая определенное множество (класс) предметов или явлений действительности в их наиболее общих и существенных признаках.

Рассмотрим два высказывания «Волк выбежал на дорогу» и «Волк – хищное животное». Если мы сравним смысл, в котором употреблено слово «волк» в этих высказываниях, то увидим, что оно обозначает разные предметы. Предмет первого высказывания – конкретное живое существо, а предмет второго – волк вообще как один из видов хищных животных, как мысль об определенном виде животного. В первом случае мы говорим об имени предмета, во втором – о понятии.

Понятие следует отличать от имени предмета, дающего наглядно-чувственный образ предмета и включающего в себя множество конкретных признаков, существенных и несущественных.

Понятие – это мысль, в которой отражаются предметы в их существенных признаках, а имя предмета – это языковое выражение этой мысли. Понятие – это смысл имени предмета, информация о существенных признаках предмета.

Признаком называют все то, в чем предметы могут быть сходны между собой или чем они могут отличаться друг от друга. Общим называется признак, присущий классу однородных предметов. Существенный признак – такая черта, особенность предмета, которая необходимо ему присуща, лишившись которой он перестает быть самим собой, становится иным предметом. Несущественный признак может приобретаться или теряться предметом, но это никак не влияет на его существование в качестве данного предмета. Например, человек высокий или низкий, молодой или старый, остается человеком, не становясь чем-то иным, когда теряет или приобретает перечисленные признаки.

Различие между существенными или несущественными признаками не является строгим: то, что в одном отношении кажется существенным, в других отношениях может оказаться несущественным, или наоборот.

В понятии мы фиксируем лишь самые общие и существенные признаки предметов и явлений. Понятие – это концентрированное знание о предмете, которое может отражать различную глубину постижения сущности предмета. Наука преимущественно оперирует понятиями, а обыденное сознание и художественная литература – чувственными образами. В языке понятия выражаются отдельными словами и словосочетаниями – «стол», «гора», «река в Африке» и т.п. Важно помнить, что каждое понятие обязательно выражается в каком-то слове, но одно и то же слово естественного языка может выражать разные понятия. Например, слово «коса» : это и инструмент (то, чем косят траву), и низкая намывная полоса суши в береговой зоне моря или озера (коса Долгая на Азовском море), река – правый приток реки Камы, и прическа девушки.

Основными логическими приёмами формирования понятий являются сравнение, абстрагирование, анализ, синтез и обобщение.

Для выделения существенных признаков необходимо абстрагироваться(отвлечься) от несущественных, которых много в любом предмете. Этому служит сопоставление предметов, их сравнение,т.е. мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.Для выделения ряда признаков требуется провести анализ, т.е. мысленно расчленить целый предмет на его составные части, стороны, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию – синтез, т.е. мысленное объединение частей предмета, отдельных существенных признаков в единое целое.

Понятие формируется на основе обобщения, (т.е. мысленного объединения отдельных предметов в некотором понятии) существенных признаков (свойств или отношений), присущих ряду однородных предметов.

Перечисленные логические приёмы используются при формировании новых понятий как в научной деятельности, так и при овладении знаниями в процессе обучения.

 

 

Итак, понятие отражает определенную совокупность, множество (класс) однородных предметов или явлений, в силу чего оно становится абстракцией, отвлеченностью от действительности.

Всякий предмет или явление, охватываемые соответствующим понятием, обладает неопределенным множеством признаков. Признаки – то, что характеризует отражаемый предмет или явление, в чем он проявляется или воспринимается; признаки раскрывают свойства, качества и отношения соответствующих предметов (явлений). В понятии невозможно отразить все признаки, т.к. их чрезмерно много и в своей основе они индивидуальны.

Понятие отражает существенныепризнаки, которые показывают сущность предмета или явления, а также отграничивают данный предмет от другого. Понятие не отражает и всех существенных свойств предметов (явлений); оно включает в себя только те признаки, которые существенны в данном, конкретно определенном отношении.

1.Понятие отражает определенное множество, класс предметов или явлений по признакам, существенным в определенном отношении.

2. Понятие позволяет группировать, объединять в определенное множество такие предметы или явления, которые не совпадают между собой в большинстве других существенных признаков. Напр., понятием «источника доказательства» охватываются и люди, и вещи, которые по иным признакам различаются между собой.

3. Понятие, благодаря тому, что оно включает в себя только существенные признаки, позволяет отграничить одно множество предметов (явлений) от другого.

4. Понятие имеет большое значение в формировании знания. Познать предмет (явление) – значит включить его в известное множество либо исключить из него. Эта задача решается путем установления (или исключения) в изучаемом предмете (явлении) признаков известного множества и распространения (или нераспространения) на него понятия, обозначающего это множество.

