Сущность мышления

Мышление

План:

  1. Сущность мышления
  2. Виды мышления
  3. Операции мыслительной деятельности
  4. Структура мыслительного процесса решения проблемы (доп.)
  5. Качества мышления
  6. Стили мышления
  7. Способы активизации мышления (доп.)

Литература: Столяренко Л.Д. «Психология»

Наше познание окружающей действительности начинается с ощу­щений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления — расширение границ познания путем выхода за пределы чув­ственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаклю­чения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.

Задача мышления — раскрытие отношений между предмета­ми, выявление связей и. отделение их от случайных совпадений Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обоб­щения и планирования.

Мышление — наиболее обобщенная и опосредованная форма пси­хического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

В своем становлении мышление проходит две стадии — допонятийную и понятийную.

Допонятийное мышление — это начальная стадия развития мыш­ления у ребенка, когда его мышление организовано не так, как у взрос­лых: суждения детей — единичны, касаются конкретных предметов. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому. Большинство суждений — суждения по сходству или суждения по аналогии, поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. Самая ранняя форма доказательства — пример. При нормаль­ном развитии наблюдается закономерная замена мышления допонятийного, где компонентами служат конкретные образы, мышлением понятийным (абстрактным), где компонентами служат понятия и при­меняются формальные операции.

Понятийное мышление приходит не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов.

Формирующиеся у младших школьников мыслительные операции еще связаны с конкретным материалом, недостаточно обобщены; об­разующиеся понятия носят конкретный характер. Мышление детей этого возраста является понятийно-конкретным. Но младшие школьники овладевают уже и некоторыми более сложными формами умозаключений, осознают силу логической необходимости. На основе практического и наглядно-чувственного опыта у них развивается — сначала в простейших формах — словесно-логическое мышление, т. е. мышление в форме абстрактных понятий. Мышление высту­пает теперь не только в виде практических действий и не только в форме наглядных образов, а прежде всего в форме отвлеченных поня­тий и рассуждений.

В среднем и старшем школьных возрастах школьникам становят­ся доступны более сложные познавательные задачи. В процессе их решения мыслительные операции обобщаются, формализуются, благо­даря чему расширяется диапазон их переноса и применения в различ­ных новых ситуациях. Формируется система взаимосвязанных, обоб­щенных и обратимых операций. Развивается способность рассуждать, обосновывать свои суждения, осознавать и контролировать процесс рассуждения, овладевать его общими методами, переходить от его раз­вернутых форм к свернутым формам. Совершается переход от по­нятийно-конкретного к абстрактно-понятийному мышлению.