Политическая доктрина Н.Макиавелли
Социально-политическая мысль эпохи Возрождения и Нового времени
Политические идеи средневековья
В первые столетия новой эры в пределах Римской империи распространяется христианство, раннехристианские богословы мало интересовались политикой. Однако к середине 4 века христианство становится государственной религией Рима и христианская церковь начинает разрботку собственных воззрений на политику.
Одним из первых обратил на нее внимание видный авторитет церкви Августин Блаженный (354-430 гг.). Его трактат «О граде божием» содержит рассуждения о государственных и правовых учреждениях, которые, как считает автор, посланы человеку свыше за грехи его. Сложившиеся политические отношения он называет «естественным порядком человеческой жизни», указывая, что это временное явление (до судного дня). Он верит, что «град земной», где любовь человека к себе доведена до презрения к богу, неизбежно сменится приходом «града божьего», где любовь к богу доведена по презрения человека к себе. Учение Августина обосновывает приоритет духовной власти над властью светской.
В период средневековья католическая церковь безраздельно господствовала в духовной жизни Европы. Политическая наука рассматривалась как отрасль богословия, догматы религии приобрели форму законов.
Западноевропейская мысль Средневековья немыслима без имени Фомы Аквинского (1226-1274 гг.). В своем трактате «О правлении государей» он пытался соединить учение Аристотеля с христианскими догмами. Он признает естественное происхождение государства, которое должно служить общему благу, но вводит различение сущности, происхождения и использования государственной власти.
Отношения господства и подчинения - сущность власти, такой порядок от Бога. Конкретные же формы ее имеют естественное происхождение, а при использовании власти возможны и злоупотребления. Если действия власти противоречат интересам церкви, то подданные вправе им сопротивляться.
В 14-16 вв. начинаются социально-экономические процессы, приведшие в итоге к складыванию в Европе индустриального общества. Происходит укрепление светского понимания государства, главными ценностями которого являлись свобода совести, свобода мысли и т.д. возникают идеи равенства всех людей перед законом. Мировоззрению церкви противопоставляют веру в человека-творца. Главной проблемой политических учений этого времени становится проблема соотношения государства и личности.
Одним из представителей эпохи Возрождения является итальянский политический мыслитель Н. Макиавелли (1469-1527 гг.). Он одним из первых стал рассматривать политику как особую сферу научного исследования и применил прагматический, утилитарный подход к анализу политических процессов. И хотя его личность и взгляды долгое время в общественном сознании пользовались дурной славой, о н считается родоначальником политической науки. В работах «Государь»(1513), «Размышления о первой декаде Тита Ливия»(1520) он сформулировал предмет и метод политической науки.
Во-первых, Макиавелли обосновал автономность и самостоятельность политической сферы и политических знаний о ней. Он первым отделил политическую науку от теологии, философии, морали. Предметом политической науки, по Макиавелли, является власть во всех ее проявлениях.
Во-вторых, он привнес в политическую науку метод.
Метод Макиавелли основан на прагматическом и утилитарном подходе к политике. Политик должен быть подобен кентавру, соединять хитрость лисицы и силу льва.
В-третьих, с его именем связана доктрина моральной целесообразности, благодаря которой возник термин «макиавеллизм», оправдывающий беспринципность и аморализм, жестокость и лицемерие, коварство и лживость в политике.
Однако при тщательном анализе его работ обнаруживается, что Макиавелли не проповедовал политическую безнравственность и насилие. Он не подчинял моральные нормы политическим. Для него утверждение «цель оправдывает средства» не абсолютно. Единственная цель, которая, согласно Макиавелли, оправдывает безнравственные средства, - это создание и сохранение государства.
Извращая макиавеллевскую постановку проблем государственной необходимости, пытаются найти у него духовное родство с идеологией фашизма. Эти и другие спекуляции, как правило, не имеют ничего общего с подлинно научным, творческим использованием теоретического наследия Макиавелли.
В-четвертых, касаясь вопроса государственных форм, Макиавелли различает форму правления, форму государственного устройства, политический режим. Устойчивость государственных форм он связывает с осуществлением идей разделения властей и парламентаризма, которые впоследствии были восприняты Дж.Локком и Ш.Монтескье. Он предугадал развитие государственности от централизованной монархии к республиканизму.
Эпоха Нового Времени характеризовалась революциями в Европе.
Политическая философия Т.Гоббса
Верховная власть и независимость светского государства – основные идеи политического учения Т.Гоббса(1588-1679 гг.). Признавая только три формы государства, Гоббс полагал, что монархия – самая лучшая форма власти, но в то же время он отрицал теорию божественного происхождения королевской власти. Более того, он считал, что источником королевской власти является общественный договор.
Т. Гоббс в знаменитом произведении «Левиафан» раскрывает свое понимание «естественного права» и «общественного договора». В «естественном состоянии», считает Гоббс, была неизбежной «война всех против всех», так как все люди созданы равными по физическим и умственным способностями, а значит равными в своих правах, но все они от природы эгоистичны, жадны, честолюбивы. Страх смерти, инстинкт самосохранения и естественных разум приводят людей к необходимости заключения «общественного договора».
Люди создают государство, добровольно отказываясь от своих естественных прав в той мере, в какой этого требуют интересы мира и самозащиты. Государство в свою очередь должно гарантировать людям свободу, то есть право делать все, что не запрещено гражданскими законами. Высшим законом государства должно быть благо народа, оно должно в первую очередь решать интересы личности.
Т.Гоббс – противник разделения властей.
Дж.Локк – основоположник социально-политической доктрины классического либерализма.
Джон Локк (1632-1704 гг.) также является сторонником естественного права и общественного договора. В своем труде «Два трактата о государственном правлении» он говорит, что в естественном состоянии люди были свободны и равны, но не было органа для разрешения споров между ними, для наказания нарушителей естественных законов. С целью обеспечения своих прав люди договорились образовать государство, точно определив тот объем полномочий, который они ему передают, сохраняя неотъемлемые права на жизнь, владение имуществом, свободу и равенство.
Властные полномочия государства должны быть четко разделены: законодательная власть должна принадлежать парламенту, исполнительная - монарху и кабинету министров. Суверенитет народа выше суверенитета государства, значит, народ имеет право на восстание с целью вернуть государство на путь закона.
Дж.Локк впервые ставит личность выше общества и государства. Идея приоритета прав личности над правами государства и общества была положена в основу концепции либеральной демократии, на которой формировалось большинство политических режимов разных стран.