5. Понятие является основой классификации различных множеств предметов и явлений. Всякое множество, обозначаемое некоторым общим понятием, подразделяется на виды, охватываемые частными понятиями.

Многие понятия специфичны для какой-либо конкретной сферы человеческой деятельности. Они отражают такие предметы или явления, которые либо характерны только для данной деятельности, либо имеют отдельные свойства, используемые в данной деятельности. Совокупность понятий, используемых в определенной сфере человеческой деятельности, образуют понятийный аппаратэтой деятельности. Так выделяются понятия медицинские, психологические, физические, математические, юридические и др. Это специальные понятия.

Понятия характеризуются содержанием, объемом и отношениями между собой.

Содержание понятияобразует совокупность существенных признаков, которыми обладают предметы или явления, отражаемые понятием. Напр., понятие «ромб» включает в себя совокупность двух существенных признаков: «быть параллелограммом» и «иметь равные стороны».

По своему содержанию понятия делятся на: положительные и отрицательные; конкретные и абстрактные; соотносительные и безотносительные; собирательные и разделительные.

Объем понятия– это количество предметов или явлений, обладающих признаками, образующими содержание данного понятия.

По объему все понятия можно разделить на три вида: единичные, общие и пустые.

Рассмотрим более подробно эти виды понятий.

Понятия

Объем Содержание

 

Единичные Общие Пустые Конкретные - абстрактные

Положительные – отрицательные

Соотносительные – безотносительные

Собирательные - разделительные

 

Как уже отмечалось, понятия обычно классифицируют по объему и по содержанию.

Как логический, так и фактический объем может быть пустым классом, единичным или включать более одного элемента объема, т.е. общим классом. Поэтому можно различать понятия по характеристикам логического объема и отдельно - фактического объема. И тогда все понятия можно разделить на логически пустые и логически непустые, которые могут быть единичными и общими, а также – на фактически пустые и фактически непустые, которые также могут быть единичными и общими.

Еще раз отметим, что пустые понятия можно разделить на логически и фактически пустые понятия.

Логически пустымявляется понятие, логическое содержание которого противоречиво. Например, понятие пересекающихся параллельных прямых, содержание которого: прямые, лежащие в одной плоскости, не имеющие общих точек и имеющие общие точки.

Фактически пустымявляется понятие, фактический объем которого является пустым классом. Это значит, что его фактическое содержание противоречиво. Фактически пустые понятия могут быть как логически пустыми, так и логически непустыми. Очевидно, что все логически пустые понятия являются фактически пустыми. Логически непустыми, но фактически пустыми являются такие, например, понятия, как «русалка», «первый король США», «украденная у себя самого вещь» и т.п.

Очевидно, что фактически непустые понятия являются и логически непустыми.

Итак, можно разделить все понятия на: логически пустые, логически непустые, но пустые фактически и фактически непустые.

Пустые (или нулевые) понятия – это понятие, в объем которого не входит ни одного реально существующего предмета – «кентавр», «человек, проживший 110 лет в ХХ веке» и т.п. Употребление пустых понятий требует определенной осторожности, ибо способно приводить к недоразумениям и парадоксам. Порой весьма трудно решить, является некоторое понятие пустым или нет. Это связано с философским вопросом – что понимать под «реальностью»? Прежде всего, это, конечно, окружающий нас физический мир. Возьмем высказывание «Отелло был женат». Отелло – этот венецианский мавр – никогда не существовал в этом мире как реальная личность. Однако, в мире, созданном воображением Шекспира, Отелло действительно был женат и мы даже знаем имя его жены – Дездемона. Рассматривая понятие «Бог» – верующий человек убежден, что это не пустое понятие, а для атеиста – это понятие пустое.

Единичные понятия – это понятия, в объем которых входит один-единственный предмет – «первый космонавт», «столица России», «Луна» и т.п. Единичные понятия выражаются в языке именами собственными или эквивалентными им выражениями.

Общие понятия – это понятия, в объем которых входит более одного предмета (два и более) – «стол», «дом», «химический элемент» и т.п.

Общие понятия делятся на регистрируемые и нерегистрируемые. Регистрируемыми называются понятия, в объем которых входят предметы, число которых можно точно зарегистрировать, пересчитать – «космонавты России». Нерегистрируемыми называются понятия, в объем которых входят предметы, число которых неопределенно или нельзя точно зарегистрировать – «указы», «молодой человек» и т.п Таким образом, говоря о пустых понятиях, следует представлять себе универсум наших рассуждений: физическая реальность, мир художественного произведения или религиозная картина мира.

Еще сложнее дать характеристику содержания понятий, ибо оно более субъективно, изменчиво и целиком находится в сознании человека. Предметы, входящие в объем понятия, можно сосчитать, увидеть, так сказать, «пощупать» их руками, а содержание понятия не «пощупаешь».

