Социально-политические идеи античности

Тема 2. История развития политической мысли

 

Особенность политической мысли античного периода заключалась в том, что политическая мысль развивалась в рамках философии, и ей придавалось чисто философское значение.

В античности возник термин «политика», который буквально означал «участие в управлении полисом».

Наиболее яркими представителями данного периода являются Платон, Аристотель и Цицерон.

Религиозно-философская концепция Платона.

 

Политические идеи Платона Афинского (427-347 гг. до н. э.) изложены наиболее полно в диалоге «Государство». Рассматривая государство, он выделил 2 формы политической власти:

 

1) несовершенные политические формы:

а) тимократия (правление честолюбивых/военных/,

б) олигархия (власть небольшой группы богатых людей),

в) демократия (правление большинства),

г) тирания (неограниченное и жестокое правление одного).

 

При тимократии политические права и свободы распределялись в зависимости от богатств или доходов граждан.

Демократия - власть масс, непосредственности, которая приведет в конечном итоге к тирании большинства. По мнению Платона в условиях демократии происходит ухудшение нравов, растление, бесстыдство, своеволие, поэтому она краткосрочна, и толпа обычно уступает власть тирану. Платон приходит к выводу, что власть военных, богатых, большинства и тирана противоестественна природе человека. Этим несовершенным формам государственного устройства Платон противопоставляет форму совершенной аристократии, при которой обеспечивается справедливость.

 

2) совершенная форма государственной власти возможна в смоделированном им идеальном государстве, где царит подлинная справедливость.

По Платону, идеальное государство – это проекция потустороннего царства духа на бренное земное существование, дополненная также и определенным «земным» механизмом.

Побудительной причиной создания государства Платон считал многообразие материальных потребностей человека, невозможность удовлетворить их в одиночку. Залогом стабильности государства является разделение труда по склонности души.

Управлять государством должно особое сословие философов, специально подготовленных для этой миссии (справедливое правление избранных мудрецов). Только философам должна принадлежать власть, так как истинные знания и добродетель доступна только этим редким людям.

Защищать государство призвано особое сословие стражей,

третье сословие - земледельцы и ремесленники - обязаны добросовестно трудиться на благо государства. Вмешательство в дела друг друга, переход из одного сословия в другое - величайший вред для государства. В данную иерархию не входили рабы, так как они не являлись гражданами государства, а были рабочей силой.

Платон идеализирует государство, считает, что государство является основой общества. Проблемы личности отодвигаются на второй план.

Рационалистическая политическая теория Аристотеля

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) также во главу угла ставит государство, которое, по его мнению, объединяет все социальное бытие. То есть государство первично, интересы личности, семьи, общины отодвигаются на второй план. Гражданин является безликим винтиком государственной власти (как и у Платона, тоталитарный подход к осмыслению роли, места человека в политике).

В противовес представлениям Платона выдвинул предположение о естественном происхождении государства и назвал человека «политическим животным». Человек инстинктивно стремится к совместному сожительству и созданию общественных структур, что приводит к возникновению семьи, общины, государства (полиса). Он критикует утопические политические модели Платона и дает свою классификацию форм государственного устройства по числу властвующих:

Правильные

а) монархия (царская власть),

б) аристократия (власть лучших),

в) полития (власть военных от имени большинства).

 

Неправильные –отклонения от правильных форм государственного устройства:

а) тирания (отклонение от царской власти),

б) олигархия (отклонение от аристократии),

в) демократия (отклонение от политии).

 

Полития – идеальная форма государственного устройства, которая объединяет 3 принципа: добродетель, богатство, свободу. При правильных формах государственного устройства целью политики является общее благо.

Аристотель первым связал политическую форму с социальной структурой. Для него полития олицетворяла достоинства всех существовавших форм государства и отражала интересы среднего класса.

 

Политические взгляды Цицерона

 

Цицерон (106-43 гг. до н. э.) - известный древнеримский политический деятель, оратор и мыслитель создал учение о государстве, как публично-правовой общности. Он считал, что существует естественное право, как истинный закон, который возник раньше, чем писанный государственный закон, то есть сначала возникают элементы гражданского общества, а затем государство (стоял у истоков идеи гражданского общества).

Выделял такие формы правления, как царская власть, власть оптиматов (аристократии), народная власть (демократия). Не отдавал предпочтение какой-либо из этих форм власти. Считал, что оптимальная форма правления - смешанная форма государственной власти, где представлены достоинства и позитивные элементы всех вышеназванных форм.