По содержанию понятия делятся на следующие пары:

1. Конкретные и абстрактные. Конкретными называют понятия, содержание которых говорит о том, что в их объем входят предметы, самостоятельно существующие. Под предметами понимают явления природы, общества и психики «человек», «землетрясение», «дом», «стихотворение», «реформа» и т.п. Абстрактными называют понятия, объемы которых включают в себя некоторые свойства предметов или отношения между ними. Свойства и отношения не существуют сами по себе, автономно и независимо, они всегда «привязаны» к каким-то объектам, и лишь в уме мы можем «оторвать» их от этих объектов, рассмотреть отдельно от предметов – «белизна», «честность», «равный», «больше», «дружба», «любовь» и т.п.

2. Положительные и отрицательные. Положительные понятия отображают свойства, присущие предметам. К числу положительных относятся понятия, выражаемые словами с частицами «не» или «без», если слова без этих частиц не употребляются - «неряха», «беспечный», «ненастье» и т.п. Отрицательные понятия отображают свойства, отсутствующие у предметов; понятия, выражаемые словами с частицами «не» и «без(бес)», показывающие отсутствие у предметов указанных признаков – «неграмотный», «нежеланный» и т.п. К числу отрицательных также относятся слова с греческой отрицательной частицей «а» – «аморальный», «алогичный» и т.п.; с латинской отрицательной частицей «ир» – «иррациональный» . Эти частицы «а» и «ир» означают «не», «нет». Положительные и отрицательные понятия не рассматривают оценочных характеристик предметов: «бескорыстный» – отрицательное понятие, так как частица «бес» выражает отрицание, отсутствие корысти к предмета, а понятие «корыстный» – положительное, так как показывает наличие этого свойства у предмета.

3. Соотносительные и безотносительные. Соотносительные понятия – это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого и вне этого другого понято быть не может - –«руководитель- подчиненный», «верхний предел – нижний предел», «дебет – кредит» и т.п. Безотносительные понятия – это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета и которые могут быть поняты на основании признаков, присущих им как таковым - «коммерсант», «предприятие», «субсидия» и т.п.

4. Собирательные и разделительные (несобирательные). Собирательными понятиями называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое – «торговый дом», «население страны», «молодежь» и т.п. Собирательные понятия бывают общими «рощи» и единичными «ООН». Содержание разделительного понятия можно отнести к каждому предмету множества, мыслимого в понятии – «спонсор», «карандаш» и т.п.

Одно и то же понятие может употребляться как в собирательном, так и в разделительном смыслах. В высказывании «Первые сотрудники российских рекламных агентств внесли своеобразие в мировой рекламный бизнес» понятие «первые сотрудники российских рекламных агентств» употребляется в собирательном смысле, так как сотрудники здесь понимаются как объединение, агентство, действующие в определенный период времени. В высказывании «Первые сотрудники российских рекламных агентств работали в необычайно сложных условиях» является общим и употребляется в разделительном смысле, так как утверждение о работе в сложных условиях относится к каждому из множества первых сотрудников российских рекламных агентств.

Определить, к какому виду относится то или иное понятие – значит, дать ему логическую характеристику.

Объем и содержание понятия связаны между собой законом обратного соотношения. Закон гласит: чем богаче содержание понятия, т.е. чем больше признаков оно в себя включает, тем меньше его объем, и наоборот, чем больше объем понятия, тем беднее его содержание. Возьмем, например, понятия «утро» и «зимнее утро». Первое понятие больше по объему, но меньше по содержанию; второе понятие богаче по содержанию, ибо к признакам утра добавляются еще признаки, характеризующие зиму, зимнее утро, но по объему понятие «зимнее утро» меньше понятия «утро» вообще. Этот закон лежит в основе операций обобщения и ограничения понятий.

Нетрудно заметить определенный параллелизм между традиционной и символической логикой. Символическая логика не говорит о понятии. В логической семантике – том разделе символической логики, который исследует отношения языковых выражений к внеязыковой реальности, - за исходную единицу анализа часто принимают имя. Все слова естественного или искусственного языка рассматриваются как имена. Характерной чертой имени является то, что оно обозначает некоторый объект. Как мы уже отмечали, этот объект называют денотатом имени. Так, денотатом имени «Москва» будет известный город в центре России. У разных имен может быть один и тот же денотат, например, «Москва» и «столица РФ» обозначают один и тот же объект. Чем же тогда они отличаются? – Тем, что по-разному указывают на этот объект. Способ, которым имя указывает на свой денотат, называется смыслом имени.

Объему и содержанию понятий в традиционной логике соответствуют денотат и смысл имени в символической логике.

Все предметы мира находятся друг с другом во взаимосвязи и взаимообусловленности. Поэтому и понятия, отражающие предметы мира, также находятся в определенных отношениях. Рассматривая отношения между понятиями, следует прежде всего различать сравнимые и несравнимые понятия. Далекие друг от друга по своему содержанию понятия, не имеющие общих признаков, называются несравнимыми – романс и кирпич, нитка и безответственность. Сравнимыми называются понятия, имеющие некоторые общие признаки, позволяющие эти понятия сопоставлять друг с другом.

В логических отношениях могут находится только сравнимые понятия.

Отношения между понятиями принято изображать с помощью круговых схем (так называемые круги Эйлера – по имени логика и математика Леонардо Эйлера), где каждый круг обозначает объем понятия, а каждая точка – предмет, входящий в его объем. Круговые схемы позволяют наглядно представить отношения между различными понятиями, лучше понять и усвоить эти отношения.

Сравнимые понятия бывают совместимыми и несовместимыми.

 

Сравнимые понятия

 

Совместимые Несовместимые

 

Равнозначные, Перекрещи- Подчи- Сопод- Противо- Противо-

тождественные вающиеся нение чиненные положные речивые

 

А-Л.Н.Толстой А –студент А –дерево А –дерево А-большой А -белый

В-автор романа В-спортсмен В – ель В – ель В-маленький В -небелый

«Воскресенье» С –береза

 

 

Понятия, объемы которых полностью или частично совпадают, называются совместимыми. В содержании этих понятий нет признаков, исключающих совпадение этих объемов. Существует три вида отношений совместимости: равнозначность (тождество), перекрещивание (пересечение), подчинение (субординация).

В отношении равнозначности находятся понятия, в которых мыслится один и тот же предмет. Объемы этих понятий полностью совпадают, хотя содержание различно, ибо раскрываются разные признаки понятия. Например, «квадрат» и «равноугольный ромб».

В отношении пересечения (перекрещивания) находятся понятия, объем одного из которых частично входит в объем другого понятия. С одержание этих понятий различно. Понятия, находящиеся в отношении пересечения, называются пересекающимися. Например, «гражданин России» и «юрист».

В отношении подчинения (субординации) находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, составляя его часть. Понятие, имеющее больший объем и включающее в себя объем другого понятия, называется подчиняющим; а понятие, имеющее меньший объем и составляющее часть объема другого, называется подчиненным. Например, «животное» и «слон». Понятие более широкое по объему называется родовым ( или родом), понятие с меньшим объемом называется видовым (или видом) по отношению к подчиняющему понятию. Отношение подчинения часто называют родо-видовым отношением. Если в подчинении находятся общее и единичное понятия, то общее (подчиняющее) понятие является видом, а единичное (подчиненное) – индивидом. Например, понятия «адвокат» и «Ф.Н.Плевако». Отношения «род-вид-индивид» широко используются в логических операциях с понятиями.

Понятия, объемы которых не совпадают ни полностью, ни частично, называются несовместимыми. Существуют три вида отношений несовместимости: соподчинения (координации), противоположность (контрарность) и противоречие (контрадикторность).

Иногда, добавляют еще одно отношение несовместимых понятий – отношения внеположенности: А- дом; В- человек O O.

В отношении соподчинения (координации) находятся два или больше понятий, неперекрещивающихся, подчиненных общему для них объему. Например, «дерево», «сосна», «береза».В содержании понятий «сосна» и «береза» имеются общие признаки, именно это и выражает третье – родовое по отношению в данным – понятие «дерево», в объем которого они включаются как различные виды.

В отношении противоположности (контрарности) находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, замещая их исключающими признаками. Объемы двух противоположных понятий составляют в своей сумме лишь часть общего для них родового понятия, видами которого они являются. Например, «храбрый» и «трусливый»; «черный» и «белый». Слова, выражающие противоположные понятия, называются антонимами.

В отношении противоречия (контрадикторности)находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти же признаки исключает, не замещая их никакими другими признаками. Объемы двух противоречащих понятий составляют весь объем рода, видами которого они являются и которому они соподчинены. Между двумя противоречащими понятиями не может быть никакого третьего, промежуточного понятия. Например, «честный предприниматель» и «нечестный предприниматель»; «белый» и «небелый» и т.п.

Как мы уже отмечали, предметы объективного мира и понятия, их отражающие, находятся в определенных (нами уже рассмотренных) отношениях друг с другом. Следует отметить, что учет отношений по объему между понятиями (совместимости и несовместимости) позволяет избежать логических ошибок в построении мысли. Например, «За прилавком суетилась молоденькая продавщица с глазами, как две фиалки, и легким поведением» – из рукописи, присланной в редакцию журнала «Молодая гвардия». «В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла» – здесь А.С. Пушкин в повести «Дубровский» использовал этот прием для подчеркивания выразительности мысли: учитель для богатого барина не человек, а нечто вроде товара, провианта…